Цены на китайские машины в России неоправданно высокие – об этом открыто заявили сразу несколько руководителей дилерских компаний. Однако снижать стоимость они не спешат, обвиняя в жадности производителей и таможенников. «Китайские автомобили» изучили мнения участников рынка.
Опрос дилеров провело агентство «Автостат», которое пришло к выводу, что цены на китайские машины в России выше, чем на такие же в Китае, в 1,5-2 раза (на самом деле доходит до трех раз). Хуже того, что подобная динамика стоимости касается и автомобилей, которые собирают на территории ЕАЭС. Кто виноват и что делать? – спросили аналитики дилеров.
Кто виноват?
— Разница в ценах объясняется жадностью китайских производителей и российской таможни. Другого объяснения нет, как нет и оправдания. И те, и другие воспользовались сложившимися обстоятельствами на российском авторынке, и размер превышения реалистичной цены зависит от воли производителей и требований существующего таможенного законодательства, — заявил член совета директоров, ГК «Долавто» Сергей Климов
Похожее мнение, только чуть мягче, выразил и другой участник рынка.
— В связи с отсутствием конкуренции не было также и ограничивающих факторов, которые могли бы помешать повышению цен. Вместо того, чтобы увеличить поставки бюджетных автомобилей и занять освободившуюся от других зарубежных брендов нишу, китайские автопроизводители, наоборот, подняли цены и снизили объемы поставок, — заявил председатель Совета директоров «БН-Моторс» Алексей Подщеколдин
Их коллеги были не столь категоричны.
— Существует целая гамма статей издержек в бюджете любого импортера автомобилей или «локализованного китайца», которые едва ли способны в ближайшей перспективе сравнять розничные цены на один и тот же автомобиль на рынках России и Китая. Логистика, таможенные пошлины, утильсбор, сертификация, процентные ставки, валютные риски, система «ГЛОНАСС»… – перечислил факторы роста цены гендиректор ГК «Аларм-Моторс» Роман Слуцкий
И только один из опрошенных упомянул и дилеров. Правда, исключительно недобросовестных.
— Производители обязаны пройти процедуру растаможки своих авто, которая включает в себя получение ПТС, оплату сбора, таможенной пошлины и утилизационного сбора. Это уже увеличивает конечную стоимость для потребителя в 2 – 2,5 раза. И это без учета логистических расходов на доставку автомобилей морем, по железной дороге или автовозом (примерно 150 тысяч рублей до Москвы). Помимо этого, ряд недобросовестных дилеров завышает рекомендованные розничные цены, пользуясь тем, что китайский автопром на сегодняшний день – практически единственная альтернатива отечественным машинам. Например, в феврале 2023 года в некоторых автосалонах России автомобили Geely, Haval и Chery продаются на несколько десятков тысяч дороже, — отметил руководитель дилерского направления сети автосалонов Fresh Auto Денис Решетников
И что же делать?
Судя по всему, остается только ждать, когда цены на китайские машины в России упадут до приемлемого уровня.
— С постепенным ростом объема и качества предложения на рынке, как со стороны китайских, так и российских автопроизводителей, конкуренция будет расти. На мой взгляд, разница в стоимости идентичных автомобилей на рынках России и Китая с учетом кросс-курса может вскоре приблизиться к коэффициенту 1,3. Известно, что уже в этом году на российский рынок вернутся компактные и среднеразмерные седаны, о чем уже заявили, как минимум, 6 известных китайских брендов. Полагаю, что этот фактор позволит потенциальному покупателю найти более комфортную ценовую альтернативу моделям SUV. Думаю, что благодаря появлению седанов на рынке снова появятся автомобили с автоматической трансмиссией стоимостью около 1,5 млн рублей, — оптимистично спрогнозировал Роман Слуцкий
Похожий расклад предполагает и другой эксперт.
— Логично было бы предположить, что наша цена должна отличаться от цены в Китае на размер транспортных издержек плюс таможенные платежи в размере 5-10%. Снижать цены может заставить только рынок. Продавать более дорогие автомобили всегда выгоднее, чем дешевые, при прочих равных условиях. А так как объемы продаж у производителей из КНР раньше были небольшими, то переход к дорогим моделям был мечтой китайских автомобилестроителей. Думаю, что через какое-то время они обязательно вернутся в более низкий ценовой сегмент. Chery уже диверсифицирует свой модельный ряд. Как только будет заполнена ниша дорогих автомобилей, и другие производители обратят внимание на эконом-сегмент, — полагает Сергей Климов
Кроме того, дилеры ожидают увеличения скидок на китайские автомобили.
— В настоящее время многие китайские автомобили продаются со скидкой от автопроизводителя до 600 тыс. рублей. По нашим данным, в этом году китайские дистрибьютеры планируют увеличить размер скидки на покупку нового автомобиля. Она будет составлять от 600 тысяч до 900 тыс. рублей. Также снижение цен на автомобили китайских брендов возможно в случае увеличения производства российских автозаводов и при появлении новых дистрибьютеров на рынке РФ. Повысится конкуренция – снизится дефицит. Удерживать цены на высоком уровне будет нецелесообразно, так как значительно сократятся продажи дорогостоящих автомобилей, — подчеркнул Алексей Подщеколдин
Кстати, сайт «Китайские автомобили» уже в ближайшие дни возобновит регулярный мониторинг цен на машины из КНР в РФ.
Михаил НАДЕЖДИН (@chinamashina)
Вы собрали мнения заинтересованных сторон, какой смысл их слушать — пеняют на все кроме самих себя, а вы сделайте аналитику — свою. Обозначьте составляющие цен на примере самых популярных автомобилей, трех — четырех разных марок, чтобы можно было проследить составляющие формирования цены. Узнайте отгрузочные цены производителей, добавьте все пошлины и сборы, сформируйте цену, по которой дилер получает автомобили, и все остальное — его маржинальная прибыль. Сделайте выводы — что с этим делать. Каковы динамики на рынке «серых» продаж у частников, какова разница в стоимости, если покупать авто у них? Каковы гарантийные обязательства производителя в этом случае? И уже с этим обратитесь к вышеперечисленным в статье лицам — пусть они, располагая выдержкой фактов, выскажутся. А пока это начинка из мыслей пальцем в небо типа «ща прикину»: «Производители обязаны пройти процедуру растаможки своих авто, которая включает в себя получение ПТС, оплату сбора, таможенной пошлины и утилизационного сбора. Это уже увеличивает конечную стоимость для потребителя в 2 – 2,5 раза»…
эксперты так себе, особенно неофициальные дилеры
информация такая-себе. Комментарии бы от более крупных игроков. А то выглядит как заказная статья
Если что, без негатива
«жадностью китайских производителей и российской таможни» — цены китайских производителей для всех одинаковы, но «дорого» только в РФ )) Про таможню вообще сказочно — там без разницы кто произвел, все авто платят одинаковые сборы (исключение — частнику платить меньше, чем юр. лицу).
Спросили жуликов почему они воруют )))
А чего же раньше все перечисленные факторы стоимость автомомбиля в 2-3 раза не увеличивали? Китайцы поменялись? Что-то я в этом сильно сомневаюсь. В странах ЕвразЭС россиянам отказывают в продаже автомобилей,а цены у них дешевле. Налицо ценовой сговор диллеров.
Раскладываю все по полочкам . Начну с нашей стороны .До 24 февраля китайские производители в небольшом своем количестве и в редких случаях переваливали за 2 млн. руб.за свой новый автомобиль. И в то смутное время и сейчас курс рубля к «токсичному» доллару США остается +- прежним и только в апреле 2023 года рубль перешагнул грань в 80 рублей за доллар). Таможня как была 48 % за ввоз нового автомобиля так и остается. Цена бензина\солярки в розницу в нашей стране как была так и остается прежней. Плюс ко всему прочему в стране нахаляву китайцам досталась куча новехоньких автозаводов, в которые им не надо было так вкладываться, как если бы они открывали производство с нуля . Они стали массово выпускать свои автомобили на этих заводах, Часть деталей теперь не требует затрат на доставку. Налоги для предприятий остались прежними. Рабочая сила в РФ гораздо дешевле сейчас чем в КНР. Итак осталась маржа дилера ,которая напрямую зависит от стоимости автомобиля и е го позиционирования. Пояснюсь ,- чем престижней автомобиль тем больше к его цене накинет продавец. Из всего выше перечисленного становится ясно следующее :с нашей стороны для ухудшения работы китайских автопроизводителей ничего не изменилось от слова совсем (за исключением алчности дилеров).Поэтому сам собой напрашивается вывод,- обоснованных факторов ,способствующих увеличению ценника в 2-2.5 раза со стороны РФ не произошло,кроме алчности автопроизводителей и автодилеров. К повышению цен на автомобили более чем на 10-15% в ушедшем году не было и нет тем более в 2023 году. Что имеем в итоге , Это чистой воды корпоративный сговор китайских производителей с так называемыми «нашим» дилерами.