Главный вопрос в преддверии наступающего 2025 года: насколько дороже станут новые автомобили. Именно «дороже», поскольку веры в падение их стоимости ни у кого нет – ни у потребителей, ни у игроков рынка. Слишком много объективных причин, что называется, «на стороне зла».
Пока мы готовили данный обзор, пресс-служба АвтоВАЗа разослала итоговый релиз, в котором похвасталась перевыполнением плана в уходящем году (525 525 автомобилей), заявив, среди прочего, что «сохранит текущие цены на автомобили Lada до 14 января 2025 года, когда будет осуществлена запланированная индексация для ряда моделей и модификаций». А что, спросите вы, по «китайцам»?
Январь продержимся
— Думаю, что в январе 2025-го цены на новые автомобили меняться не будут, а вот в феврале они, скорее всего, уже пойдут вверх, — прокомментировал запрос «Китайских автомобилей» Николай ИВАНОВ, директор департамента новых автомобилей компании «Рольф». — Это связано с возросшим тарифом утильсбора, который 1 января наступающего года будет в очередной раз проиндексирован. Запасов на складах сейчас хватит на 3-4 месяца. Мы посчитали, что на данный момент складские запасы брендов китайского производства у российских дилеров составляет примерно 300 000 автомобилей. Учитывая, что январь-февраль — это всегда низкий сезон, исходим из того, что на 3-4 месяца запасов хватает
По словам эксперта, в январе машины будут предлагаться еще по старым закупочным ценам, а дальше дилеры будут смотреть за соотношением спроса и предложения. «В январе новый утильсбор окажет влияние только на «электрички» и гибриды, — отметил Николай Иванов. — Остальные автомобили уже с февраля будут растаможиваться по новому тарифу, это абсолютно точно. Объясню, почему говорю именно про февраль. Дело в том, что они будут растаможиваться по новому тарифу с 15 января 2025 года, закладываем время на логистику, и получается как раз февраль».
Ренат ТЮКТЕЕВ, заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон», считает, что в начале следующего года следует ожидать повышения цен на новые автомобили примерно на 2,5-3%.
— Индексация ставок утилизационного сбора с 2025 года — не единственная причина роста цен. В 2024-м автопроизводители увеличили отпускные цены (в связи с ростом ключевой ставки ЦБ, ставок кредитования и укреплением основных валют) непропорционально росту своей себестоимости. Часть повышения была перенесена на следующий год, чтобы избежать падения продаж в декабре
По информации эксперта, на данный момент на складах дилеров и импортеров в России находится около 350 тыс. новых автомобилей, и основная доля приходится на запасы производителей. Этого объема хватит примерно на 4 месяца продаж, полагает Ренат Тюктеев.
С приведенной цифрой согласен независимый эксперт Георгий ВИХРОВ, уточнивший, что это без учета параллельного импорта. На наш вопрос, откуда такой переизбыток на дилерских стоках, он заявил, что это связано с изначально завышенными планами китайцев относительно ввоза в Россию, а также «добавками» перед анонсированным повышением «утиля».
— Средневзвешенная стоимость нового автомобиля на российском рынке увеличилась в 2024 году на 14%, — заметил Ренат Тюктеев. – Скорее всего, в первом полугодии 2025 года средний рост цен составит от 7% до 10%. Для скидок запаса маржи у дилеров попросту нет, поведение производителей предсказать сложно. Очевидно то, что большинство аккуратнее отнеслись к планированию производств на следующий год, опираясь на снижение продаж в конце года
Николай Иванов, в свою очередь, считает, что цены на новые автомобили в следующем году вырастут, в среднем, на 10%: «Скачка может ждать уже в марте, потому что закончатся складские запасы, а дальше будем смотреть на макроэкономические показатели – тот же курс валют. Потому что с утильсбором ситуация в следующем году будет стабильная, повышение будет только одно — с 1 января 2025-го».
Авторынку мешают депозиты
А вот сокращение объемом автокредитования, наметившееся в октябре 2024-го, существенного влияния на изменение стоимости машин, по его мнению, не окажет.
— В целом, это то, чего добивается регулятор, пытаясь потушить инфляционные процессы в экономике, — заявил Николай Иванов. – Свою лепту автокредитование внесет только в том смысле, что это повлияет на объем продаж, не более того.
С ним согласен и независимый эксперт Артем САМОРОДОВ: «Люди будут морально не готовы делать покупки, причем даже в кредит, — по причине все той же высокой ставки Центробанка РФ. Как закономерный итог — некоторый застой в продажах».
Татьяна АКИМОВА, исполнительный директор компании «Автомаркетолог», обратила внимание на рост потребительских цен: «Наши финансовые власти проводят жесткую кредитно-денежную политику, и она, по всей видимости, надолго. В первой половине 2025 года ключевая ставка точно не снизится, а скорее, пойдет вверх». Также, по словам эксперта, есть некоторые временно-конъюнктурные факторы, которые влияют на цены. К их числу относятся индексация утильсбора, а также повышение тарифов на грузовые и пассажирские перевозки.
— Динамика заработных плат населения, которая в последнее время была на высоком уровне, неизбежно будет снижаться, — отметила Татьяна Акимова. — Это всё по причине кадрового дефицита. Рост банковских ставок активно влияет на увеличение объема вкладов людей. В начале ноября 2024 года на вкладах физлиц находилось почти 53 трлн рублей, и привлекательные ставки по депозитам продолжаются – они, в свою очередь, стимулируют приток средств от населения. Из-за этого люди стали меньше тратиться, в том числе на автомобили. Если граждане начнут уходить от депозитов сроком до 1 года (это наибольшая доля вкладов в общей структуре), то такой тренд сформирует на 2025 год отложенный спрос
По утверждению эксперта, на увеличение депозитов влияние оказывает и ключевая ставка. «В наступающем году может выстрелить такой тревожный фактор, как девальвация рубля. К весне, как многие прогнозируют, за доллар будут давать 120 рублей. Это неизбежно подогреет цены на новые автомобили».
Неужто «электрички» станут дешевле?
Несколько иная картина с автомобилями, завезенными по параллельному импорту. По мнению Николая Иванова, уже в январе 2025-го будут переписаны ценники на кроссоверы Lixiang, которые поставляются из Китая: «Это связано с возрастанием утильсбора на гибриды и электромобили из Поднебесной. У нас сейчас есть запас из 120 автомобилей, завезенных еще по старому «утилю». Думаю, мы все их распродадим в январе. Если кто-то хочет купить этот автомобиль на 700 000 рублей дешевле, то можно успеть «запрыгнуть в последний вагон».
О высокой конкуренции со стороны гибридов и китайских «электричек» на российском рынке говорит и Александр КОРОТКОВ, CEO проекта Likvi.com. Это, по его словам, хорошо, потому как приводит к «ценовым войнам» с зарубежными брендами, такими как Tesla, Volkswagen, BMW и Mercedes-Benz. А это, в свою очередь, прямой путь к снижению цен:
— Несмотря на высокий спрос, мы наблюдаем снижение стоимости электрических машин. В период с ноября 2024-го по январь 2025 года демпинг и появление новых моделей приведет к снижению цен на предыдущие поколения моделей на альтернативных источниках питания. Уверен, что в ближайшие годы рынок электромобилей в России будет развиваться быстрыми темпами.
Свой оптимизм эксперт подкрепляет данными, согласно которым доля электромобилей на указанной выше платформе выросла в 11 раз. При этом число желающих продать электромобиль невелико — доля всего 0,18% от общего числа выставленных на продажу автомобилей на б/у рынке.
Андрей ИВАНОВ (@chinamashina)
Be the first to comment on "«Запрыгнуть в последний вагон». Как будут меняться цены на китайские автомобили в 2025 году?"