«Зеленая повестка» потихоньку сходит на нет не только в развитых европейских странах, но и в России. Продажи электромобилей на нашем рынке за два месяца 2025-го снизились в годовом выражении на 63%. При этом 25% из зарегистрированных 1,3 тыс. сделок – заслуга юридических лиц, они отчасти и вытягивают показатели сегмента. На этом «упадническом» фоне поражает смелость решения бренда Geely, который 17 марта дал отмашку продажам нового электрического кроссовера EX5. Что ждет автомобиль в России, «Китайским автомобилям» рассказали непосредственно игроки рынка.
Дилер не спешит
По всей видимости, еще рано говорить о том, что первые партии Geely EX5 уже поступили ко всем дилерам. Мы обзвонили ряд автоцентров и убедились в том, что у одних машин еще нет — будут, что называется, со дня на день, другие и вовсе решили не связывать свой бизнес с этой моделью. «Мы, безусловно, знали о том, что EX5 должен пополнить модельный ряд Geely, но пока автомобиль не заказывали, — ответила нам Татьяна КУЛЕВА, менеджер отдела продаж петербургского автоцентра «Парнас». – Не могу комментировать, изменится ли наше решение в будущем, все возможно».

Электрический кроссовер Geely EX5 рядом с пермским ДЦ «ДАВ-авто»
В российской пресс-службе Geely Motors подтвердили сказанное представителем дилерского сообщества:
— Автомобили EX5 уже доступны у некоторых дилеров, но не у всех. Кто-то из дилеров, действительно, отказался от электромобиля. Но это не означает, что машины не будут закупаться в перспективе.
В автоцентре «Авангард Лахта» (СПб) электрокроссовер EX5 ожидают в течение нескольких недель, а в ДЦ «Оками» уже вовсю пополняют заказы. Екатеринбургский дилер своевременно подсуетился и затоварился сразу несколькими экземплярами. Более того, один даже успел выставить на клиентский тест-драйв.
— Не скажу, что удалось уже продать EX5, однако первая бронь уже есть, — заявил местный сотрудник отдела продаж. – Глупо рассчитывать на большие объемы продаж, при этом определенный спрос на «электричку», уверены, будет.

Электрический кроссовер Geely EX5 рядом с казанским ДЦ «Барс Авто»
Независимый эксперт Александр КОВАЛЕВ заявил, что Geely EX5 – так называемая нишевая модель, которая появилась на российском рынке в условиях падающего спроса на электромобили:
— Кроссовер ориентирован на тех, кто воспринимает электромобиль не просто как средство передвижения, а, скорее, как технологичный или даже модный гаджет. Это молодая, прогрессивная аудитория, которая ценит передовые системы помощи водителю, мультимедийные возможности, комфорт и, зачастую хочет ассоциировать себя с «зелёными» инициативами.

Салон электрического кроссовера Geely EX5 / фото ДЦ «Автоцентр Автострит»
В аналогичном ключе размышляет, директор департамента новых автомобилей компании «Рольф» Николай ИВАНОВ:
— Первым делом следует сказать, что доля продаж электромобилей в настоящее время резко снижается. Например, продажи Zeekr в январе-феврале 2025-го упали практически в 5 раз. Данный тип автомобилей сильно потерял в спросе. Но Geely EX5 — это автомобиль с правильным размером и оснащением. Большую роль играет и хорошая репутация зарекомендовавшего себя бренда Geely. Безусловно, это штучный товар. И дело не в цене, а в том, что это — электромобиль. В больших объемах не продается ни одна «электричка» просто потому, что наш рынок пока к этому не готов.
Несколько часов у розетки
Представитель ДЦ «Авангард Лахта» заметил, что Geely EX5 не является откровением в сегменте, одно время автосалон торговал продукцией Skywell, и может, якобы, судить о том, что какой-никакой спрос на электромобили в стране существует. Однако независимый эксперт Георгий ВИХРОВ с таким примером не согласился, посчитав его не самым удачным:
— Опыт Skywell действительно имел место, и где сейчас эта компания? Понятно, что электрокроссовер от более известного бренда Geely – совсем другая история. Но все равно надо смотреть правде в глаза. Если ореол эксплуатации EX5 ограничится крупным мегаполисом – почему бы нет? И в идеале владелец такого автомобиля должен проживать в загородном доме, чтобы там заряжаться от бытовой сети, а это несколько часов у розетки.

Электрический кроссовер Geely EX5 в волгоградском ДЦ «Автоцентр Автострит»
По мнению Александра Ковалева, уже сам портрет аудитории значительно сужает потенциальный объем продаж новинки Geely.
— Опять же зарядная инфраструктура остаётся слабым местом, — озвучил заезженную тему эксперт. — В крупных городах она хоть как-то развита, но в регионах практически отсутствует. Это ставит под сомнение привлекательность EX5 за пределами мегаполисов. EX5 вряд ли станет бестселлером Geely в России, но и «хоронить» его не стоит. Geely умеет делать хорошие автомобили, и, что не менее важно, умеет их продавать.
Цена адекватная? Смотря какие скидки

Кроссоверы Geely EX5
В представительстве компании отказались назвать хотя бы приблизительные цифры прогнозируемых продаж, что, в общем-то, неудивительно. Даже примерную цифру не озвучил и ни один из наших респондентов. Не в последнюю очередь спрос будет зависеть от стоимости нового электрокроссовера.
— Цена 4,1 млн рублей для официально ввезенного автомобиля, причем, с гарантией — это нормально. Будут ли дополнительные акции поддержки от импортера зависит от динамики продаж, — прокомментировал Николай Иванов.

Салон Geely EX5
Менеджер ДЦ «Оками» заметил, что уже сегодня действуют скидки от импортера. Если суммировать «плюшки» (Trade-In плюс автокредитование), стартовая цена Geely EX5 может опуститься до 3,6-3,7 млн рублей. Топовый уровень исполнения с учетом выгод будет на уровне 4 млн рублей (вместо 4,4 млн рублей – РРЦ). С таким ценовым предложением, отметил представитель автосалона, Geely EX5 может даже составить внутреннюю конкуренцию бестселлеру Monjaro. На наше замечание, каким образом продавец намерен сравнивать «электричку» и бензиновую машину стоимостью 5 млн рублей, молодой человек ответил, что исключительно по функционалу. При этом в списке прямых конкурентов Geely EX5 продавец видит Zeekr 001, который, опять же, выходит заметно дороже – 5-6 млн рублей.

Салон Geely EX5 Pro
Александр Ковалев согласен с этим прогнозом:
— Конкурировать EX5 придётся преимущественно с бензиновыми автомобилями — просто потому, что официально представленных конкурентов среди электрокаров сейчас нет. У Geely есть козыри — хорошая гарантия и все плюсы официальных поставок. Это может помочь переманить клиентов у параллельно импортируемых Zeekr, Tesla и др.
Георгий Вихров, в свою очередь, отмечает, что не все коту Масленица, и нужно помнить про совершенно дикий уровень утильсбора в отношении электромобилей. С 1 января 2025 года в России утилизационный сбор на электромобили для юридических лиц увеличился более чем в 20 раз. Для новых автомобилей и машин возрастом до 3 лет он составляет 667 400 рублей (вместо 32 600 рублей).

Кроссовер Geely EX5
— Надо понимать, что ставка будет повышаться ежегодно, вплоть до 2030 года, — отметил эксперт. — Через 5 лет за каждую «электричку» младше 3 лет придется доплачивать утильсбор 1 172 400 рублей. Удовольствие не из дешевых. Впрочем, чего загадывать так далеко, посмотрим, какими будут продажи EX5 через полгода. Обычно столько времени уходит на то, чтобы новичок стал более-менее заметным для потребителя.
Андрей ИВАНОВ (@chinamashina)
Чтоб корова меньше ела и больше давала молока, её надо меньше кормить и больше доить. Отличный план, надёжный, как швейцарские часы!