В комментариях под любым тестом любого автомобиля всегда пишут: «Они там ничего не знают! Вот дайте нам, и мы сделаем идеальный автомобиль!»
Видимо, так же рассуждал и бизнесмен Ли Сянь, который сначала сколотил огромное состояние на китайских автомобильных медиа, а потом взялся за создание идеального автомобиля.
И создал! Сначала вышел паркетник Li One, который в Китае так и называли — Leading Ideal One, а потом большой трёхрядный Li L9 — Leading Ideal L9. И, если вы думаете, что про «идеальный автомобиль» я написала для красного словца, то нет! Моё мнение поддерживают ещё десятки тысяч человек.
Просто оцените статистику. В 2020 году было продано 30 тысяч машин, в 2021-м – 90 тысяч, а в прошлом – все 120 тысяч. Круто? Да не то слово! На перегретом донельзя китайском рынке показывать такую динамику продаж – это просто фантастика.
Чтобы оценить феномен гибрида Li L9, я поехала в Беларусь. Эта страна вообще удивляет: там действительно много электромобилей и гибридов, стоят они дешевле, чем в России, а техобслуживание налажено на таком уровне, что просто диву даёшься.
А теперь – по делу. Чем меня удивил этот гибридомобиль?
Автономное движение
Li L9 оснащен автономной системой вождения: автомобиль реально видит ситуацию на дороге, сложных перекрестках и даже не нуждается в разметке. Когда задается скорость движения – то L9 сам перестраивается между рядами, уверенно поддерживая заданную водителем скорость. При этом весьма старательно имитирует манеру вождения человека.
Можно перестроиться самому – просто включив поворотник. Притом, как самый опытный водитель, автономная система сначала разгоняется в своей полосе и только потом уже перестраивается. Меня удивило, что разметка ему для этого совсем не нужна! Ориентируется машина по всему что только можно: обочины, другие машины, ограничения дороги.
Для этого используется целый комплекс оборудования: лидар, шесть камер, один передний радар миллиметрового диапазона и двенадцать ультразвуковых датчиков, которые в совокупности видят намного лучше человека.
Как уверяет производитель, система настроена на максимально раннее выявление и предотвращение аварийных ситуаций. Но это, как вы понимаете, я проверить не смогла…
Зато проверила уровень визуализации на центральном планшете, которым также гордится фирма. И правда: отображение окружающей среды меня удивило. У пешеходов выполнена анимация ходьбы, у велосипедистов – крутятся колеса, машины на сложных перекрестках перемещаются под теми самыми углами движения, что и в жизни… Даже дурацкие бордюры, о которые вечно царапаешь диски, видны на картинке.
Подвеска
Интеллектуальная пневмоподвеска и система непрерывного контроля демпфирования (CDC) реагируют за миллисекунды, регулируя настройки шасси Li L9 в зависимости от изменяющихся дорожных условий.
И вот тут у меня случился разрыв шаблона! Обычно управляемость и комфорт – две взаимоисключающих характеристики для большого кроссовера. А тут – удивительный баланс, который постоянно корректируется.
Для справки отмечу, что Li L9 имеет переднюю подвеску на двойных рычагах, а сзади – пятирычажку. Но больше кажется, что здесь не какие-то рычаги, а чудесные ковры-самолёты на каждом колесе. Вот правда: обычно от меня не дождёшься похвалы ходовой, а тут реально хочется пожать руку разработчикам.
Железо
Я не про кузовные детали, а про электронную начинку. Чтобы обрабатывать данные от такого количества датчиков, управлять подвеской и системой автономного вождения, Li L9 оснащен центральным контроллером, который устроен по принципу самолета – с двойными контурами безопасности и обработки данных.
Зачем нужно было кроить такой сложный функционал? Просто потому, что безопасность никогда не бывает лишней. И это правильный подход.
Медиасистема
Посчитаем количество экранов в Li L9. Первый и второй – это проекционный дисплей и интерактивный экран для водителя.
Проекционная приборная панель не только выдает текущую информацию о движении (скорость, навигация, визуализация окружающей среды и ограничения скорости на дороге), но и… подстраивается под рост водителя.
На интерактивный экран, расположенный на ступице рулевого колеса, выводится менее важная информация, вроде потребления электричества, расхода топлива и тому подобного.
И есть ещё три 16-дюймовых OLED-экрана с фантастическим разрешением… Один – для управления автомобилем, второй – для развлечения переднего пассажира, а третий – для пассажиров второго ряда.
А какой здесь звук! 21 динамик мощностью 2160 Вт. Звук просто окружает пассажиров, создавая ощущение полного погружения. А если этого недостаточно, в сиденьях есть крошечные моторчики, которые вибрируют, когда «ударяет» музыка или что-то «хлопает» в кино.
И эту систему хочет повторить «Мерседес». Слышите? Немецкий флагман хочет скопировать идею, опробованную китайцами! Как же жалко, что у меня не было хорошей записи патетической симфонии Чайковского, чтобы оценить возможность вибрационной 4D-акустики…
Размеры и «фишки»
Li L9 действительно большой. Все сидения выполнены в капитанском формате и обшиты дорогущей кожей наппа. Кресла первого и второго рядов имеют не только вентиляцию, но и спа-массаж в десяти точках акупунктуры.
Притом абсолютно всё сделано на совесть! Столик-поднос пассажиров выдерживает 25 кг, встроенный холодильник (он же – подогреватель) будет держать температуру ещё сутки после закрытия машины.
Пневмоподвеска задней оси приседает, чтобы легче загружать багажник. Если вы складываете сидения третьего ряда, то сидения второго ряда тоже подвинутся, чтобы упростить процесс складывания.
Li L9 понимает управление жестами и голосом. Если систему русифицировать (или, как минимум) предустановить английский язык, то можно показать на окно и сказать «открой это» или «закрой это».
Намерзший лёд выезжающие ручки дверей легко разломают. Не проверила, так как лето, но верю. А ещё тут на всех дверях стоят доводчики.
Тишина
1,5-литровый 4-цилиндровый двигатель с турбонаддувом лишь заряжает батарею электродвигателей, то есть выполняет роль генератора. В итоге ДВС не связан с колесами напрямую, а крутит только 100-киловаттный генератор, заряжая тяговую литий-ионную батарею ёмкостью 44,5 кВт⋅ч, из которых доступны 39,5 кВт⋅ч.
В движение машину приводит пара электромоторов — основной, мощностью 272 л.с., на задней оси и вспомогательный, на 177 л.с., спереди. Пробег автомобиля в зависимости от стандарта испытания CLTC (китайский) – 1315 километров, WLTC (мировой) – 1100 километров.
Сам же двигатель работает бесшумно. И это не метафора! Его не слышно, даже когда нажимаешь педаль в пол. Li Auto утверждает, что при постоянной скорости 120 км/ч их силовая установка работает тише, чем производит шума чисто электрическая Tesla Model 3.
Цена Li L9
Я сейчас скажу крамольную для многих вещь… Но для семейного смартмобиля этот стоит очень даже недорого!
Новый автомобиль в Китае доступен за 75 000 долларов (это чуть больше 7 млн рублей). В России его с небольшим пробегом в 500-1000 км можно купить за 8 млн рублей. Эти цены нам назвали дилеры в Беларуси, которые готовы привезти машину в Москву. Сложно? Говорят, что нет: легко и выгодно – у наших продавцов Li L9 стоят намного дороже.
А если вы всё ещё сомневаетесь, что Li L9 – лучший семейный автомобиль, вот вам ссылка на обзор, чтобы своими глазами посмотреть на это клёвое смарт-чудо.
Татьяна ЕЛИСЕЕВА (YouTube). Фото автора
В рубрике «Блоги» мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. По вопросам создания своего блога на сайте «Китайские автомобили» пишите на autochina24@mail.ru. Номер для сообщений в Whatsapp или Telegram: +79009260175.
Дилеры в Беларуси видимо и таможат за свой счёт) расскажите математику: в Китае авто стоит ну пусть 7 млн. В России вдруг 8. Как так?
математика простая: добавляете доставку, утильсбор, курс юаня, конвертация, стоимость конвертации, месячный запас на рост курса юаня, таможня, доставка по России, платежи за документы, Гланас и т.д. Вот он и миллион.
Спасибо за обзор. Всё, что меня интересовало понял. Ещё бы узнать сколько пройдёт батарея гарантийных и негарантийных км… В Сочи «АБС Авто» предложил мне купить его за 12 млн. В Москве дилер обещает за 9340000 р, но уже прошитым на русский письмом, и речью. Всем, кто пишет обзоры и отзывы: прочтите этот и попытайтесь написать не хуже.