Если вы хорошо разбираетесь в автомобильной истории Советского Союза, то наверняка знаете, что у Советской армии имелась пара заводов, которые выпускали особые автобусы. В китайской Народно-освободительной армии все было ещё интереснее. Ведь заводы, которые принадлежали армейцам, вполне могли выпускать и гражданскую продукцию. Предприятие PLA 3401 — одно из таких.
История этого завода могла бы так и остаться в архивах, если бы не англичанин Оливер Барнхэм, который в 1980 году путешествовал по Китаю и снимал на фотокамеру все автомобили местного производства, которые только мог встретить. Он и сфотографировал один из многочисленных «клонов» BJ212 в Чунцине и Шанхае. Обе машины имели военные номера. Внедорожники отличались от Beijing BJ212 и были скорее похожи на Shanghai SH211A, за исключением того, что спереди были установлены сдвоенные фары.
И только в конце 10-х годов XXI века автоисторикам удалось выяснить название автомобиля и завод изготовитель. Итак, знакомьтесь: Wuqi 5.7, где цифровой индекс, разумеется, обозначает одну из важных дат в китайской истории. Точно понять, что это за дата, не представляется возможным. Однако полагаем, что сделано это в честь так называемых Школ кадров 7 мая, которые появились во время второго этапа «культурной революции». Ко всему прочему машина имела и второе название — Wuqi ZH70.
***
Благодаря западным автоисторикам мы теперь можем увидеть и рекламный буклет завода, который датируется 1 июля 1970 года. На нем запечатлена продукция предприятия: неизвестный седан, Wuqi ZH70/5.7, микроавтобус Wuqi 620 (похожий на Tianjin TJ620) и два грузовика, последний из которых напоминает Jiefang CA-30A.
Жаль, но название и характеристики седана нам неизвестны. Вполне вероятно, что эта легковушка, выполненная в американском стиле, сделана в единственном экземпляре.
А вот о Wuqi ZH70 известно всё… но это абсолютно неинтересно, ведь, по сути, это тот же BJ212, о котором сказано уже порядочно.
Микроавтобус Wuqi 620 тоже не отличается оригинальностью. Он использует ту же ходовую часть, что и внедорожник, поэтому сказать о нем что-то новое не получится.
Загадкой остаётся грузовичок между Wuqi 620 и предполагаемым Jiefang CA-30A. Учитывая его размеры, можно было бы сказать, что это аналог Nanjing NJ130, но с оригинальным оперением, которое напоминает советский «Урал».
***
История завода PLA 3401 оказалась весьма мимолётной. В 1981 году он изменил название на «Пекинский машиностроительный завод Яньцзин», а через 6 лет стал именоваться как «Пекинский автозавод Яньцзин». Но об этом в другой раз.
Закончить же стоит на том, что дальнейшая судьба предприятия остаётся неизвестной. Ведь в нынешнем хаосе названий и предприятий отследить историю одного миниатюрного бренда весьма проблематично.
Андрей ТРУБИН, редактор страницы «Китайских автомобилей» в соцсети «ВКонтакте»