Не секрет, что китайские компании долгое время игнорировали потребность российских покупателей в седанах. До недавнего времени этот сегмент занимали европейские и корейские производители, а из Поднебесной привозили в основном кроссоверы. Теперь же все кардинально изменилось: 2023-й стал годом ренессанса для седанов в России.
Потребность в машинах с таким типом кузова нарастала весь прошлый год, а сегмент оставался практически пустым. Помимо отечественных моделей в нем был представлен лишь электрический Evolute i-Pro липецкой сборки. Теперь же в России официально продается более десятка седанов разных классов и размеров. И в ближайшем будущем их количество будет только расти.
Крупный седан Dongfeng Shine Max вышел на российский рынок одним из первых — модель официально представили в мае. «Китайские автомобили» тогда сделали обзор, как оказалось в дальнейшем, эксклюзивной новинки. Поскольку машины с таким интерьером теперь называют «предсерийными», в широкую продажу они так и не поступили.
Летом у бренда сменился дистрибьютор, сейчас продажами автомобилей Dongfeng в России занимается компания «Моторинвест». Появился новый сайт, всю модельную линейку перезапустили. Седан Shine Max получил приставку Aeolus к названию, новый салон и новые опции. Вместе с этим он лишился части оборудования, которое было доступно раньше.
Что дает покупателям новинка и чем выделяется на фоне конкурентов, «Китайские автомобили» выясняли в ходе четырехдневного пресс-тура по дорогам Краснодарского края.
Сияй максимально
«Максимальный блеск» — такой перевод можно увидеть в Сети, если вбить название модели в поисковике. На солнце автомобиль действительно сияет, но в целом с хромом тут не переборщили. Особенно интересно смотрится цвет, который в спецификации называется синий. На солнце он прибретает темно-зеленый оттенок, а в тени машина становится черной. Российская гамма цветов кузова небольшая, и помимо такого синего включает белый, серебристый и черный.
С момента майского дебюта внешний вид седана практически не изменился. У некоторых экземпляров над решеткой радиатора появилась красная горизонтальная полоса. При этом в сине-зеленом автомобиле, на котором мы проехали большую часть пути, такой полосы не было.
А вот красная надпись Max на решетке радиатора есть у всех машин. На передних крыльях есть еще одно обозначение — Mach. Оно имеет довольно замысловатое происхождение и связано с так называемым числом Маха, которое используется для описания скоростей и применяется, например, в авиации. В Китае обозначение Mach относится к линейке двигателей, поэтому его можно встретить на автомобилях с разными типами кузова.
В задней части седана обновились только шильдики. Вместо DFM теперь написано Dongfeng, к обозначениям Max и 320T добавили Shine. Надпись Aeolus на крышке багажника осталась, хотя изначально ее планировали убрать. Теперь же это непростое для произношения слово включили не только в название седана, но и добавили к наименованию официального сайта Dongfeng в России. В древнегреческой мифологии так именуется бог ветров, а в Китае линейка Aeolus включает целое семейство автомобилей, от компактных седанов до кроссоверов.
В целом дизайн можно отнести в копилку плюсов модели, выглядит Shine Max солидно и дорого. Но на некоторых мелочах тут все-таки сэкономили. Например, капот по-прежнему держится на «палочке», а внутреннее пространство не имеет дополнительных уплотнителей и не прикрыто пластиковой накладкой. Хотя последнее для кого-то может оказаться плюсом. Как быстро будет загрязняться подкапотное пространство, сказать сложно — за время тест-драйва дождей не было.
Багажник при ближайшем рассмотрении тоже оказался прост. Каких-то дополнительных крючков, сеток и даже внутренней ручки для закрывания в нем не появилось. Спинка раскладывается только целиком. Единственный плафон вечером светит довольно тускло, провода аудиосистемы висят ниже, чем хотелось бы. И чтобы их не зацепить, при загрузке багажника под завязку надо быть осторожнее. Объем отсека насчитывает скромные 428 л, в подполье есть органайзер и докатка в брезентовом чехле.
Также не хватает возможности открывания багажника из салона. Отпереть его можно с ключа, либо нажав кнопку на самой крышке. Спрятана она глубоко, к расположению нужно привыкнуть.
Световой фантом, массаж подиума и другие «фишки» салона
К моменту поступления товарных машин в дилерские центры, больше всего изменился салон. Он во многом отличается от того, что мы показывали в майском обзоре.
Первое отличие заметно еще до того, как вы садитесь в машину. Расцветка с черно-коричневой поменялась на черно-белую. Плюс появились контрастные оранжевые вставки. Коллеги-журналисты пошутили, что эти самые вставки и выполняют роль атмосферной подсветки, которой у автомобиля нет. Отделка дверных карт изменилась, алькантара уступила место кожаным вставкам. Кнопок на водительской двери стало меньше: память сиденья теперь настраивается через меню.
Для пассажиров заднего ряда ничего не изменилось. Есть пара дефлекторов вентиляции, один разъем USB-A, несколько кармашков на спинках передних кресел и подлокотник с подстаканниками. Даже при росте в 186 см перед коленями остается приличный запас свободного пространства, а вот над головой его практически нет. Несмотря на специальную выштамповку, покатая форма крыши все равно дает о себе знать. Форма спинки не самая оптимальная, хотелось бы либо увеличить ее наклон, либо утопить поглубже нижнюю часть. За время теста на заднем ряду удалось проехать несколько сотен километров, какого-то дискомфорта или усталости после этого не было.
Самые оригинальные решения достались водителю и переднему пассажиру. Дизайн передней панели сам по себе довольно необычен, как в плане форм, так и в плане расцветки. Вставки из алькантары также заменены на кожаные, все материалы приятны на ощупь, сборка добротная.
***
Экран приборной панели (12,3 дюйма) имеет отдельный козырек и называется Light Phantom («световой фантом»). Графика немного отличается от того, что мы видели весной. Вместо трех тем оформления тут доступны две. В левом колодце отображаются данные бортового компьютера и различные информационные сообщения. Правый отдан тахометру, показания которого «бегут» против часовой стрелки.
Темы оформления мультимедийного экрана (10,25 дюйма) не изменились, их по-прежнему две: темно-синяя и черная. Появился перевод на русский язык. Однако текущий вариант можно считать временным, новая прошивка появится примерно через месяц. А пока можно насладиться такими любопытными пунктами меню, как «ситуация», «подметание», «массаж подиума» и тому подобное.
Логика меню слегка запутана, к расположению и управлению нужно привыкнуть. Графика у дисплея приличная, но быстродействие порой вызывает вопросы. Сенсорные кнопки вокруг экрана иногда требуют повторного нажатия. Хорошо, что оно сопровождается звуковым сигналом, и вы понимаете, сработало нажатие или нет. Качество картинки с камер кругового обзора хорошее, а «музыка» Jamo (9 динамиков) звучит очень прилично.
Самая необычная «фишка» — это управление «климатом». Он однозонный и не имеет привычных механических решеток или колесиков на дефлекторах вентиляции. За распределение потоков отвечает электроника, а вы можете направлять их вручную с помощью экрана. Плюс у «климата» есть отдельный блок сенсорных кнопок и два небольших экранчика.
Безусловно, все это выглядит оригинально и производит определенный «вау-эффект». Но работа самого «климата», как и на многих других китайских автомобилях, вызывает вопросы. Даже если выставить высокую температуру, из центральных или боковых дефлекторов продолжает дуть холодных воздух. Полностью перекрыть их мы не смогли, получилось только снизить мощность потока до минимума.
В климатическом меню прячутся виртуальные кнопки обогрева передних сидений (греются только подушки). Водителю достались и другие «плюшки»: у него есть вентиляция (подушка и спинка) и целых восемь программ массажа. Само кресло визуально выглядит хорошо. Трое моих коллег оценили его форму как удобную. Мне же при длинных перегонах по трассе так и не удалось по-настоящему удобно настроить спинку под себя, после нескольких часов езды хотелось выйти и размяться. Но вообще диапазоны регулировок сиденья и руля широки.
***
Кстати, сам руль по сравнению с «предсерийным» Shine Max полностью новый. Теперь он двухспицевый, двухцветный и выглядит заметно современнее. Физические кнопки управления расположены удобно и логично. При этом не обошлось без потерь — подрулевых лепестков у седана больше нет. Причем это глобальная история, в Китае ручного режима у коробки передач теперь тоже нет. Соответственно, джойстик «робота» лишился буквы М.
Вместе с этим обновлению подвергся и центральный тоннель. Наверху появилась площадка для беспроводной зарядки, подстаканники лишились крышки, зато обрели пластиковые перегородки для регулировки внутреннего пространства. Еще одно непонятное изменение кроется наверху. Рядом с зеркалами в противосолнечных козырьках теперь видны заглушки, хотя раньше там были лампы подсветки. Зеркало заднего вида лишилось автозатемнения, но большая панорамная крыша с люком и футляр для очков остались на месте.
В вечернее время салону не хватает атмосферной подсветки. При этом потолочные плафоны имеют несколько режимов работы и светят ярко. Подсветки бардачка нет, яркость «приборки» на минимальном уровне хотелось бы еще немного снизить. Передняя оптика, которую в Китае называют матричной, светит очень хорошо. Но продвинутых функций, вроде затемнения отдельных участков на встречке или автоматического переключения с ближнего на дальний, у нее нет. Рисунок оптики у машины интересный, вечером особенно эффектно выглядит задняя часть седана.
Управляй своей мечтой
Drive Your Dreams — такой слоган красуется на новом официальном сайте Dongfeng в России. Его можно было увидеть и на фирменных номерных рамках наших автомобилей. Любопытно, что ранее подобный слоган «управляй мечтой» использовался в рекламе автомобилей Toyota, и у многих до сих пор ассоциируется именно с ними. При этом управляемость машин японского бренда практически никогда не была их сильной стороной. Как же едет мечта по имени Shine Max?
На «бумаге» характеристики модели выглядят привычными для этого сегмента. Высокофорсированный турбомотор объемом 1,5 л (190 л.с. и 320 Нм) и 7-ступенчатый «робот» с двумя сцеплениями — типичная техника для современного китайского автомобиля. Задняя подвеска многорычажная, дорожный просвет составляет 150 мм. Похожей «начинкой» обладают и другие китайские седаны, официально представленные в России. Но разница в настройках агрегатов может быть очень ощутимой, что и показывает практика.
В данном случае ходовые качества — это то, чем новый седан может зацепить покупателей. Например, к плюсам относится точный руль с понятным и прогнозируемым усилием. У него нет отдельных пресетов вроде «комфорта» или «спорта», но настройка по умолчанию хороша.
Двигатель и коробка в целом ладят хорошо, на выбор предложены три режима движения. По умолчанию установлен безымянный, в таком случае на панели приборов нет никаких обозначений. При нажатии сенсорных кнопок Eco или Sport загорается соответствующий значок. Разницу между режимами нельзя назвать большой, даже в «Эко» можно комфортно ехать как в городе, так и по трассе.
Для стандартных передвижений динамики седану точно хватит, по паспорту разгон до «сотни» занимает 8,7 с. Однако на горных серпантинах, по которым проходила немалая часть нашего маршрута, ручного управления коробкой не хватает. Почему в Китае при обновлении отказались от подрулевых лепестков, остается загадкой.
Прочувствовать все 190 лошадок тут получается не всегда. Разница в динамике с той же Omoda S5 GT, которую мы недавно тестировали, заметна. При этом Shine Max на 40 лошадей мощнее «Омоды» и весит почти на 70 кг больше. Сложилось ощущение, что двигатель «Макса» немного задушен и настроен преимущественно на экономичную езду. Возможно, именно благодаря этому расход топлива в среднем держался на уровне 8 л/100 км. Учитывая наш темп движения и загрузку автомобиля (три-четыре человека в салоне плюс багаж), это просто отличный результат.
***
Настройка подвески понравилась. Неровности она сглаживает хорошо, в поворотах и на трассе машина ведет себя стабильно. При движении на высокой скорости волны на асфальте дают небольшую раскачку, особенно это ощущается на заднем ряду. А вот шумоизоляцию явно надо подтянуть. Основной источник посторонних звуков — колесные арки и дорожное полотно. При этом на скорости каких-то аэродинамических шумов со стороны зеркал, люка или стоек кузова не появляется. Размерность резины не изменилась: это 215/50 R17. А вот производитель шин другой. Если весной стояла резина Pirelli, то теперь это Wanli.
Часть пути специально проехали в режиме адаптивного круиз-контроля. В городе он реально держит минимальную дистанцию, но после остановки набирает скорость неспешно. На трассе даже самая минимальная дистанция (есть три варианта на выбор) оставляет большой промежуток до впереди идущей машины. Как и на автомобилях Chery, делается это для безопасности. На небольших скоростях удержание в полосе работает адекватно, хотя и не идеально. При наличии разметки автомобиль замедляется в поворотах, даже когда впереди никого нет.
Также приятно, что никаких лишних звуковых оповещений (например, при выходе из заведенного автомобиля с ключом) у седана нет. Систему мониторинга состояния водителя, которая расположена на левой стойке, можно отключить.
Что в итоге
На данный момент Shine Max предлагается в единственной комплектации под названием Luxury. Удивительно, но с момента майского дебюта цена не поднялась и по-прежнему составляет 2 990 000 рублей. Более того, появились программы поддержки, благодаря которым можно сэкономить около двухсот тысяч рублей.
Учитывая сегодняшние реалии, цена выглядит интересно. На российском рынке у Shine Max есть два прямых конкурента. Это седаны Chery Arrizo 8 (3,56-3,71 млн рублей) и Changan Lamore (2,79 млн рублей). Помимо конкурентной цены седан от Dongfeng может привлечь интересным дизайном, необычным салоном с качественной отделкой и ходовыми качествами. Все-таки платформа DSMA создавалась совместно с европейскими партнерами, что и дает свои плоды.
Расширять линейку модификаций для России в ближайшее время не планируется. Хотя в Китае у Shine Max есть целых шесть комплектаций, включая гибридную. Причем там седан опять успел обновиться. На этот раз он получил легкие изменения в дизайне передней части. Плюс в Китае доступны разные варианты внешнего вида, включая двухцветную окраску кузова и спортивный обвес. Есть и различные варианты оформления интерьера.
Следующая товарная партия «Максов» должна дать российским покупателям выбор по цветам салона. Помимо светлого будет предложен и полностью черный. Стоит ли ждать новых опций, вроде расширенного зимнего пакета, пока что осталось загадкой. При этом представители компании намекнули, что следующая партия может получить другой прайс-лист. Так что если вас заинтересовал Shine Max, затягивать с покупкой не стоит. Впрочем, это можно сказать и про любой другой новый автомобиль.
Отметим, что переход Dongfeng под крыло «Моторинвеста» должен положительно сказаться на поставках новых автомобилей, расширении дилерской сети и модельного ряда, который на сегодня состоит из трех машин. Причем в рамках презентации седана у журналистов была возможность познакомиться и с пикапами Dongfeng DF6. После 150 км по серпантинам впечатления от машины остались положительные. Отдельное мероприятие по этой модели планируется провести позднее.
Также нам сообщили, что до конца текущего года модельный ряд Dongfeng в России ждет пополнение. Конкретную модель не назвали, судя по всему, это будет кроссовер из китайского семейства Aeolus.
Роман ЯРОВОЙ (@rvr50), фото автора