Согласно данным, озвученным экспертами агентства «Автостат» в ходе своей традиционной «Оперативки», в сентябре 2024 года российский авторынок продолжил рост. Причем, по некоторым показателям, он стал рекордным. Основной причиной этого стало желание покупателей расстаться с деньгами в преддверии неоднократно анонсируемого повышения утильсбора 1 октября 2024-го.
Положительные показатели имели место в объемах продаж новых и подержанных машин, в области автокредитования и ввоза новых иномарок. Так, в сентябре в страну было импортировано более 100 тыс. ед., и эти автомобили пополнили собой дилерские стоки. Их, по словам гендиректора «Автостата» Сергея Целикова, хоть и можно считать сбалансированными, однако налицо некоторый переизбыток (с начала года накопилось порядка 70,9 тыс. машин, и это к 221,3 тыс. ед. в конце 2023-го).
Основным поставщиком новых автомобилей по-прежнему является Китай (доля ввоза по странам – 78,6%). Следом за ним – Киргизия (7,7%), Республика Беларусь (6,4%) и Казахстан (4,2%). Причем, как отметил исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов, доля Киргизии в сентябре выросла с некогда скромных 2%.
В лидерах все те же имена
Без малого 91% в структуре автомобильного рынка Росси в сентябре пришлась на массовый сегмент. И здесь мы наблюдаем диктат китайских марок – их доля на сегодняшний день составляет 60%. Отечественная марка Lada по-прежнему в большом отрыве (34 985 ед.), но далее сплошь гости из Азии: Haval (19 725 ед.), Chery (16 205 ед.) и Geely (16 055 ед.). Changan, который чуть позже начал работать на нашем рынке, за счет самого обширного модельного ряда в числе догоняющих (11 534 ед.).
Следом идут компании, которые пока что не могут продать в месяц более 5 000 машин. Это Omoda с сентябрьским показателем 4 509 ед., Jetour (3 917 ед.), Belgee (3 657 ед.), Jaecoo (3 027 ед.) и GAC (2 303 ед.). Сергей Удалов уделил особое внимание бренду Belgee, чей рост по отношению к аналогичному показателю прошлого года составил 183 раза. Сергей Целиков охарактеризовал этот бренд «псевдокитайским», добавив к нему новичка рынка – Knewstar. По его мнению, таких в России станет все больше и больше.
А пока что, со слов главы «Автостата», мы имеем дело с расплодившимися суббрендами, их достаточное количество, и они стали замещать свой головной бренд Chery: «Это связано с санкционным режимом и попытками китайских концернов уходить из-под санкций, но при этом продолжать оставаться в России и продавать. Поскольку такая ситуация будет продолжаться и впредь, марки рассыпятся на составляющие, и это пойдет на пользу российской марке Lada, она в 2025 году окажется в еще большем отрыве от китайских конкурентов».
«Подходишь к автомобилю сзади, а там – иероглифы»
Массовый сегмент, согласно данным аналитического агентства, в сентябре вырос по отношению к августу на 0,9%, при этом в «премиуме» рост куда больше – 10,5%. Уровень сегмента «премиум» на сегодняшний день составляет 9,3%, и лидерство китайских автопроизводителей здесь проявляется сильнее (доля – 77%). Верховодят бренды Exeed (3 607 ед.) и Tank (3 007 ед.), догнать их конкурентам – задача не из простых.
Например, расположившийся по итогам минувшего месяца «неофициальный» бренд LiXiang продал почти вдвое меньше машин (1 846 ед.), результат Hongqi (5 место) и того слабее – 714 машин. По словам Сергея Удалова, автомобили LiXiang покупают, как правило, не взамен чего-то, а как вторую и третью машину в семью. У Voyah в сентябре – 612 реализованных автомобилей, у Zeekr – 586 ед. Отмечен успех марки Aito: рост к августу составил 48,3% (до 304 ед.), а к АПГГ – в 76 раз.
То, что «китайцев» в топ-5 разбавил BMW (4 место), Сергея Целикова не удивило: «Подходишь к автомобилю сзади, а там – иероглифы. То же самое по маркам Toyota и Audi. Они, как правило, ввозятся из КНР, то есть мы зачастую имеем дело с китайской сборкой». Почему «премиум» в сентябре вырос сильнее массового сегмента? Потому что разница по утильсбору будет больше как раз в «премиуме», отсюда и повышенная активность в классе дорогих машин, уточнили эксперты «Автостата».
По словам Сергея Целикова, за 8 месяцев текущего года на российском рынке было представлено 1011 моделей машин, из них 392 модели покрывали 99% рынка. Оставшееся большинство имело всего 1% рынка. «А ведь их нужно содержать и обслуживать, — отметил эксперт. — В 2025 году, как нам видится, будет интересная картина».
Сегмент SUV-C – самый продаваемый
Доля сегмента SUV на конец сентября 2024-го составила 65%. Более того, самым «урожайным» оказался сегмент SUV-C (доля – 24,1%), в котором представлено 118 моделей с несомненным лидерством Haval Jolion. На 2 месте – прежний лидер, сегмент B (23% и 57 моделей). Здесь по-прежнему сильны позиции Lada Granta.
В сегменте SUV-D (18,6% и 121 модель) никто пока не в состоянии дать бой Geely Monjaro. Этот вседорожник, к слову, возглавил список самых ввозимых иномарок в сентябре. Средневзвешенная цена автомобиля за 8 месяцев сего года выросла к АППГ на 8% и составила 3,11 млн рублей.
Андрей ИВАНОВ (@chinamashina)
средневзвешенная цена — это видимо волшебная несуществующая цена, ибо со всеми скидками Монджаро дешевле 3.6 млн не существует, при чем эта цена чисто теоретическая, с учетом кредита (на котором человек тоже теряет существенные деньги), КАСКО как условие кредита, трейдина и т.д. В реальности меньше 4.2 млн вряд ли выйдет. Параллелтный импорт меньше возможно, но не сильно больше 400-500 тыс, т.е. в среднем 3.7-3.8 млн…. Какие 3.1 млн средневзвешенная???? Что вы там взвешивали???
Взвешивали ВСЕ автомобили, некорректно написано, действительно кажется, что цифра относится к Монджаро.