Крупнейший производитель китайских автомобилей BYD официально представлен в Узбекистане чуть более года н успел стать одним из лидеров местного рынка. «Китайские автомобили» решили познакомиться с деятельностью бренда более подробно и посетили его автосалон в Ташкенте.
Краткая история
Официальные продажи автомобилей BYD в Узбекистане стартовали в апреле 2023 года. Функции дистрибьютором исполнила казахстанская компания Astana Motors, скромно называющая себя дилером. Интересно, что позже концерн объявил её своим региональным партнёром, наделив эксклюзивными правами для всех стран Центральной Азии. Напомним, что к ним относятся Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.
Весной в Узбекистане также началось строительство завода BYD Uzbekistan с учредителями в лице местного холдинга «Узавтосаноат» и BYD Europe. На данный момент фабрика находится на стадии отладки. После её завершения машины крупнейшего производителя электромобилей начнут собирать по методу мелкоузловой сборки. Пока же они попадают в Узбекистан из Китая.
На данный момент модельная линейка BYD на местном рынке представлена кроссоверами Song Plus DM-i, Song Plus EV, Song Plus DM-i Champion Edition, Song Plus EV Champion Edition и Song Pro DM-i, а также седанами Chazor и Han. В 2023 году продажи BYD в Узбекистане составили 8948 автомобилей. Это – высокий показатель для масштабов рынка. «Китайские автомобили» постарались разобраться в секрете BYD.
Действительно ли BYD популярен в Узбекистане
Долетев до Ташкента, обозреватель «Китайских автомобилей» моментально обнаружил большой объём автомобилей BYD на дорогах. Чаще всего на глаза попадались кроссоверы BYD Song DM-i с гибридной силовой установкой. Примерно две трети из них импортированы из Китая неофициально. На это указывают эмблемы с китайскими иероглифами, которых нет на официальных машинах.
Также на дорогах часто встречаются седаны Chazor и кроссовер Song L. Попадались на глаза ситикары Seagull, паркетники Yuan Plus и седаны Han. Автомобилей BYD на дорогах столицы Узбекистана действительно много. Ранее ряд автолюбителей предполагал, что большая часть машин BYD уходит из этой республики в соседние страны. Но мы убедились, что это не так.
Дилерский центр BYD в Узбекистане
На данный момент в Узбекистане действуют 16 дилерских центров BYD. Они расположены в 7 ключевых городах присутствия. При этом большинство автосалонов сконцентрировалось в Ташкенте — здесь их насчитывается 10. Обозреватель «Китайских автомобилей» посетил автосалон BYD Yakkasaroy.
ДЦ BYD оказался выполнен в строгом корпоративном дизайне, который используется и в Китае. Вот только в Поднебесной руководители дилерских центров дополнительно клеят на фасад здания пёстрые рекламные плакаты. Здесь таких вольностей не допускается. Единственная яркая часть дилерского центра – входная группа. Она напоминает о сотрудничестве производителя с УЕФА. Тестовый парк автомобилей насчитывает пять моделей: Song Plus DM-i, Song Plus EV Champion Edition, Song Pro DM-i, Han EV и Chazor.
Внутри салон также придерживается стандартов BYD. Его площадь небольшая, поэтому тут расположились всего четыре модели. Сам автосалон выполняет не просто функции шоурума. Здесь также есть и сервисная зона, сфотографировать которую нам, правда, не разрешили. Кроме того, по традиции есть возможность приобретения страховых продуктов, автокредита, запасных частей и аксессуаров.
Интересно при этом, что в разгар буднего дня в автосалоне BYD всё равно было приличное количество людей. Кто-то просто изучал автомобили, другие обсуждали условия покупки, а третьи обсуждали ремонт с представителями сервиса. «Китайские автомобили» решили подробнее расспросить одного из сотрудников ДЦ о секрете популярности BYD в Узбекистане.
В чем секрет BYD
Как нам пояснил менеджер автосалона, автомобили BYD привлекают в первую очередь ценой. К примеру, сейчас за седан Chazor с гибридной силовой установкой в стартовой комплектации просят 297,2 млн сумов (2,1 млн рублей). Конечно, в Узбекистане есть автомобили куда дешевле, но BYD «выезжает» за счёт соотношения цены и качества. Ещё одним преимуществом является практически полное отсутствие конкурентов.
— Сейчас у нас самая популярная модель это «Чемпион» [Song Plus DM-i Champion Edition]. И у него практически нет конкурентов. Разве что Chevrolet Equinox, – рассказал «Китайским автомобилям» сотрудник автосалона BYD Yakkasaroy
По словам менеджера автосалона BYD, автомобили в основном рассматривают в стартовых комплектациях, потому что они уже хорошо оснащены. Примерно половина машин приобретается в кредит. Остальные берут за наличные средства.
Конечно, мы затронули и болевую точку марки на местном рынке – большой объём неофициально ввезённых автомобилей на улицах Ташкента.
— Да, такая проблема и правда есть. У нас автомобили немного дороже, чем у частников. Но наши преимущества – гарантия, сервис, русский язык [системы мультимедиа] и облачные сервисы. Мне кажется любой здравомыслящий человек поймёт, что лучше покупать автомобиль у нас, – ответил на вопрос обозревателя «Китайских автомобилей» сотрудник BYD
Кроме того, среди причин успеха BYD менеджер автосалона назвал… деятельность президента Узбекистана Шавката Мирзиёева. Глава страны активно продвигает сотрудничество с этой маркой, часто встречаясь с её представителями в Китае и в Узбекистане. От себя добавим, что Шавкат Мирзиёев также поручил министерствам страны и компании «Узавтосаноат» внести в Кабмин предложения по ограничению «серого» импорта автомобилей под брендом BYD.
Напомним, что в этом году модельная линейка BYD для рынка Узбекистана расширится до 10 моделей. Также начнётся и локальная мелкоузловая сборка на заводе BYD Uzbekistan. Это приведёт к дальнейшему росту продаж на местном рынке.
***
В России марка BYD не представлена официально по политическим причинам. Параллельный импорт моделей этого бренда также не пользуется популярностью. Так, за 2023 год в РФ нашли клиентов 609 автомобилей BYD. А за первый квартал 2024 – 174 машины.
Денис БОБЫЛЕВ (YouTube), Ташкент