Сегодня мы окунемся в тайны одного очень известного бренда, а конкретно Geely. Вспомним, каким был первый, но отнюдь не серийный автомобиль этой компании, а также узнаем побольше об автомобильных предпочтениях главы Geely Ли Шуфу – одного из самых влиятельных бизнесменов современной Азии.
***
Первая машина Geely появилась в 1996 году. На заводе Geely ее украсили в праздничные красные ленточки. На номерном знаке написано: «00 J 0011 试». Иероглиф является двусоставным. Первая часть читается как «Чжэ», сокращение провинции Чжэцзян, где находится Geely. Вторая — как «Ши», что означает «тест», обозначение тестового автомобиля.
Этот автомобиль появился благодаря тому, что Ли Шуфу таким образом пытался выразить свою давнюю мечту. В интервью 2009 года китайскому телеканалу CCTV Ли Шуфу объяснял, что в начале 1990-х он чувствовал разочарование от того, что в Китае не было отечественного производителя роскошных автомобилей, таких как Cadillac или Mercedes-Benz. Он хотел доказать, что китайская компания – его компания – сможет произвести такую машину. И поэтому решил построить «китайский бенц».
Эта машина так и называлась — Geely Number 01 (吉利 一号). В то время «Джили» занималась исключительно мотоциклами. Поэтому вектор развития автомобильного сектора для компании был совершенно неясен. Ли Шуфу хотел, чтобы его китайский Benz выглядел как современный Mercedes-Benz E-Klasse W210, который производился с 1995 по 2002 год.
***
Кстати говоря, Ли Шуфу несколько лукавил, говоря, что в КНР не было своего аналога «Кадиллака» и «Мерседеса». К слову, именно этот бренд и одолжил для первого Geely свою агрегатную базу. Этим производителем автомобилей был Hongqi — возможно, самый известный производитель автомобилей в Китае, принадлежащий First Auto Works (FAW). Hongqi тоже пытался конкурировать с такими брендами, как Cadillac и Mercedes-Benz.
К сожалению, в то время они производили лишь устаревшую линейку парадных автомобилей и серию машин на базе Audi C3 100/200, совместно с держателем этой марки — концерном Volkswagen. Эти Audi производились в Китае совместным предприятием FAW и Volkswagen, которое было открыто в середине 80-х. В соответствии с соглашением, FAW имел право использовать их разработки для формирования собственной линейки седанов под собственной маркой Hongqi. Однако о разработке новых моделей на агрегатной базе Audi речи не шло. По сути, FAW сделал не больше, чем просто поменял решетку и добавил новые значки. Производство C3 закончилось в 1999 году, но выпуск варианта Hongqi продолжалось до 2005-го.
***
Именно на базе этой машины Ли Шуфу решил построить свой китайский Benz. Парадоксальная ситуация, которая очень свойственна китайскому автопрому: первый Geely оказался похож на Mercedes-Benz, при этом был построен на базе Hongqi, который являлся, по сути, Audi. Ли Шуфу не стыдился этого. В вышеупомянутом интервью он открыто признает, что Geely Number 01 был «смесью» между Mercedes и Hongqi. Geely просто купил Hongqi и отправил его на свою фабрику. Они полностью сняли кузов до переднего и заднего подрамников. И вскоре Geely создали новый кузов. Некоторые части корпуса сделали из стекловолокна, другие — из стали. Интерьер, в том числе сиденья, были перенесены из Hongqi.
В том же интервью Ли Шуфу вспоминает, как усердно он работал, чтобы подготовить машину, проводя во сне всего по два часа в сутки в течение многих недель. К счастью, все сложилось очень хорошо.
***
На автомобиле устанавливали базовые колесные колпаки Audi, которые использовались и Hongqi. Самым большим отличием является колесная база, у Mercedes она длиннее на 14,5 см. Размеры Geely Number 1 неизвестны. Но, глядя на фотографию профиля, кажется, что колесная база осталась той же, что и у донора в лице Hongqi. Из-за этого автомобиль выглядит несколько непропорционально, с очень длинным передним свесом.
К сожалению, узнать какой двигатель приводил в движение Geely Number 01 не представляется возможным. Hongqi был доступен с различными двигателями, некоторые от Audi, некоторые от Nissan, и даже от Chrysler.
Вот список использовавшихся агрегатов:
Audi
2,4 литра V6: 147 л.с. (китайское обозначение: BFK).
2,5 литра V6: 127 л.с.
2,6 литра V6: 137 л.с.
2,2 литра I5: 130 л.с.
Chrysler
2,2 литра I4: от 100 до 111 л.с. (китайское обозначение CA488).
FAW
1,8 л I4 (CA4GE (Разработка Audi)): 94 л.с.
2.0 литра I4 (CA4GE): 96 л.с.
2,2 литра I4 (CA4GE): 99 л.с.
Nissan
2.0 V6 (VG20): 123 л.с.
3.0 V6 (VG30S): 141 л.с.
***
В интервью Ли Шуфу говорит, что он был так доволен машиной, что ездил на ней везде. Он также появился на ней в городе, где, по его словам, местные жители думали, что он совершенно сумасшедший.
К сожалению, судьба Geely Number 01 оказалась весьма печальной. Автомобиль никогда не предназначался для производства, поэтому остался единственным прототипом. Он хранился на фабрике, где медленно умирал. В 2009 году он был замечен съемочной бригадой CCTV в ужасном состоянии. Решетка радиатора исчезла, появилась ржавчина и гниль, а двери отсутствовали. Местонахождение автомобиля сегодня неизвестно. Некоторые источники говорят, что он все еще хранится где-то на головном заводе, другие — что давно уже списан. Однако, мы думаем, что место этому автомобилю в музее, а не где-то на задворках производственных площадок.
***
А Ли Шуфу продолжал мечтать о Mercedes-Benz и в 2005 году выпустил Geely CK, передняя часть которого напоминала Mercedes-Benz W203 C-Class. Этот автомобиль поступил в производство и продавался довольно неплохо, хотя в качестве базового бюджетного автомобиля едва ли был конкурентом для Cadillac или Mercedes-Benz.
Однако действительно первым серийным автомобилем Geely стал совсем не премиальный автомобиль, о котором мечтал Ли Шуфу. И о нем — в следующий раз. Следите за нашими публикациями!
Андрей ТРУБИН, редактор страницы «Китайских автомобилей» в соцсети «ВКонтакте»