Автосалон в Чэнду завершается 5 сентября. Чем запомнится это китайское автошоу? Какие новинки были на нем самыми яркими? И кто из автопроизводителей откровенно разочаровал? Главные итоги выставки в режиме диалога подводят наши обозреватели – Денис БОБЫЛЕВ и Андрей ТРУБИН.
«Танками» по конкурентам
Денис Бобылев: Мне кажется, что автосалон в Чэнду заслуживает внимания как минимум из-за того, что Great Wall снова стал хедлайнером такого мероприятия, как это было, например, в Шанхае. Думаю, что другие китайские бренды сейчас думают прямо по Флемингу: «Один раз — случайность, два раза — закономерность, три раза — вражеские происки».
Лично меня удивляет, как GWM поддерживает такой поток релизов. Они и «кофейную» линейку Wey разбавили своим V72, и «Танки» показали, и стендом Ora всех порадовали, и про Haval не забыли. Хотя есть у них и два недочета – по пикапам просели и не нашли время глушитель XY… от ржавчины оттереть. Конечно, такая мелочь эта коррозия на днище, но уж могли хоть уксусом протереть трубу, чтобы не видно было.
Кстати, читал, как китайские СМИ сравнивали подвески Tank 500, 400 и 300. Что самое интересное – различий минимум. Вот я и думаю: а какой смысл этих условных разделений на две линейки у этого бренда. По сути получается, что «пятисотый» танк от своего «младшего» товарища отличается только формой кузова да третьим рядом в салоне. А, ну еще на Tank 400 поставили аналоговую «приборку». Видно для создания «хардкорного» образа.
Но в целом GWM показал гораздо меньше, чем в Шанхае. Вот только конкуренции не было – Geely разве что Atlas X показала. Не спорю – машина выглядит шикарно, но маловато это на фоне размаха Great Wall. Спецверсии Lynk & Co тоже вроде есть, но от них ожидали большего. Я, когда узнал, что версия 03+ в исполнении Cyan будет выдавать всего 265 л.с. сразу немного разочаровался. У концепта, который рекорд Нюрбургринга ставил, мощность за 500 «коней» была. И это с тех же 2-х литров сняли. В общем, и дорожную версию могли бы побольше нагрузить.
В GAC тоже очень хитрую стратегию выбрали. Презентацию одной и той же машины растянули как будто на год. Новый GS8, конечно, очень хорош собой – и внешне удался, и в салоне, и гибрид от Toyota. Вот только слишком нам его дозированно показывают. Лично я уже ожидал подробностей о ценах, о комплектациях. Как-то одного интерьера для такого мероприятия маловато.
Пощечина от Geely
Андрей Трубин: В целом невозможно не согласиться, что этот автосалон куда скуднее на новинки. Впрочем, это и неудивительно, ведь Чэнду всегда был в тени более авторитетных автошоу. Благо нам все-таки показали интересное.
GWM как обычно дал жару. Уверен, что V72 стал для многих невероятной неожиданностью, ведь до этого ретродизайн был уделом электрических Ora. Впрочем, у меня все равно возникает вопрос к огромнейшей решетке радиатора, которая прямо-таки не вписывается в общую композицию. Да и кузов взят напрямую от весеннего концепта Punk Cat. Получилась сборная солянка с излишне перегруженным передком. Впрочем, на фоне конкретно унылой «кофейной» линейки машина смотрится как откровение.
Некоторое разочарование принес и Ora. Да, лично мне приятно видеть, что Punk Cat пойдет в серийное производство, пусть и в слегка изменённом варианте, и под именем Ballet Cat. Однако, лично я ожидал технических подробностей, причем не только по китайскому «Жуку», но и по «Молниеносной кошке». Лично я возлагаю на неё большие надежды, как на главного конкурента Zeekr 01. Тут сходится как кузов, так и позиционирование модели. Лично мне «Зикр» откровенно не нравится, поэтому я отдаю предпочтение именно детищу GWM, да и цитирование некоторых стилистических деталей от Porsche только добавляет очков Ora Lighting Cat.
А вот Tank — это нечто. Не знаю, как все остальные, а лично я за этой маркой буду пристально следить. И пусть «четырехсотый» ничего радикально нового не принес, однако он невероятно хорош собой. Что касается разделений на два семейства, то все достаточно просто: кто-то хочет себе эдакий «Крузак», и тут вам в помощь «Роскошные флагманы», кому-то нужен именно брутальный внедорожник а-ля Pajero, соответственно он выберет «Механического зверя». А то что одинаковые узлы и агрегаты, так это даже хорошо. Впрочем, лично я бы не хотел видеть один и тот же двигатель с одинаковой форсировкой на всех моделях. Мощность должна повышаться по мере увеличения стоимости машины, это моя принципиальная позиция. Есть в этом бренде и какая-то очень печальная нотка. Как мне кажется, китайцы нам наглядно демонстрируют, как должен развиваться отечественный УАЗ, но наши деятели бизнеса и руководство завода в упор не замечают этот китайский опыт.
В завершение реплики стоит пробежаться по оставшимся — GAC GS8 шикарен, но если это всё, что может показать GAC, то мне становится тревожно за будущее компании. Lynk & Co 03+ Cyan является просто детской игрушкой, его форсировка откровенно смехотворна. А Geely в очередной раз разочаровала. Неужели после отличного концепта Starburst в компании посчитали, что примерять новый дизайн на актуальный Atlas — здравое решение? Лично я думал, что они как минимум покажут сам концепт, что называется, «в металле». Максимум я ожидал увидеть первую новую модель с этим экстерьером. Но получил откровенную пощечину, ведь я даже не понял, что Boyue X (в России Atlas) имеет как раз-таки тот самый дизайн концепта. Машина больше похоже на откровенно неумелую кальку с Mitsubishi Outlander. Маленькие фары явно выдают инородность передка.
Самое смешное, что мне это напомнило историю с «Приорой», которая должная была первой примерить Х-фейс Стива Маттина, однако в последний момент ее разработка была свёрнута. Я до сих пор не могу поверить, что такой огромный концерн, как Geely, выставляет рестайлинг своего главного кроссовера как дебют нового дизайна — это просто смехотворно. При этом, ещё раз подчеркну, что передок получился крайне неудачным. Он ни разу не напоминает Starburst и даёт поводы для обвинения бренда в плагиате.
Не хватило деталей
Денис Бобылев: Да, автосалону не хватило подробностей и деталей. Например, Tank 400 показали, но о нем, по сути, особенно ничего и неизвестно. Даже его размеров не предоставили, колесную базу журналисты сами меряли. У Haval XY не показали проекцию в 25 дюймов, не рассказали о его гибридной версии. Номинально все знают, что у него будет гибрид, а вот какой – непонятно… Только продемонстрировать машину, как мне кажется, не совсем достаточно. Нужно про неё и рассказать как-то интересно.
При этом какие-то марки, по сути, ничего и не показали. Тот же Zeekr представил лишь новые зарядные станции. А с машинами какой-то вакуум, и это опять-таки небольшой камень в огород Geely. Конечно, в дизайне Starburst я вижу немного логики. Достаточно посмотреть на Tugella L и Emgrand — они выглядят образцово. Не могу сказать, что Atlas X какой-то уродливый или сильно напоминает Mitsubishi/Lexus/Lada и так далее. На живых изображениях он смотрится неплохо. Но мне кажется, что с последними моделями Geely нашла свой стиль, а Starburst его нарушает.
По мне, так наибольшее количество плагиата идет от Ora. Я конечно не против, что бренд вдохновляется такими машинами, как Porche Panamera или VW Beatle. Но вот их заимствования настолько очевидны, что вызывают улыбку.
С Tank все сложнее — с одной стороны модели похожи между собой. Но с другой — они по-своему уникальны. Тот же Tank 500 меня порадовал — внешне хороший автомобиль. Единственное — как-то многовато похожих моделей они готовы выпустить в такие короткие сроки. Сомневаюсь, что даже китайский рынок сможет их усвоить. Особенно учитывая, что GWM на днях сообщил о планах по созданию еще одного бренда с уклоном в роскошь. Вроде как его предварительное название — Saloon (по-китайски 沙龙). УАЗу учиться у китайцев было бы полезно, если бы он сам стремился развиваться. Ну а что говорить о развитии, когда самый большой повод для гордости у Ульяновского завода — автоматическая трансмиссия на «Патриоте».
До этого среди брендов GWM для меня было «три кита» благоразумности — Great Wall, Haval и Wey. «Кофейная» линейка Wey, конечно, выглядит, как одна машина, но я думаю, что это неплохая «фишка». Такие же приемы есть и у того же Rand Rover с его Evoque и Velar. А вот ретроконцепт там ни к месту — сомневаюсь, что на него найдётся много покупателей. Стиля у него, конечно, хоть отбавляй, но всё равно мир развивается, а это всё остается в прошлом. Надеюсь, что в GWM не слишком ударятся в эту стезю и сохранят трезвую голову.
К слову, упоминания стоят Changan и Chery. Первый меня расстроил: я ожидал Uni-V, а получил CS75 Plus с другим бампером. Прямо и смех и грех. Chery хотя бы подошла к салону творчески — посмешила всех версиями своих мини-машинок. Ну и показали Tiggo 8 Kunpeng e и Tiggo 7 Plus. Так что к этой марке у меня претензий нет.
Кто спрятался за «Великой стеной»
Андрей Трубин: Для меня главным разочарованием стала мелочность Geely. Всё-таки такой мощный концерн, и такая мелкая попытка привлечь внимание к новому дизайну. Им ничто не стоило показать сам концепт Starburst, а не размениваться на мелкий рестайлинг.
Справедливости ради стоит сказать, что GWM теперь в моих глазах выглядит безусловным фаворитом среди китайского автопрома. И новый Saloon, который, к слову, будет выпускать не просто роскошные машины, а автомобили на водородно-электрических силовых установках, говорит мне о том, что в Great Wall хотят и могут подвинуть Geely c пьедестала. Ну а что до Wey с Haval, то лично меня их однообразие уже порядком достало, каждая новая модель ничем не отличается от предыдущей, поэтому на «кофейные» Wey и новые купеобразные Haval я даже не смотрел.
Что до Changan и Chery, то, мне кажется, они прекрасно понимали расклад сил. И если Chery действительно проявила креативность, то в Changan даже не старались. Впрочем, мне до сих пор не ясна тяга Chery к миниатюрным электромобилям. По-хорошему бы им развивать линейку eQ5, а не разбрасывать силы на откровенно малорентабельные модели. Как показывали отчётности касательно Wuling Hongguang Mini EV, с каждой машины компания имеет около 20 долларов прибыли, и это при таких тиражах, вкупе с активной господдержкой. А у Chery получается, что уже есть две миниатюрные модели и еще парочка в разработке. На мой взгляд, их стратегия приведёт к не лучшим результатам.
Денис Бобылев: Да, тут соглашусь. Большинство китайских брендов после успеха Mini EV стали с интересом смотреть на электрические сити-кары. Но успеха Wuling, думаю, в ближайшее время не повторит никто.
В целом да — Great Wall пока лидирует по релизам, а Geely ничем не удивляет. Но я смею думать, что затишье гигантского концерна превратится во что-то безумно интересное. Так, мы уже знаем о планах корпорации на развитие Zeekr и Lotus. Также сама Geely будет выпускать больше машин на платформе CMA. Под вопросом стоит Lynk & Co, но, я думаю, и эти ребята придумают что-то интересное. Меня радует, что концерн не распыляет силы, и я таю скромную надежду, что на следующих автосалонах мы многое услышим от Geely.
Андрей Трубин: Мы еще откровенно забыли про FAW с его Hongqi. Ребята пока что будто бы окопались и ждут момента. Не исключаю, что на следующем автосалоне мы увидим младший спорткар S-серии. Более того, я многого жду от китайских электромобильных стартапов. Надеюсь, что Li Auto, Nio и Xpeng нас очень сильно обрадуют.
Денис Бобылев: Ну и Changan должен в скором времени раскрыться с Avita и линейкой Uni. А пока GWM пользуется своим положением.
FAW да, как-то потерялся. Думаю, в Hongqi очень сильно задумались над своей маркетинговой политикой, когда их LS-7 благодаря фотошпионам полностью попал в сеть.
Ещё пару слов добавлю про Exeed. Совсем марка, видно, разуверилась в своих силах. Про показанный в Шанхае Stellar они даже не вспомнили, а он мне казался интересным…
А вот три главных электростартапа и правда растут. Тот же Li Auto своими продажами «затыкает» и именитые бренды — за август этого года было продано больше 8 тысяч One. Развиваются они быстрыми темпами, так что ждать можно чего угодно.
Андрей Трубин: В любом случае конец лета нас несколько разочаровал. Автосалону в Чэнду никогда не стать масштабным, если подобное продолжится. Напоминает Московское автошоу, где хедлайнер всегда один, а другие марки стараются не делать громких дебютов на нём, и в этом есть явное пересечение с Чэнду.