Пикап JAC T9 вышел на российский рынок 18 мая. Как считают в компании, он «имеет все шансы стать одним из фаворитов в сегменте пикапов. Новая модель демонстрирует статус технологического лидера и оснащается современными технологиями». Убедиться в этом поклонники самого брутального сегмента на авторынке могут начиная с сегодняшнего дня, а «Китайские автомобили» уже изучили автомобиль, отправившись на трассу «Игора Драйв» под Санкт-Петербургом.
***
Пикапы – это весьма специфичный продукт, который на официальных сайтах производителей часто выносят в отдельную вкладку, либо добавляют в раздел с коммерческой техникой. Поэтому оценивать их с точки зрения привычных кроссоверов или даже внедорожников не слишком корректно.
После некоторого периода запустения на российском рынке снова появился выбор. Особенно активно этим сегментом стала заниматься как раз компания JAC. Наиболее простой и доступный пикап T6 превратился в Sollers ST6, а в модельном ряду самого «Джака» остались более продвинутые T8 и T8 Pro. Теперь же на российский рынок вышла первая в этом году новинка марки – флагманский пикап T9.
Брутальность и роскошь
По идее, дизайн для владельца пикапа – далеко не самое важное, что может подтолкнуть к покупке той или иной модели. Но в данном случае не обратить внимания на этот пункт невозможно. Брутальные формы, огромная решетка радиатора с вертикальными хромированными полосами и красной эмблемой, трехэтажная светодиодная оптика с анимированными поворотниками, шесть цветов кузова на выбор, включая яркие синий и красный – все это выделяет пикап от JAC на фоне конкурентов, дизайн тут самобытный. С другой стороны, какой-то преемственности между моделями Т8 и Т9 нет.
По словам представителей бренда, внешний вид пока будет именно таким, хотя для некоторых рынков решетка сделана другой, с меньшим количеством хрома. В плане выбора комплектаций тоже не разгуляешься: есть только одна, максимальная, тогда как изначально речь шла о трёх. Впрочем, эта информация по сути остаётся верной. Позже в текущем году появится модификация с дизельным двигателем, а в следующем должна подъехать и «механика».
По меркам пикапов оснащен JAC T9 богато. Тут помимо кожаной обивки кресел и климат-контроля есть беспроводная зарядка, атмосферная подсветка, люк, зеркало заднего вида с автозатемнением и крупный планшет мультимедийной системы (10,4 дюйма).
Но самые «жирные» версии к нам привозить пока что не стали. В Китае модель также доступна с пакетом водительских ассистентов ADAS, который включает адаптивный круиз-контроль, систему автоторможения и прочие опции. Также в топе там бывает семь подушек безопасности, включая центральную. В нашей версии их шесть, что для пикапа тоже хорошо. Если со стороны клиентов будет запрос на расширение оснащения (включая водительские ассистенты), такую версию тоже готовы сертифицировать.
«Очаровательная осень», или что нужно пикапу
В начале мы не зря отметили, что пикап – это коммерческая техника, а потому и подход к оценке его качеств отличается от тех же кроссоверов. При этом многие привычные опции комфорта проникают и в этот сегмент. На презентации JAC T9 сделали акцент не только на сочетании двигателя и коробки передач, но и на ряде приятных мелочей. Например, это охлаждаемый подлокотник и микролифт бардачка.
При этом части упомянутых на слайдах опций в наших экземплярах не оказалось. На месте розетки была заглушка, а заявленные удобные ручки для задних пассажиров просто отсутствовали. Дело в том, что машины из первой партии имеют слегка другую конфигурацию. Из важных отличий – сзади здесь стоит самоблок, тогда как на следующих товарных пикапах в салоне появится кнопка для принудительной блокировки заднего дифференциала.
В отличие от центральных стоек, на передних ручки для удобного захода в кабину были. Также, благодаря штатным порогам, садиться в автомобиль удобно. Вот только угол открывания дверей хотелось бы увеличить. На заднем ряду просторно, и несмотря на люк, остаётся приличный запас места над головой. Перед коленями также есть свободное пространство, а спинки передних кресел мягкие, в каждую встроено по три кармашка. Из приятностей: раздельные дефлекторы вентиляции, порты USB-A и USB-C, потолочные ручки с микролифтом и стильные диодные плафоны в виде кристаллов. Плюс есть подлокотник и подстаканники с фиксаторами. Наклон спинки не по-пикаповски удобный, да и расположение подушки низким не назовешь.
Из забавных моментов – первые километры на заднем ряду никак не получалось понять, куда же вставляются ремни безопасности. Оказалось, эти элементы просто завалились под спинку. В таком случае достать их можно только при остановке. Спинка откидывается единым пластом, после чего можно отыскать замки ремней. Подушка дивана тоже откидывается: тут в двух небольших отсеках разместились инструменты для извлечения запаски.
***
На переднем ряду JAC T9 тоже просторно, но есть ряд типичных для «китайцев» эргономических странностей. Например, двухспицевый руль регулируется только по высоте и в совсем небольшом диапазоне. Посадка в любом случае получается высокой, что для обзорности хорошо. При моей комплекции (рост 186 см) больше всего вопросов вызвала скорее форма кресла, чем его настройки. Нижняя часть спинки сделана слишком выпирающей, да и верхняя тут скорее дизайнерская, чем эргономичная. У меня правый локоть с трудом доставал до центрального подлокотника, а вот опора для левого нашлась благодаря широкому дверному подоконнику.
Отделка всех дверных карт мягкая только по центру, нижние кармашки небольшие. А вот накладка передней панели удивила. Настолько податливый материал порой не встретишь и в более дорогих кроссоверах.
Вопреки современной тенденции панель приборов не лишилась козырька, который хорошо защищает от бликов. Экран электронный, с простым наполнением. Обе темы оформления по-китайски оригинальны, но синяя выглядит предпочтительнее золотой. В левом окошке листается информация с борткомпьютера, один из пунктов позволяет смотреть на обороты двигателя.
Русификация добралась и до приборки, но перевод ещё не идеален. «Остаток пробегов», «автоматический дворник в дождливые дни» и «ESC закрыто» – одни из самых ярких примеров, а полностью непонятный пункт попался лишь однажды, да и то в настройках камер кругового обзора. Качество картинки хоть и заявлено как HD, но на таком экране смотрится простенько. Физической кнопки для активации кругового обзора нет, все делается через экран. В верхней шторке меню прячутся несколько виртуальных кнопок и ползунков для быстрых настроек.
Мультимедийная система – с вертикально ориентированной картинкой, и быстродействие тут порадовало. Никаких подвисаний или тормозов, все листается и нажимается шустро. Настроек не слишком много, но в недрах скрыты и расширенные установки по аудиосистеме (качество звучания среднее), и различные красивые обои для рабочего стола (восемь вариантов), и настройка кнопки-звездочки на руле (выбор между быстрым вызовом музыки либо сменой тем приборной панели).
В пункте «Персонализация» удивило количество настроек по атмосферной подсветке: целых 64 варианта. Есть режимы ритма и пульсации, а также предустановленные варианты с красивыми названиями, вроде «синее море и синее небо» или «очаровательная осень». Правда, точек подсветки тут всего две – над беспроводной зарядкой и напротив переднего пассажира. Бардачок при этом темный, в солнцезащитных козырьках ламп тоже нет (у водительского нет и самого зеркала).
Тем не менее, в вечернее время салон выглядит красиво. Потолочные плафоны яркие, а при открывании дверей вас встречает ещё и фирменный логотип JAC, причем обновленный. К слову, в дальнейшем его должны получить все модели на российском рынке.
В полной темноте мы не поездили, но первое впечатление от головного света хорошее. Плюс внизу есть яркие противотуманки, которые срабатывают при повороте руля.
Отдельная тема, которая волнует многих – наличие «теплых» опций. На сегодня в JAC T9 есть обогревы зеркал, заднего стекла и передних кресел (только подушки). У сидений режим прожарки только один, но мощный, а виртуальные кнопки активации прячутся в меню климат-контроля. Сам климат по первым впечатлениям работает адекватно, а под экраном есть несколько физически кнопок для быстрой настройки. Обогревы руля и зоны покоя стеклоочистителей должны появиться позже.
Чем удивил на ходу
Оценивать ходовые качества пикапа JAC T9 мы начали необычно – на гоночной трассе «Игора Драйв», что примерно в часе езды от Санкт-Петербурга. Конечно, гонять по треку вместе с новыми «эмками» от BMW мы не стали. Для внедорожников тут подготовлена отдельная off-road трасса.
Крутые подъемы, спуски, участок с бревнами и глубокий брод – все эти искусственные препятствия дались пикапу легко. Хотя в некоторые моменты было немного волнительно, особенно, при боковых уклонах. Всё-таки не стоит забывать, что Т9 – это крупная машина с высоким центром тяжести. И по умолчанию с задним приводом. Полный подключается жёстко (part-time), для этого шайбу на центральном тоннеле надо перевести в положение 4H. Системой рекомендуют пользоваться на скоростях до 40 км/ч, хотя в пределе можно разогнаться и вдвое больше, но для ресурса агрегатов полезным это не назовешь.
Каких-то серьезных внедорожных преград у нас больше не было. Зато очень понравилось то, как пустой JAC T9 едет по разбитой грунтовке. Сзади у «Джака» рессорная подвеска. Обычно машины такого типа на колдобинах сильно трясят. Но даже в пустом пикапе (два человека в салоне) ехать было реально комфортно. Причем это касается не только грунтовок, но и трамвайных путей, ям и разбитого асфальта – всех этих «радостей» на дорогах Санкт-Петербурга хватает.
Второй удивительный момент – это управляемость. Тут нужно сделать оговорку, что впечатление сильно зависит от выбранного режима электроусилителя. У него есть три настройки, и оптимальной для всех видов дорог я бы назвал спортивную. Но есть одно «но». К режимам движения (Eco, Normal, Sport, Snow) эти настройки не привязаны, выбирать их надо отдельно в пункте «чувствительность руля». Причем на ходу это сделать невозможно, поэтому приходилось трижды останавливаться посреди красивых лесных дорог, чтобы перевести электронный селектор в положение P и опробовать все варианты настроек.
***
Мощности 2-литрового турбомотора (224 л.с. и 390 Нм) для города и трассы хватает, связка двигателя и коробки настроена неплохо. По крайней мере лучше, чем на Dongfeng DF6, который является одним из основных конкурентов. Педаль газа чувствительная, и обгоны даются на удивление легко. Плюс есть ручной режим. Несмотря на современный двигатель и 8-ступенчатый «автомат» расход топлива получился немаленьким – у нас значения колебались в пределах 12-16 л/100 км.
На презентации обратили внимание на продуманную аэродинамику пикапа и хорошую шумоизоляцию. По меркам такой техники Т9 действительно неплох, но в плане шумки тот же DF6 понравился больше. У «Джака» слышны двигатель и шум от проезжающих автомобилей. А с ростом скорости появляется небольшой аэродинамический свист в районе крупных зеркал заднего вида.
Из важных бытовых моментов: грузовой отсек уже с завода покрыт защитным материалом, а кузов оцинкован (кроме крыши и передних крыльев). Фаркоп и дополнительные аксессуары (вроде кунга или защитой шторки) пока что не сертифицированы, это обещают сделать летом. Удивило, что с завода не предусмотрена задняя буксировочная петля.
***
Что необычно, на нашем тест-драйве присутствовал и сам гендиректор российского представительства JAC Хэ Синьчэн, который также известен как «мистер Алекс». Вместе с ним приехал и специалист, отвечающий за техническую часть. Некоторым нашим вопросам он откровенно удивлялся. Например, я спрашивал, как перевести электронный селектор в нейтраль, если двигатель заглох. После связи с Китаем выяснилось, что для этого есть специальный переключать, который спрятан под заглушкой подстаканника. Все остальные пожелания и замечания обещали учесть, плюс активно будет собираться обратная связь от клиентов.
Что в итоге
Как и в любом другом сегменте, для покупателей пикапов важны не только технические параметры или опции, но и цена. И в этом смысле история с JAC T9 получилась любопытной. В салонах официальных дилеров эти пикапы появились ещё некоторые время назад, но официально о ценах рассказали только сейчас. Поэтому дилеры могли накручивать свои допы, благодаря чему стоимость доходила до 3,8-3,9 млн рублей.
На самом деле, единственная комплектация JAC T9 по прайсу обойдется в 3,4 млн рублей. Что для такого крупного пикапа с хорошим оснащением выглядит привлекательно. Практически все конкуренты, сопоставимые по технике и опционалу, стоят дороже. На сегодня это Changan Hunter Plus (3,48-3,53 млн), Great Wall Poer (3,25-3,55 млн), Foton Tunland G7 (3,5-3,9 млн) и Dongfeng DF6 (3,3-3,8 млн).
В дальнейшем конкуренция среди пикапов будет только усиливаться, что для покупателей хорошо. Ведь многие производители хотят побороться за свою долю на растущем рынке. По данным «Автостата», за первый квартал 2024 года в России продано 5860 новых пикапов. То есть относительно прошлого года сегмент увеличился почти вдвое. В текущем рейтинге продаж JAC занял третье место, впереди оказались Great Wall и УАЗ. Расширение модельной линейки поможет «Джаку» укрепить результат. Главное, чтобы дилеры держали цены хотя бы на уровне рекомендованных.
Роман ЯРОВОЙ (@rvr50), фото автора и компании