Chery начала продажу своих автомобилей на маркетплейсе Wildberries. Большого откровения в этом факте не усматривается — машины некоторых других китайских марок уже можно приобрести на Ozon и «Мегамаркете». Но, по информации экспертов, продажи автомобилей на маркетплейсах пока что протекают ни шатко ни валко.
Александр Груздев, международный эксперт в области анализа рынка и маркетинговых исследований, в эфире видеоконференции Fit Service и Gruzdev Analyze подтвердил, что на данный момент в России это не самая развитая отрасль, и какой-то конкретной статистики по таким продажам до сих пор не существует. Он сослался на ранее прозвучавшие в СМИ данные о том, что в 2023-м было продано чуть больше 200 машин онлайн, куда входят продажи через маркетплейсы и онлайн продажи от производителей.
Alibaba установила рекорд
В качестве сравнения аналитик привёл в пример рынок Соединенных Штатов. Там в прошлом году онлайн было реализовано 650 тыс. новых автомобилей. При этом родоначальник подобных продаж в стране – компания Carvana — реализовала по итогам 2023-го более 310 тыс. машин, правда, преимущественно бывших в эксплуатации.
— В любом случае, — заметил Александр Груздев, — эти цифры наглядно демонстрируют, куда рынок онлайн может прийти в самое ближайшее время. «Карване» часто предрекали печальную судьбу, но компания своевременно провела реструктуризацию бизнеса и последние полтора-два года она вполне себе прибыльная
Рынок США, по словам эксперта, – это то, на что многие ориентировались еще несколько лет назад. Но сегодня есть другой рынок, более интересный и более ёмкий, чем тот же американский – это Китай. В прошлом году в Поднебесной было реализовано более 2,4 млн новых автомобилей онлайн. А такой гигант, как Alibaba, еще в 2016 году сумел продать всего за сутки через две свои платформы по продаже автомобилей и сервиса 100 тыс. машин.
— Да, это было нечто вроде шоу, которое планировалось заранее, «прогревалось» долгое время с точки зрения рекламы и предоставления скидок, но тем не менее результат дал всем нам чёткое представление, что ведение такого бизнеса вполне реально и прибыльно. Даже такую историю, как покупка автомобиля, можно провести полностью онлайн, — прокомментировал Александр Груздев.
И стар, и млад выходят в Интернет
Для этого, по словам эксперта, есть всё возможное. 88% населения Россия сегодня пользуется Интернетом – а это 106 млн пользователей соцмедиа.
— Понятно, что, прежде всего, речь идет о молодежи, он почти вся там, — заметил директор Gruzdev Analyze. – Даже возрастная категория 65+, и та все активнее пользуется Интернетом в ежедневном режиме (37%). Аналогичный уровень в Германии, в странах Азии показатель примерно 40-41%, а в США этот процент сильно выше (75%)
По информации Александра Груздева, для выхода в Интернет 92,1% россиян используют мобильный телефон. Для сравнения: ноутбуком или компьютером для этих целей пользуются 79,9%, телевизором – 23,1%, планшетом – 17,6%. В водительской среде смартфоны есть в 99% случаев, при этом для выхода в Интернет ими пользуются 74% пользователей. В случае с ноутбуками и компьютерами картина иная: 98:19%.
— Отсюда делаем вывод, — заявил аналитик, — У каждого уважающего себя автосалона или станции технического обслуживания просто обязана быть мобильная версия сайтов. Притом, что жизнь показывает: свой сайт сегодня есть далеко не у всех автосервисов.
Водителей «от бордюра» по-прежнему немного
Свежее исследование Gruzdev Analyze показало, что в целом 64% российских автовладельцев хотели бы записываться на сервис онлайн (31% — на сайте, 7% — через приложение и 26% — через мессенджер или чат). Всё меньше тех водителей, кто готов использовать для этого телефонный звонок. Если в 2014 году таковых было 74%, то в 2020-м уже 45%, а сегодня и того меньшее – лишь 22%.
— Без возможности записываться на автосервис онлайн, вы реально теряете огромное количество потенциальных клиентов, — отмечает Александр Груздев
Интересно, что доля водителей «от бордюра», то есть тех, кто не привык записываться на СТО, а приезжают на сервис, что называется, де-факто, за минувшие 10 лет практические осталась на одном уровне: 19% в 2014-м против 14% на сегодняшний день.
В одном из столичных дилерских центров Chery нашему корреспонденту подтвердили, что всё чаще запись на сервис осуществляется онлайн. Дескать, люди привыкают к современным реалиям, так им проще, быстрее и удобнее. А значит, дилеру есть смысл развивать это направление, удерживая у себя постоянно наращиваемую клиентскую базу.
— Глобально люди привыкают, что многие вещи сегодня делаются онлайн, — отметил Александр Гараньков, директор по развитию Fit Service. – Изменения, которые раньше происходили в течение 6 лет, сегодня происходят в 2 раза быстрее. Думаю, что по телефонам к 2026 году мы будем иметь не более 10%. И это уже будет совершенно другая структурная работа – все в автобизнесе обязательно придут в онлайн, и можно будет говорить о глобально наработанной привычке работать максимально быстро и удобно — клиенты будут сравнивать работу автосалонов и автосервисов именно по этим параметрам.
Кстати, о птичках…
По словам независимого эксперта Георгия Вихрова, многие люди не видят разницы между прямыми онлайн-продажами от производителя и через маркетплейсы. Во втором случае — это лишь платформа, которую те же дилеры используют для реализации своей продукции.
— Ценник мало чем отличается от дилерских предложений. У нас ведь как: рыба ищет, где глубже, а покупатель, где дешевле. Если пользователь маркетплейса заметит разницу в цене, скажем, на Haval Dargo в размере 100-150 тыс. рублей, это хорошо. Но в любом случае в данной комбинации присутствует дилер, у которого свои интересы. Как он себя поведёт – никто не знает, — подчеркнул эксперт.
Андрей ИВАНОВ (@chinamashina)