В прошлых выпусках нашей исторической рубрики мы уже рассматривали рождение одной из крупнейших китайских автокомпаний — Geely. Сегодня же хотим затронуть другого крупного игрока, который очень давно известен в нашей стране.
История Chery Automobile Co. началась в 1997 году, когда мэрия города Уху, что в провинции Аньхой, задумала появление серьёзного промышленного производства, дабы создать новые рабочие места и вывести престиж города на новый уровень. И вскоре британское отделение Ford продало правительству города Уху конвейер и другое оборудование для производства уже немолодого двигателя Ford 1.6 CVH, который в КНР получил индекс SQR480.
Однако правительство не удовлетворил тот факт, что их город будет выпускать только ДВС. Да и акционеры в лице мэрии, властей провинции, да и некоторых частников были недовольны одним только производством двигателей. Требовался автомобиль!
***
Заводская легенда гласит, что пришедшие на совещание в мэрию руководители завода попросили дать разрешение на производство машин, и им был дан ответ: «Ки рюи», что дословно обозначает «Великое благословение». Коллектив завода решил, что это выражение должно стать названием нового бренда. Тогда же было решено транслитерировать фразу английскими буквами. Сразу отметим, что в китайском автопроме того времени — это очень редкое явление. Большинство брендов предпочитало не считаться с мировой общественностью и называло свои бренды на китайском языке, тем самым фактически закрывая самим себе путь для экспорта.
Но вернёмся к названию нового бренда. У китайских филологов в итоге получилось незвучное Qirui. Естественно, это не понравилось маркетологам, и было решено слегка переиначить имя, дабы оно звучало красивее. И вскоре на суд коллектива представили новое наименование – Cheery. Да, именно с двумя Е. Однако далее ситуация приобрела комичный масштаб. Поскольку китайцы не были сильны в английской орфографии, то в официальных документах вскоре были допущены ошибки, и таким образом бренд стал привычной нам «Вишенкой» с одной Е. Правительству и другим акционерам это даже понравилось. Поэтому слово Chery и стало официальным названием, под которым бренд существует и по сей день.
***
А теперь рассмотрим первый автомобиль бренда, появившийся в 1999 году. И тут читателю будет сложно разобраться во всех названиях. Модель получила заводской индекс А11 и название Fengyun, но при этом в Китае также использовались названия Fulwin и Windcloud.
По сути, A11 представляет собой SEAT Toledo первого поколения — модель, которая была построена испанским филиалом группы Volkswagen и выпускалась с 1991 по 1998 год. Машина базировалась на платформе Volkswagen Group A2. Это та же «тележка», которую FAW-VW Automobile использует для своей успешной модели FAW-VW Jetta. Производство Windcloud действительно зависело от тайных сделок с теми же поставщиками запчастей, что работали с FAW-VW. Вскоре Volkswagen начал готовить судебное разбирательство, однако последующее финансовое урегулирование вне суда позволило немцам воздержаться от запланированного судебного процесса. Все ловкие и успешные переговоры были работой инженера Инь Тунъяо, который до Chery трудился в китайском совместном предприятии FAW-Volkswagen.
Приобретение чертежей Toledo осуществлялось тайно, несмотря на то, что SEAT являлась дочерней компанией Volkswagen. Видимо, на тот момент руководство испанского бренда не считалось с «немецким центром» и не осведомляло главу концерна о сторонних сделках. А в качестве двигателя стоял тот самый, уже упомянутый древний агрегат Ford. Это 4-цилиндровый 1,6-литровый силовой агрегат мощностью 94 л.с. Позднее мотор был заменен современными бразильским двигателем Tritec и собственной разработкой Chery — Acteco.
***
Однако все складывалось не слишком хорошо. Главной проблемой стало китайское законодательство, которое ограничивало выход на рынок новых игроков. Поэтому в течение почти двух лет Chery официально производила только «автокомпоненты». Да и крупный заказ на поставку для нужд городской администрации и работы в таксопарках по всей провинции Аньхой не слишком спасал ситуацию.
Разрешение на продажу автомобилей по всей стране Chery получила в 2001 году. Тогда 20% акций Chery Automobile были переданы компании SAIC. Такое решение стало тем самым «особым благословением», о котором заявлено в китайском названии компании. Именно этот шаг позволил марке выйти на весь китайский рынок. Однако вскоре SAIC продала свою долю акций из-за возросшего напряжения между Chery и другим партнером — General Motors. В этом же, 2001 году, бренд начал поставлять автомобили в Сирию. Именно там появилось знакомое отечественным автолюбителям название — Amulet. Chery стал крупнейшим китайским экспортером легковых автомобилей с 2003 года, а в 2011-м экспортировал около 25% от общего объема производства.
Chery A11 под разными названиями производился до 2006 года. Однако ещё в 2003-м был представлен Chery A15, который представлял собой рестайлинг А11. И именно эта модель попала на рынок РФ под названием Amulet.
P.S.
А упомянутый ранее инженер Инь Тунъяо не напрасно проявил чудеса дипломатии в корпоративном споре с Volkswagen. Сейчас этот уважаемый в Китае человек и возглавляет компанию Chery. Во главе с ним она закрепилась в статусе самого успешного экспортера на китайском авторынке.
Андрей ТРУБИН, редактор страницы «Китайских автомобилей» в соцсети «ВКонтакте»