Подвески внедорожного короля. Разбираемся в конструкции нового Haval H9

haval h9 новый нового поколения сбоку сзади

В материалах о новом внедорожнике Haval H9 промелькнула информация о том, что его задняя подвеска имеет пять рычагов. И завертелось…

Некоторые читатели просят нас пояснить, что такое «пятирычажная» подвеска. А кое-кто откровенно радуется появившейся «многорычажке» – ведь иметь такую на внедорожнике круто! Сергей МИШИН разобрался в этой непростой ситуации.

мишин и машины рубрика

И все-таки она «зависимая»

Задняя подвеска нового Haval H9

Задняя подвеска нового Haval H9

Первым делом поспешил к дилеру, чтобы собственными глазами посмотреть на заднюю подвеску нового H9. Она оказалась точно такой же, что была на H9 первой генерации, а также как существующая по сей день на Tank 300 и Tank 500 – с «неразрезными мостами».

Такую подвеску называют «зависимой». Смысл названия в том, что левое и правое колеса соединены между собой «жесткой балкой» в роли которой выступает ведущий мост. По этой причине, когда одно из колес подпрыгивает на кочке, противоположное наклоняется. Из-за чего на неровностях шины работают не на оптимальных углах. Этот же негативный эффект проявляется, когда автомобиль кренится в повороте.

Схемы работы зависимой и независимой подвесок

Схемы работы зависимой и независимой подвесок

Существует еще и «независимая» подвеска, в которой колеса одной оси не связаны друг с другом жестко. Но о ней чуть позже.

Про мосты

Изначально на внедорожниках зависимые подвески стояли впереди и сзади. В качестве упругого элемента применялись рессоры, которые помогали удержать мосты от перемещения вперед-назад и в стороны под действием тяговых, тормозных и боковых сил.

Простая, недорогая и прочная конструкция. Такую до сих пор используют в задней подвеске отечественных внедорожников УАЗ «Хантер» и «Патриот».

Основной ее минус – управляемость машины с подобной подвеской на твердом покрытии оставляет желать лучшего. К тому же рессоры не обеспечивают достаточную плавность хода.

Со временем впереди стали применять независимую подвеску. А вот сзади мосты еще кое-где остались, но рессоры все чаще уступают место пружинам с амортизаторами.

Про реактивные тяги

Однако пружины не способны удержать мост от смещения вперед-назад и в стороны. Потому при переходе на витые упругие элементы пришлось оснастить балку «моста» комплектом «штанг», которые назвали «реактивными тягами». Поскольку они в состоянии противостоять реактивным силам и избавить балку моста от перемещения в продольном направлении и закручивания при разгоне и торможении. На концах всех «тяг» имеются резиновые сайлент-блоки, обеспечивающие мягкость и бесшумность работы всей конструкции.

реактивные штанги тяги задняя подвеска

Комплект реактивных тяг (штанг) образует «направляющий аппарат» подвески, ограничивающий возможность перемещения заднего моста в определенных пределах

Четыре продольные тяги противодействуют тяговым и тормозным силам. Пятая, диагональная, в повороте не позволяет балке сместиться в сторону. Одним концом крепится к левому краю «моста», а другим – к кронштейну, приваренному к кузову или раме в правой части автомобиля.

Последнюю называют «тягой Панара», в честь ее изобретателя, французского инженера Рене Панара. С такой схемой хорошо знакомы те, кто сталкивался с «классическими» «Жигулями» и любой «Нивой». На этих машинах подвеска той же самой конструкции.

Вспомним «Жигули»

Задняя подвеска Жигули Нива

Задняя подвеска «классических Жигулей» и всех «Нив» конструктивно очень напоминает ту, что стоит на Haval H9

Более солидные и длинные «реактивные тяги» или «штанги» (№3 на рисунке) прикреплены к нижней части моста. Те, что покороче и потоньше (№17) – к верхней. Поперечная «тяга Панара» (№22) расположена позади моста.

Подобная конструкция до сих пор применяется в задней подвеске большинства рамных (и не только) пикапов и внедорожников. Поскольку это – компромисс прочной и вместе с тем простой и недорогой конструкции. Основной ее минус – «тяга Панара» при ходе моста вверх-низ, позволяет ему слегка смещаться влево-вправо, что не лучшим образом сказывается на управляемости.

Итак, вернемся к задней подвеске нового Haval H9. Напомню, по факту она «зависимая» (то есть с «неразрезным мостом»), на пружинах, с пятью «штангами» или «реактивными тягами». Но никак не «рычагами». Почему? Сейчас расскажу.

Независимая подвеска

Теперь самое время вернуться к независимой подвеске. Здесь каждое колесо одной оси перемещается вверх-вниз самостоятельно, независимо от другого. Редуктор задней оси «вынут» из моста, и закреплен на кузове или подрамнике.

Теперь о рычагах. В любом учебнике по теории и конструкции автомобиля вы найдете пояснение, что такое «рычаг» в подвеске автомобиля. Это элемент, связывающий колесо с кузовом, рамой или подрамником.

Из этого определения вытекает, что «рычаги» существуют только в независимых подвесках. То есть слова «рычаг» или «рычаги» применительно к подвеске, однозначно говорят, что она «независимая».

задняя подвеска Запорожец левый рычаг

Левый рычаг двухрычажной подвески автомобиля «Запорожец»

Одна из самых простых независимых задних подвесок была на заднемоторном «Запорожце». По одному рычагу для каждого колеса, так что в автомобиле их было два. Кстати, выясняя количество рычагов в подвеске автомобиля, не забудьте уточнить – это на всю подвеску одной оси или на каждое колесо.

«Многорычажки»

Рычаги независимой подвески

Рычаги независимой подвески могут иметь различные причудливые формы

Многорычажными подвесками, которые народ называет «многорычажками», допустимо называть те, число рычагов в которых варьируется от трех до пяти для каждого колеса.

Рычаги независимой подвески

Рычаги независимой подвески могут иметь различные причудливые формы

В самых крутых и дорогих (как при покупке, так и в обслуживании) подвесках число рычагов может достигать пяти. И до двенадцати сайлент-блоков для одного колеса.

Конек многорычажных подвесок – комфорт и управляемость, минусы – сложность и дороговизна, в том числе и в обслуживании. Причем, чем больше рычагов, тем сложнее.

Пятирычажная подвеска

Пятирычажная подвеска (для одного колеса) – очень сложная конструкция

Задние независимые подвески кроссоверов марки Haval

Напоследок давайте посмотрим, какими задними подвесками могут похвастать кроссоверы Haval.

Элементы задней подвески Haval F7/F7x

Элементы задней подвески Haval F7/F7x

Haval F7 – задняя подвеска представлена как независимая двухрычажная, а по факту трехрычажная (для каждого колеса). То есть имеет право называться многорычажной.

Элементы задней подвески Haval Jolion

Элементы задней подвески Haval Jolion

Haval Jolion 4WD – «многорычажка» (по три рычага с каждой стороны). Хотя на переднеприводной версии задняя подвеска гораздо проще по конструкции — полузависимая. Конструктивно схожа с балкой задней подвески, что применяется на переднеприводных «Ладах».

Задняя подвеска Haval Dargo

Элементы задней подвески Haval Dargo

Haval Dargo 4WD – задняя подвеска многорычажная, хотя производителем скромно заявлена двухрычажной.

Элементы задней подвески Haval M6

Элементы задней подвески Haval M6 очень схожи с теми, что стоят на Haval F7

Haval M6 – «многорычажка», несмотря на передний привод.

Задняя подвеска нового Haval H3

Задняя подвеска Haval H3 выглядит копией с Haval Jolion

Haval H3 – представлена независимой, многорычажной, как и на Haval Jolion.

Как видим, практически на всех кроссоверах Haval сзади применена современная многорычажная подвеска. Этот факт говорит о том, что все они ориентированы главным образом на управляемость и комфорт.

Казнить нельзя помиловать

Неверно установленная запятая в этой коварной фразе приведет к непоправимым последствиям. В нашем случае неудачно использованное слово к катастрофе не привело, но смысл исказило и ввело в заблуждение.

haval h9 новый нового поколения сбоку спереди

Вопрос с пятирычажной подвеской Haval H9 закрываем не в ее пользу. Поскольку на этом внедорожнике сзади подвеска зависимая. А это означает, что рычагов в ней нет и быть не может – лишь реактивные тяги или штанги.

А путаница «реактивных тяг» с «рычагами» случилась, вероятнее всего, при не самом удачном переводе с китайского языка на русский.

Сергей МИШИН (Protector-Team), фото автора и из открытых источников

Сергей Мишин

Ранее в этой рубрике:
баннер Telegram саморекламабаннер Вконтакте саморекламабаннер Яндекс Дзен саморекламабаннер Ютуб YouTube самореклама

Если вы нашли ошибку или хотите что-то сообщить редакции сайта, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: