Современные электрические авто лично для меня являются огромной загадкой. Почему? Да потому, что, в большинстве своем, все они прямо противоречат концепции электрической мобильности.
Теоретически перевод авто на электротягу объяснялся заботой об экологии. Которая выражается в том, что электромобиль не производит вредных выбросов, не шумит, да еще и максимально эффективно использует энергию замедления авто, на каждом торможении отправляя большие порции электричества обратно аккумулятор. Попутно снижая тепловые выбросы от тормозов. И, казалось бы, все очень логично. Именно поэтому, в соответствии с концепцией бережного отношения к природе, электрический автомобиль должен максимально эффективно и целесообразно использовать энергию. А значит, не должен быть мощным, большим, тяжелым и динамичным, расходующим огромную энергию для поддержания непомерного эго того, кто находится за рулем. Ведь для уверенного перемещения в пространстве достаточно минимального мотора и небольшого блока аккумуляторов, рассчитанного на дневной пробег порядка 150-200 км. Все остальное — уже избыточная роскошь и прямое надругательство над природой.
Несмотря на это, по какой-то таинственной причине, большинство автопроизводителей избрали совсем иной путь. Электрокары строятся по принципам маслкаров из эпохи до первого нефтяного кризиса 70-х годов. Огромные габариты, потрясающие мощь и крутящий момент. Невероятная динамика и перенасыщение авто многофункциональными системами комфорта и информационно-развлекательными комплексами, которые сами по себе тратят огромное количество энергии в процессе работы. В результате, практический любой современный электрокар выглядит как издевательство над здравым смыслом и совершенно точно не улучшает экологию, а просто тешит эго социально озабоченных и обеспеченных владельцев, давая им возможность гордо демонстрировать свою экологическую продвинутость всем остальным.
***

Электрический седан Evolute i-Pro
Однако, существуют и приятные исключения. У меня на тесте оказался любопытный экземпляр из мира электрической мобильности — Evolute i-Pro. Который сразу удивил меня тем, что, несмотря на свою электрическую сущность, выглядел как обычный компактный городской седан с двигателем внутреннего сгорания. Такой типичный городской житель, оптимизированный для узких пространств современного мегаполиса, перенасыщенного автомобилями и людьми. Так что простой и утилитарный дизайн мне понравился хотя бы потому, что он не выглядел высокомерно и не выпячивал свою электрическую сущность, делая ее вызывающе заметной в потоке других транспортных средств. Да, классические и плавные формы кузова не вызывают восхищения, но и не приведут к отторжению и неприятию со стороны остальных участников дорожного движения. Да и вообще, как мне кажется, мода на вызывающий и яркий дизайн постепенно уходит из современного мира мобильности.
Внутри автомобиль тоже ничем не удивляет. На первый взгляд, даже не скажешь, что это электрокар. Правда, потом начинаешь замечать некоторые странности. На 7-дюймовом дисплее приборной панели присутствует шкала расхода энергии. Хотя это не новая опция исключительно электрических машин. Люди старшего поколения еще должны помнить о приборе под названием эконометр, который показывал, насколько экономично в данный момент времени работает двигатель авто. Все остальное выглядит вполне классически — спидометр и уровень температуры.

Электрический седан Evolute i-Pro
А вот индикатор режима работы климат-контроля — это уже необычно. И не совсем понятно, почему он расположен именно там. Возможно, это связано с тем, что и клавиши управления климатом также располагаются на руле. Зато сам руль вполне удобен и даже эргономически совершенен. 8-дюймовая панель информационно-развлекательной системы заботливо отгорожена от воздействия солнечных лучей защитным козырьком. Впрочем, это не сильно помогает. Яркости, на мой взгляд, недостаточно, а поверхность самого экрана уж слишком глянцевая и с радостью отражает все что только может. И хотя к быстродействию системы, построенной на базе Android, претензий нет, но мне она показалась несколько избыточной и сложной. И большую часть функций я оттуда бы просто убрал.
Если опуститься по торпедо чуть ниже, то появится ряд физических кнопок, которые отвечают за систему стабилизации, парктроники, режимы работы авто, порт зарядки и аварийную сигнализацию. Ниша для мобильного телефона явно разрабатывалась тогда, когда в моде был iPhone 6, поэтому для современных гаджетов места там явно мало. Зато присутствует полка под центральным тоннелем, где есть одна розетка USB и один 12-вольтовый порт.

Салон электрического седана Evolute i-Pro
Джойстик управления коробкой вполне традиционен. Хотя, конечно, коробки передач у этого автомобиля нет. Ее функции на себя взял электромотор. Странно, что сам джойстик имеет больше позиций при переключении, чем это необходимо автомобилю. Но, с другой стороны, на процессе это никак не сказывается.
Водительское сидение простое, но при этом довольно комфортное. Электрических регулировок нет — только механика. И на первый взгляд, это противоречит здравому смыслу. Разве в электромобиле не все должно быть электрическим? А вот и нет. На самом деле, как раз в электромобиле с электричеством необходимо обращаться максимально бережно. Так что все правильно. А вот на регулировках руля сэкономили — они отсутствуют. Хотя его положение подобрано довольно грамотно и не вызывает вопросов.

Медиасистема Evolute i-Pro предполагает подключение внешних устройств и установку сервисов «Яндекса»
Сзади также нет никаких чудес. Пространства ровно столько, сколько может обеспечить конструкция кузова авто. И если говорить о двух пассажирах, то все довольно комфортно. Порадовало пространство в районе колен. Но при этом и здесь не обошлось без упрощений. Спинка второго ряда сплошная и не складывается. Так что объем багажника здесь постоянный и неизменный — 502 литра. Хотя, строго говоря, на холоде будет даже меньше. Под его полом скрывается минимальный набор инструментов и докатка. Вот и все.
***

Задний ряд сидений электрического седана Evolute i-PRO
Пора посмотреть, как автомобиль умеет вести себя на дороге. Запускается он простым нажатием на клавишу «старт-стоп». И… тишина в салоне продолжает оставаться тишиной. Просто активируются приборная панель и экран информационно-развлекательной системы. Правда, электроны в блоке аккумуляторных батарей сразу переходят в возбужденное состояние и готовятся броситься в обмотки асинхронного двигателя мощностью 150 лошадиных сил при крутящем моменте 210 Нм.
По умолчанию автомобиль настроен на «ЭКО-режим». И нажатие на педаль газа вызывает плавное, но уверенное ускорение авто, сопровождающееся легким жужжанием электричества и чувством неожиданного удовлетворения со стороны водителя. Почему оно возникает? Да потому, что ускорение совершенно линейно и понятно. И при этом настолько точно дозируется педалью, что начинаешь ощущать себя контролирующим 8-литровый мотор суперкара, которому наплевать на нагрузку.

Багажное отделение седана Evolute i-PRO
При этом подвеска, по крайней мере на асфальте и стандартных «лежачих полицейских», не вызывает нареканий. Руль с электрическим усилителем довольно понятен и информативен, хотя несколько пустоват в околонулевой зоне. Впрочем, тут вообще все довольно стандартно для современного автомобиля, который, как правило, использует массовую традиционную подвеску МакФерсон спереди и упругую балку сзади. Кстати, мотор может раскручиваться до 16 000 оборотов в минуту. И это дает возможность разгонять Evolute i-Pro до 145 километров в час без использования дополнительных трансмиссионных ухищрений.
Однако, машина может преподнести сюрприз. Для этого надо нажать на клавишу выбора режимов и активировать режим «Спорт». Приборная панель сразу окрасится в оранжевый цвет, а у водителя появится возможность ощутить, что такое 150 электрических лошадей в деле. Ускорение наступает сразу и неотвратимо. Стоит только нажать на педаль газа, и автомобиль без усилий начинает увеличивать скорость, вызывая чувство глубокого удовлетворения.

Cедан Evolute i-PRO на одной из зарядных станций в России
Нет, на самом деле, именно в этом режиме я ощутил великую силу электрической мобильности, которая при довольно скромных формальных характеристиках обеспечивает драйв, недостижимый на абсолютном большинстве современных турбомоторов. Фактически Evolute I-Pro превращается в другой автомобиль с более упругим и правильным рулем, способным сильно удивить высокомерных соседей по транспортному потоку. Особенно приятно то, что один и тот же крутящий момент присутствует на любой скорости, и в силу этого делает автомобиль более безопасным. Почему? Да потому что газ это один из самых совершенных инструментов безопасности для переднеприводных авто.
***

Моторный отсек электрического седана Evolute i-Pro
А теперь главное. На мой взгляд, этот автомобиль оказался одним из самых правильных электрокаров, присутствующих на российском рынке и в наибольшей степени соответствующем идее электрической мобильности. Он не мощный, у него небольшая батарея. Он не выглядит вызывающе. Его цена с учетом скидок и субсидий делают его доступным для массового потребителя. А ведь экологическая польза от электрокаров может быть достигнута только в том случае, если он не будет превращен автопроизводителем в предмет роскоши и инструмент для бессовестного зарабатывания больших денег на каждом клиенте под эгидой псевдозеленой мобильности. Он просто должен быть простым и финансово доступным. Так что скромные технические характеристики Evolute i-Pro – скорее большой плюс, чем абстрактный минус.
Кстати о характеристиках. Емкость батареи составляет 53 кВт⋅ч. Запас хода — 433 км. Двигатель — 150 л.с. При 210 Нм крутящего момента. Разгон до 100 км/ч — 9,5 сек. Тип привода — передний. Габариты. Длина — 4680 мм, ширина — 1720 мм, высота — 1530 мм. Колёсная база — 2700 мм. Клиренс — 150 мм. Объем багажного отделения — 502 л. Снаряженная масса — 1577 кг. Полная масса — 1969 кг. Рекомендованная розничная цена Evolute i-Pro составляет 2 490 000 рублей. Но с учетом господдержки в размере 35% от РРЦ (807 154 рубля), с использованием кредитных средств банка, получающего госсубсидию, а также прямой скидки в размере 183 846 рублей, автомобиль можно приобрести за 1 499 000 рублей.

Шасси седана Evolute i-PRO
Однако, на мой взгляд, сейчас концепция Evolute I-Pro несколько опережает развитие экологического сознания современного массового потребителя услуг мобильности. И это может оказаться сдерживающим фактором для увеличения продаж подобных авто. Хотя, по мере того, как городская инфраструктура будет становиться все менее благоприятной средой обитания для традиционных авто с ДВС, перед подобными машинами откроются захватывающие перспективы.
Хотя, конечно, для этого необходимо все-таки добавить хотя бы минимальные опции комфорта в виде обогрева руля и лобового стекла. И если это получится, то потом добавить и подогрев сидений. Так что будем наблюдать за дальнейшей судьбой этого авто, которое пока, скорее всего, будет пользоваться более активным спросом со стороны корпоративных заказчиков и агрегаторов такси.
Егор ВАСИЛЬЕВ (@chinamashina)
Ранее в этой рубрике:
- Почему премия «Внедорожник года» стремительно теряет актуальность. Взгляд Егора Васильева
- А существуют ли внедорожники на самом деле? Егор Васильев о выборе лучших SUV на российском рынке
- Почему для пикапа DongFeng DF6 цена имеет лишь символический характер. Взгляд Егора Васильева
Отсутствие в авто подогрева сиденья и руля — просто фатальная ошибка, т.к. в электромобиле элементарно холодно зимой, даже при включенном отопителе салона. Покупая его сразу размышляйте о том, охота ли вам заморачиваться установкой дополнительного дизельного отопителя.
Остается понять зачем электричка за 55-ой параллелью…
Тут есть опечатка в слове «практически», но не суть.
Здесь следовало бы вспомнить про Wuling Hongguang Mini EV, который разошёлся в КНР солидным тиражом. Про его конкурентов такого же класса. А также про достаточно скромный BYD Qin, который играет в той же рыночной нише, что и «Эволют» у нас, и некоторые другие машины BYD. Всё это бестселлеры китайского рынка. И если принять их во внимание, то авторский посыл, что электромобиль «должен быть простым и финансово доступным», вполне выполнен — в КНР!
Ну, а у нас тут своя атмосфера. Не стоит ругать за неё производителей автомашин.
Вот +100500, наши рулилы автопромом почему-то напрочь игнорируют правило, что бюджетные автомобили гораздо более чувствительны к повышению ценника. Привезённый в Россию тот же Wuling Hongguang Mini EV стал бы стоить 1,7-2млн(право, нельзя же его продавать дешевле Гранты!), что напрочь перечёркивает саму идею этого автомобиля. Оне что, надеются на наш Атом или Амбер-авто(не сильно наш) ? Так эти авто изначально в среднем классе(ближе к верху среднего) цен, а ничего массового даже и не предполагается. На убогий Е-Ларгус, претендент на место того самого Хонгуанга, залупили ценник 4млн!