2025 год начался с резкого падения продаж новых автомобилей в России. Для меня на это есть очевидные причины – повышение утильсбора и запретительные кредитные ставки. Но многие эксперты называют еще одну – уверенность покупателей в том, что в связи с улучшением геополитической ситуации так называемые традиционные бренды из Америки, Европы, Японии и Кореи вернутся на российский рынок.
Мол, я не хочу покупать «китайца» и лучше еще поезжу на своем не самом свежем «европейце», «японце», «корейце», а потом куплю такого же, но нового, вместо того, чтобы купить новый китайский автомобиль уже сейчас.
Простите, у меня для таких «ждунов» плохие новости.
Но сначала я сделаю признание. Скоро будет уже 10 лет, как я впервые сел за руль современного электромобиля. Это была Tesla, опробовать которую удалось в одной из европейских стран. Я был поражен этой машиной, но… старые добрые бензиновые автомобили в одночасье не разлюбил. И я люблю именно европейские бензиновые автомобили. Например, BMW. То есть я признаю, что старая, немецкая школа автомобилестроения – до сих пор на высоте и выпускает отличные машины.
Однако бизнес есть бизнес. И тем, кто надеется продать много BMW в России сразу после снятия санкций, я не позавидую.
***
Давайте посмотрим на ситуацию трезво. Сейчас речь пока идет только о том, чтобы перестать стрелять, и соглашения даже по этому пункту полностью не достигнуто. Далее должно быть какое-то соглашение о долгосрочном мире, которое устроит все стороны. Когда оно будет достигнуто? Думаю, это займет месяцы.
Только в случае его достижения, начнутся переговоры о снятии с России санкций. Я не эксперт в политике, но тоже смотрю новости и понимаю, что это займет время. И только потом начнется бизнес, в котором я уже что-то понимаю.

Дилеры, вынужденные сменить Skoda на Chery, могут захотеть вернуть свои потери / фото Алексея Богачева
Уход иностранных брендов из России был связан с тем, что все потеряли деньги. Потеряли деньги иностранные компании, которые вложились в российский рынок, а потом ушли. Потеряли деньги российские дилеры. И потеряли деньги российские автовладельцы, которых в одночасье лишили гарантии и дилерской поддержки.
Все захотят компенсаций. Иностранные компании – чтобы им компенсировали инвестиции и упущенную прибыль. Дилеры – чтобы им выплатили неустойки по разорванным контрактам. Автовладельцы – чтобы им компенсировали затраты за ремонт во время гарантийного срока, за который они платили сами.
Если установится стабильность, то рано или поздно все договорятся. Но сколько это займет? Мне не так уж и мало лет, и я помню, что между крушением Железного Занавеса и до прихода иностранных автокомпаний официальным путем в Россию прошло 15-20 лет. Занавес рухнул в конце 1980-х. А автобренды пришли в середине 2000-х – до этого иномарки поставляли почти исключительно «серые» дилеры.

Пройти через эту проходную в Калуге Volkswagen уже вряд ли сможет
Так что официального возвращения BMW, Volkswagen, Toyota, Hyundai я бы не ждал в ближайшие годы, даже если сильные мира сего сумеют о чем-то договориться. «Серые» поставки, конечно, будут, они есть и сейчас. Но не официальные.
***
Теперь давайте поговорим о ценах. Почему некоторые думают, что после возвращения «традиционных» автобрендов цены на их машины станут сильно ниже, чем сейчас, в салонах «серых» дилеров? Издержки снизятся не на много. Рост цен, который наблюдается с начала 2022 года, связан далеко не только с санкциями, но и с другими факторами. Я убежден, официальные Volkswagen или Toyota будут стоить примерно так же, как они стоят и сейчас в «серых» автосалонах.
Чтобы снизить цену, потребуется перезапустить локальное производство. Но как, если эти автозаводы уже перешли на выпуск китайских моделей? Нужен будет или обратный выкуп производств у китайцев, а это деньги, или строительство новых заводов, а это тоже деньги.

Внедорожники M-Hero I EVR и Mercedes-Benz Gelandewagen не сопоставимы по цене / фото Романа Ярового
Что мы имеем в итоге. В самом благоприятном случае, а я на него надеюсь, «традиционные» бренды вернутся через несколько лет, а их машины продолжат стоить заметно дороже китайских. Чтобы сравнять разницу в цене с китайскими машинами европейцам или японцам понадобятся огромные инвестиции и 15-20 лет.
***
А теперь представьте, чего может достигнуть китайский автопром за эти 15-20 лет, если продолжит развиваться теми же темпами, что и сейчас. Через 15-20 лет Chery, Geely, Great Wall будут компаниями с 35-45-летней историей, то есть весьма уважаемыми автопроизводителями. К этому времени на заводах в Китае сменится поколение инженеров, технологов, управляющих.
Уже сейчас китайцы делают очень достойные автомобили. К моменту возвращения «традиционных» брендов в Россию китайские машины будут восприниматься как минимум не хуже. И я уверен, что они будут к тому же дешевле.
Я вижу только одну опасность для китайского автопрома. И это не европейцы, японцы, американцы или корейцы. Это… Индия. Если что, пара российских доменов, которые можно перевести как «Индийские автомобили», уже заняты.
Роман РАССУДКОВ, основатель компании Rucars
Ранее в этой рубрике:
- Шанс выжить. Основатель Rucars Роман Рассудков — о том, как Китай спасет западный автопром
- Почему в России нет дешевых электромобилей. Колонка основателя Rucars Романа Рассудкова
- Потому что могут. Колонка Романа Рассудкова о китайских суперкарах и Xiaomi SU7 Ultra
В рубрике «Блоги» мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. По вопросам создания своего блога на сайте «Китайские автомобили» пишите на au*********@ma**.ru.
Дилеры китайшрота массово завыли, что народ не хочет ведра из б/у фольги с непрогнозируемым ресурсом покупать по 5-6 млн. руб. и через все доступные им каналы и «говорящие головы» пытаются вдолбить населению в головы мысль, что надо срочно все бросать и бежать покупать у них все эти китайские поделки, только чтобы дилеры привыкшие вкусно жрать и сладко пить, случайно с голода не подохли. Но покупатели слишком хорошо помнят коврики в салон по 500.000 руб и их «установку» по 200.000-300.000 руб. Так что остается только пожелать нашим дилерам скорейшего разорения и пусть валят на завод, к станку, дармоеды. А ну и «дорожную» Шнура им поставить, на дорожку.
Будем брать немецкие и японские поделки из бу фольги за 10 млн. Так победим.
Да, будем. Завидуйте молча.
Что ж эти «достойные автомобили» рассыпаться начинают на выезде из салона? Я уже не говорю про эргономику, рассчитанную на пришельцев с Альдебарана, а не на людей.
Ну и цены. Стоили бы эти «достойные авто» как в Китае меньше ляма, черт с вами, покатался год-другой и спустил под откос для разрядки нервов — не жалко, но покупать этот «достойный автомобиль» за три-четыре, а то и пять цен? Извините, я деньги не в папиной тумбочке беру.
Чтобы автомобили стоили как в Китае, то это вам на правительство нужно наехать. А не тут негодовать.
Да это платный бот, они сейчас очень оживились.
Впервые получаю подпись без письма (с)
Не согласен в корне с данным «икспердом» — как только будет команда на возвращение, всё заработает в течение полугода-года, но не 15-20 лет. Поменять вывески не проблема, салоны есть, инфраструктура вся готова, в 90-х годах этого ничего не было, а сейчас вернуть всё взад не проблема ….
Пока ваш камент не удалили за хамство, отвечу.
Помню, в 2018-2021 гг. комментаторы вроде вас тоже всё говорили, что не надо пока покупать машины, надо подождать, пока цена упадёт. Теперь новая песня — «надо дождаться европейских машин, и тогда…»
ОК, положим, отмашку дадут прям завтра и автомобили из Европы, Кореи, США и Японии вернутся через полгода-год. Ну и что? Курс доллара, правда, понизился, но он всё равно гораздо выше, чем до 2022 года. Таможенные пошлины тоже выше. А утильсбор улетел в небеса и возвращаться не собирается. Напротив, он только будет год от году выше, что утверждено постановлением Правительства РФ. И это ещё игнорируя те факторы, о которых написано в статье: что все стороны постараются друг друга подоить при «возвращении».
Поэтому нет никаких предпосылок, чтоб немецкие и др. машины стоили в три раза дешевле. Цены будут процентов на 10-15 меньше, чем сейчас, да и то — до очередного повышения утильсбора.
(Вот я и поговорил с ботом, ура.)
По ценам соглашусь с вами, дешевле не будет. Факторов много, и политика ЦБ, и лоббируемый зомби-вазом утиль, etc. Но для меня основной вопрос не в цене, а в качестве, в конце концов, если совсем прижмет, пересяду с D на C. Но это должна быть машина в которой мне комфортно, где не нужно лезть в магнитолу, чтобы включить/выключить дальний свет, где есть _кнопки_, где ногам хватает длинны подушки, а зимой в морду не начинает дуть внезапно ледяной воздух. Про феерические «инженерные решения» я просто молчу. Та же веселая хохма с полным приводом на восьмом чери тиго, к примеру.
А для так называемых «всех» именно в цене, иначе бы машины Автомобильного Волжского автомобильного завода не доминировали бы на рынке.
Если же конкретно для вас вопрос не в цене, то и сейчас можно купить любую машину, не дожидаясь никаких «возвращений», и не только обычный «Мерседес», а даже редкостный «Морган». Всё доступно, всё в продаже есть. Не СССР, чай.
Результат такого «возвращения» уже можете наблюдать в режиме он-лайн на примере KGM. Повангую, что через годик позорно свалят, им не в первой…
ув. эксперт на Индию зря надеется, последние лет 10 только и слышу что дескать Индия сместит Китай… в отличии от Китая, в Индии всегда был капитализм и самый дешевый человеческий ресурс, однако Индия с их городами как была самым большим бомжатником, так им и осталась… сравнивать инфраструктуру городов, скоростных и ЖД трасс этих стран глупо, а в промышленных мощностях Китай ушел далеко в отрыв