На чем зарабатывают дилеры китайских автомобилей. Интервью с акционером компании «Долавто» Сергеем Климовым

акционер компании «Долавто» Сергей Климов
На фото: акционер компании «Долавто» Сергей Климов

Компания «Долавто», расположенная на севере Москвы, — один из старейших автодилеров столицы. Сейчас «Долавто» занимается продажей автомобилей китайских марок, а также работает как мультибрендовая автосервисная станция, предлагая услуги технического обслуживания, слесарного и кузовного ремонта. На территории техцентра расположен также и магазин, где в продаже представлен широкий ассортимент запчастей, расходных материалов и аксессуаров.

Начало 30-летней истории

Мы встретились с собственником «Долавто» и обсудили особенности работы компании в новых реалиях авторынка, а также поговорили о будущем дилерского бизнеса в России и об условиях для выживания и роста дилеров. Сергей КЛИМОВ — один из акционеров компании «Долавто» — принадлежит к тому поколению предпринимателей, которые и стояли у истоков российского автобизнеса. «Мы начинали в 1992 году, когда здесь на месте нашего автоцентра было большое поле. «Мы» — эти три собственника компании, которые до сих пор стоят у ее руля. Через несколько лет после открытия мы получили официальное дилерство «АвтоВАЗа», но в силу специфики автобизнеса тех лет, вскоре отказались от него: продавать автомобили без официального дилерства было в те годы выгоднее в силу специфики конкурентной среды».

Сергей справедливо отмечает, что начало 90-х в нашей стране — это было время нового экономического контекста, время больших и рисковых возможностей. Тогда для того, чтобы реализоваться и заработать денег, нужно было постоянно воспитывать в себе предпринимательское чутье и прозорливость. «Мы были полны энтузиазма и работали на все 100 процентов, — вспоминает Сергей. — Да, приходилось управлять бизнесом в ручном режиме и проводить много времени в постоянных командировках по маршруту «Москва-Тольятти», но тогда и это и были те самые бизнес-процессы. Мы работали с драйвом, по сути, учились строить бизнес на практике, в процессе его формирования, учились и операционному руководству, и финансовому планированию на деле. И порой такие уроки стоили в прямом смысле этого слова денег».

Очередным важным этапом в истории компании «Долавто» стало развитие бизнеса по продаже автомобилей с пробегом. «Мы стали ввозить автомобили сначала из Европы, а потом из Америки, — вспоминает Сергей. — И снова учились выстраивать бизнес с подержанными автомобилями непосредственно в процессе его развития».

В 2007 году «Долавто» заключил дилерский контракт с «ТагАЗом», и это сотрудничество дало мощный стимул для развития компании. «В те годы мы с большим успехом продавали автомобили Hyundai «тагазовской» сборки — отличные, востребованные у широкой аудитории потребителей машины с оптимальным сочетанием «цена-качество».

Китайское дилерство

автосалон «Долавто»

На фото: шоурум дилерского центра «Долавто»

Через несколько лет, когда российский авторынок начали активно осваивать китайские марки, «Долавто», одним из первых в столичном регионе, начал продавать автомобили марки Geely. «То есть мы начали продавать в России машины Geely еще до того, как сюда пришло представительство этого бренда, — отмечает Сергей. — Примерно в это же время мы стали также официальным дилером марки Chery, которая уже успела открыть свое российское представительство».

Был в истории развития китайских автопроизводителей в России период, когда новые марки активно заходили на наш рынок, потом уходили, а некоторые из них снова возвращались. В этом, как объясняет Сергей, заключалась специфика именно китайского формата автобизнеса, который в определенный период был поставлен перед задачей начать освоение зарубежных рынков сбыта и увеличить объемы экспортных поставок. И это стало обязательным условием для выживания таких компаний на родном рынке. Именно тогда «китайцы» и начали прочно обосновываться в России.

«В прошлом году, по моим наблюдениям, многие китайские компании уже существенно ускорили сроки вывода на рынок России своих моделей, а также смогли оптимизировать логистику, — отмечает Сергей. — Это, а также ставшее уже стабильно высоким качество таких автомобилей в большей степени способствовало росту их популярности у российских покупателей. И список лидеров китайского автопрома на российском рынке уже сформировался из таких марок, как Chery, Geely, Haval и Changan. Об уровне развития китайского автопрома сегодня красноречиво говорят и сами автомобили, степень их оснащенности разнообразными системами для безопасности и комфорта, а также сильные позиции китайских компаний в сфере новых технологий и электромобильности».

«Долавто» ведет свою историю с 1992 года и начинал работу как один из филиалов компании «Люблино Lada». Компания прошла 30-летний путь, в течение которого трансформировалась, окрепла и вывела оптимальную для себя формулу успеха. В настоящее время компания является официальным дилером брендов FAW и Brilliance, а также дилером Chery по обслуживанию автомобилей и продаже запчастей. Но при этом базисом для всего бизнеса «Долавто» стало направление сервисных работ.

Дилерство китайских марок

Сейчас мы живем и работаем на «рынке покупателя», ситуация сложная, машины на рынке есть, но покупательская способность основной части людей существенно сократилась. И в таких условиях умения и навыки продавца выходят на первое место.

Но не только тренды, идущие со стороны покупателей, активно изменяют ландшафт российского авторынка. В этом году с уходом крупнейших автопроизводителей с авторынка РФ оставшееся место стали активно осваивать китайские марки. Уже сейчас бизнес оказался в ситуации, когда по отдельным китайским брендам в некоторых городах наблюдается переизбыток дилеров и возникает нездоровая конкуренция. К сожалению, есть основания полагать, что «рынок порешает» эту ситуацию самым жестким образом: слабые исчезнут, а сильные выживут, но не все из них.

«Сужу по своему опыту: китайцы — очень жесткие бизнесмены. Ни о какой заботе о дилерской сети в РФ с их стороны и речи не идет!» — заключает Сергей. И это заметно уже хотя бы по тому, что китайские компании везут в России в основном дорогостоящие автомобили и стали активно выводить на рынок свои люксовые суббренды.

«Наш портфель брендов также трансформировался: в продаже остались FAW и Brilliance, — рассказывает Сергей. — Но при этом у нас сохраняется и увеличивается пул клиентов с китайскими автомобилями, которые проходят у нас сервисное обслуживание и ремонт. За десятилетия работы на российском авторынке мы сформировали эффективную модель для выживания в сложных условиях — мы зарабатываем на обслуживании автомобилей.  И это надежно и стабильно!»

Техцентр «Долавто» — это мультибрендовый сервис, где предусмотрено 26 рабочих постов и размещено 17 подъемников. На территории техцентра обустроен участок кузовного ремонта с покрасочной камерой. В среднем за смену сервис обслуживает около 35 клиентов. Команда техцентра «Долавто», которая состоит из 73 высококвалифицированных сотрудников, осуществляет работы по кузовному и слесарному ремонту, предлагает работы по ТО и техосмотру, а также шиномонтаж и хранение шин и другие услуги.

Сервисное направление – основа для стабильного роста

технический центр «Долавто»

На фото: технический центр «Долавто»

Автосервисный бизнес — это непростой, комплексный процесс. Но все усилия и затраты на его организацию и ведение стоят того: ведь именно это направление автобизнеса дает компании стабильность. «У нас хорошо работает сервис, и мы даже можем позволить себе ничего не продавать в автосалоне, а направить еще больше ресурсов на развитие сферы автосервисных услуг и получить весьма быстро ощутимый результат, — говорит Сергей. — Сейчас мы сохраняем дилерство по некоторым маркам, в том числе и для того, чтобы клиенты, приезжая к нам на обслуживание, видели, что мы можем предложить им также и авто для продажи».

Техцентр «Долавто» имеет стабильную базу клиентов, и она сформирована не только из покупателей, которые приобрели автомобили в салоне компании. В «Долавто» многие автомобилисты едут, минуя отдел продаж, то есть сразу за техническим обслуживанием. «В актуальных условиях на авторынке мы не видим глубокого спада в работе нашего техцентра, — уточняет Сергей. — И в нынешнее время на дорогах не стало меньше машин, и сохраняется активный автопарк, который сейчас еще больше, чем ранее, нуждается в обслуживании. Другое дело, что многие автомобилисты стали более рационально распределять средства на эксплуатацию автомобиля и порой откладывают проведение тех или иных сервисных работ. И сейчас мы наблюдаем ситуацию, когда при относительно небольшом снижении количества машинозаездов у нас растет средний чек».

Говоря о сложностях в работе техцентра, нельзя обойти вниманием и ситуацию с запчастями. В «Долавто», как отмечает Сергей, проблем с их наличием и поставками нет. Ранее, еще весной, возникла небольшая заминка с поставками, вызванная тем, то крупные дистрибьюторы «переключались» на новых поставщиков запчастей и проводили «отладку» новых логистических путей. «И сейчас в «Долавто» есть все запчасти, необходимые для ремонта автомобилей разных марок, — заключает Сергей. — Еще раньше, в самые сложные для рынка периоды, мы никогда не останавливали работу. Порой лучше работать даже ради работы, чем остановиться, а потом перезапуститься. Зачастую вернуться «в строй» очень сложно, так как твое место могут безвозвратно занять».

Китайское первенство в электромобилях

В беседе о китайских марках сложно обойти вниманием и тему электромобилей. Именно в этой сфере на мировом авторынке у Поднебесной очень сильные позиции. Развивается рынок электромобилей и в России, хотя он, разумеется, пока далек от сколько-нибудь заметных показателей. Тем не менее, автосервисам в РФ так или иначе уже сейчас необходимо создавать условия для обслуживания «электричек». «Автосервисы в России пока недостаточно готовы к тому, чтобы обеспечить высокое качество обслуживания электромобилей, — отмечает Сергей. — Мы понимаем, что в России у электромобилей есть будущее, и подали заявку на то, чтобы получить официальное дилерство по обслуживанию электромобилей марки «Москвич». Также мы приняли решение оборудовать на нашей парковке место для зарядки электромобилей».

По мнению Сергея, уже сейчас понятно, что вопрос организации бизнес-процессов для обслуживания электромобилей автосервисному бизнесу придется решить уже в ближайшее время. И конечно, в этом контексте важно знать и понимать, когда именно необходимо осуществить соответствующие инвестиции.

Компания «Долавто» — это красноречивый пример бизнеса, который не раз переживал кризисные для рынка и экономики страны периоды. Сейчас российский автобизнес вошел в стадию кардинальной трансформации, а это означает, что как никогда прежде автодилерам необходимо изучать успешный опыт таких компаний, как «Долавто», применять и адаптировать в своей работе методы и практики, которые позволили ей сохранить стабильность и не сойти с пути поступательного роста.

Татьяна АКИМОВА

баннер Telegramбаннер Вконтактебаннер Дзенбаннер YouTube

Если вы нашли ошибку или хотите что-то сообщить редакции сайта, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: