А готовы ли вы, уважаемые друзья, отправиться в «славную провинцию Гуандун» снова? Интересно, что слова «путник, ты своим не поверишь глазам» из одной известной музыкальной композиции очень точно описывают тот хаос и беззаконие, которое творилось в китайские «лихие 90-е» в Гуандуне.
Наш сегодняшний герой — компания Guangdong Wanli Automobile, базировавшаяся в большом городе Чжаньцзян в провинции Гуандун. И вроде бы тут все по старинке — якобы собранные в КНР Toyota и Mitsubishi, однако есть интересное отличие: помимо серых схем производства, предприятие имело и полуофициальные отношения с другими брендами. Что это значит? Если говорить грубо, то те самые Toyota и Mitsubishi договаривались с Wanli, причем в основном в обход центральной власти, исключая таким образом некоторые бюрократические аспекты. Более того, некоторые модели действительно собирали на предприятии, пусть и крупноузловым методом. Компания использовала обозначение WLZ для своих автомобилей.
***
Китайское название компании — Wanli (万里) — означает «10 000 ли». «Ли» — это традиционная единица измерения, которая равняется 500 метрам, но сегодня она используется редко. В Wanli периодически использовали английскую торговую марку Wemry. Однако на машинах их «производства» можно видеть аж два варианта интерпретации имени — Wemry и Wemli, которые, очевидно, выбирались случайно. Доходило до абсурда: некоторые автомобили могли носить таблички сразу с двумя вариантами торговых марок.
Китайские автопроизводители иногда используют разные английские имена для международного и отечественного рынков, причем добавляя их в довесок к основному названию завода. Выглядело это так: Wanli (завод) + Wemry/Wemly (промежуточное обозначение) + WLZ (аббревиатура завода). Возможно, бренд Wemry предназначался для международного рынка, а название Wemly — для местного рынка. Экспорта, как мы понимаем, не случилось, да и не могло случиться в принципе, поэтому, вероятно, в компании решили использовать обе марки в Китае.
Интересно, что масштабы предприятия не такие уж и маленькие, ибо для него было построено несколько жилых зданий. Правда, завод уже давно прекратил свое существование, но общежития для рабочих все еще заселены. Некоторые из жильцов — должно быть, бывшие сотрудники. Но давайте уже перейдем к машинам.
Mitsubishi Pajero
Для КНР это уже откровенно родной автомобиль, если учесть сколько предприятий выпускало его, в том числе и по-настоящему. Wanli в основном фиктивно «производил» версии V20 и V33. Причем все эти варианты в компании получили одно и то же обозначение WLZ5030XLD. Полное название этих моделей звучало как «Wanli Mitsubishi Pajero WLZ5030XLD». Это отражается в шильдиках на крышке багажника, при этом и оригинальные значки Mitsubishi никуда не девались. Стоит отметить, что иногда можно встретить дополнительную надпись Wemry на осветителе номерного знака, то есть, в соответствии правилами нейминга, машина называлась вообще адским заклинанием «Wanli Wemry Mitsubishi Pajero WLZ5030XLD».
Причина, по которой значки Mitsubishi и Wanli одновременно присутствовали на одном и том же автомобиле, вероятно, заключалась в том, что у них было совместное предприятие с Mitsubishi по производству и продаже автомобилей под материнской японской маркой. Причем там автомобили выпускались уже в полном смысле этого слова крупноузловым методом. Подобные договоренности очень распространены в Китае даже сегодня. В рамках сделки об СП, иностранный партнер предоставляет китайскому право продавать часть продукции общего предприятия под своим именем.
Toyota Land Cruiser
В настоящее время Land Cruiser является своего рода иконой статуса. Однако почти четверть века назад к этой модели относились несколько иначе. И в первую очередь это был универсальный внедорожник. Для КНР это не такая популярная машина, как Pajero, зато её внедорожные качества ценились на том же уровне. Посему и не удивительно, что Land Cruiser J80 стал тоже объектом «производства» в Гуандуне. К сожалению, мы не знаем, какое обозначение получила эта модель. Под капотом скрывался 6-цилиндровый двигатель объемом 4 литра. Отдача силового агрегата составляла 155 лошадиных сил.
Suzuki Vitara
Этот маленький японский всепроходимец тоже очень полюбился китайским потребителям. Собственно говоря, «производством» этой модели тоже занималось сразу несколько контор Гуандуна. В Wanli машина имела обозначение WLZ5020XLD.
Kia Sportage
Достаточно необычный для КНР автомобиль по тем временам. Насколько известно, Wanli была единственной компанией, «производившей» Sportage в Китае. На решетке радиатора, что интересно, оставался значок Kia. Однако аббревиатуры с индексом нигде на нём не видно.
Toyota LiteAce
Сказать про этот минивэн особо нечего. Он весьма популярен в Китае даже сейчас. Причем как под материнским брендом, так и под множеством китайских. Wanli в этом плане далеко не единственный. Обозначение неизвестно.
Toyota HiAce
С этим минивэном все интереснее, так как он, по всей видимости, под материнским брендом не производился. Единственное напоминание о японских корнях — это надпись Toyota на бортах. Автомобиль обозначался как WLZ6460.
Toyota Coaster
А вот это уже уникальный случай для всего Гуандуна. Ибо по серой схеме «производства» автобусы проходили очень и очень редко. Причем здесь поленились снять оригинальные японские шильдики, поэтому скромно поместили значок Wanli в левый нижний угол. Обозначение почему-то не указано.
Toyota HiLux
Те, кто постоянно читают наши выпуски, уже знают, что к Toyota HiLux шестого поколения в КНР особый пиетет. Добрый десяток компаний пытались скопировать внешний вид этого пикапа. Конечно, большинство из них — локальные производители, но были и крупные рыбы, например, FAW. Объединял всех этих подражателей тот факт, что в качестве шасси, в основном, выступали классические пекинские пикапы BJ2032C. Однако в Гуандуне «производили» именно оригинальные машины.
Wanli отличился от других тем, что, как и в случае с Toyota Coaster, не снимал оригинальные шильдики, а просто помещал свой значок на крышку грузовой платформы. По той же причине неизвестно обозначение автомобиля в рамках «производства» на Wanli.
Hyundai Grace
Последний Wanli, о котором известно на данный момент, — это достаточно редкий в КНР корейский минивэн. Строго говоря, он сам по себе не был оригинальным, ибо базировался на шасси Mitsubishi Delica третьего поколения. Саму Delica в КНР выпускало бесчисленное количество компаний, но вот Grace был практически неизвестным. Машина проходила под названием WLZ6470.
Конечно, Wanli — это не последний фейковый производитель на территории Гуандуна, но, пожалуй, один из самых интересных.
Андрей ТРУБИН, редактор страницы «Китайских автомобилей» в соцсети «ВКонтакте»
Be the first to comment on "История китайских автомобилей. Как фейковый производитель запутался в своих шильдиках"