На объявленное на минувшей неделе Еврокомиссией намерение ввести заградительные пошлины на электромобили из Китая уже поступают первые комментарии, причем не откуда-нибудь, а из той же Европы. Министр финансов Норвегии Трюгве Слагсвольд Ведум в интервью изданию Teknisk Ukeblad категорически отверг подобное развитие событий в своей стране.
— Введение таможенных пошлин на китайские автомобили не является ни актуальным, ни желательным для Норвегии, — заявил он
В настоящее время в Евросоюзе действует 10-процентная пошлина на автомобили из Китая, в то время как в Норвегии их (пошлин) нет совсем. От себя напомним, что королевство Норвегия не является членом ЕС, но с 1994 года входит в Европейскую экономическую зону (ЕЭЗ).
Норвежцам все эти эксперименты ни к чему, отметил министр. И его понять можно: помимо китайских марок автомобилей, повышение пошлин в Европе коснётся и таких автомобилей, как Volvo EX30, Tesla Model 3 и BMW iX3, которые, напомним, производятся на территории Поднебесной. А именно Volvo EX30 в течение двух последних месяцев является самой продаваемой моделью в Норвегии.
Со своим коллегой согласен и министр иностранных дел этой скандинавской страны Эспен Барт Эйде. На одной из недавних пресс-конференций его спросили, следует ли запрещать китайские электромобили в Норвегии. Он ответил так:
— Я не думаю, что вообще следует запрещать китайские электромобили. И, прежде всего, в Норвегии, стране, которая, в принципе, не производит автомобили. Китайцы сильно продвинулись в разработке аккумуляторных моделей, и европейским автоконцернам порой следует у них поучиться, а не заниматься фальсификацией показателей вредных выбросов.
Китайцы не боятся
Президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен неоднократно давала Китаю понять, что доступ к крупнейшей в мире открытой экономике должен зависеть от честной конкуренции. Причем, еврочиновники остались глухи к возражениям со стороны некоторых крупных европейских автопроизводителей и пригрозили ввести заградительные меры уже с июля текущего года. Ярую поддержку такой позиции оказали такие ведущие страны Европейского Союза, как Франция и Испания.
Китайская сторона, как мы писали на прошлой неделе, уже пригрозила дать адекватный ответ на агрессию Еврокомиссии.
— Китай оставляет за собой право подать иск во Всемирную торговую организацию и примет все необходимые меры для решительной защиты законных прав и интересов китайских компаний, — заявил Хэ Ядун, представитель Министерства торговли Китая
При этом, как полагают некоторые эксперты, особых причин азиатам беспокоиться нет. В Европе китайские производители электромобилей устанавливают цены на свои модели заметно выше тех, что действуют на территории КНР. Поэтому, как ожидается, они смогут в значительной степени покрыть свои расходы, если в конечном итоге это будет иметь место.
Так, например, прогрессирующая в последнее время компания BYD заявила, что даже при тарифном барьере в 30% сможет продавать свою компактную модель Seagull менее чем за 20 000 евро (в России за машину, привезенную по линии параллельного импорта, сегодня просят от 1,9 до 2,2 млн рублей). Про саму компанию в Норвегии напоминают, что в 2023 году BYD получила от своего правительства субсидии на сумму 3,4 млрд евро.
Немецкий министр против!
Добавим, что критиков решения Еврокомиссии о вводе заградительных пошлин на ввоз китайских электромобилей немало и в самом ЕС. Так, например, федеральный министр транспорта Германии Фолькер Виссинг не устает предостерегать своих коллег из Брюсселя не предпринимать никаких мер:
— Никто не может желать торговой войны с Китаем. Это было бы катастрофой для Германии и не принесло бы пользы Европейскому Союзу
По его словам, главная задача заключается в том, чтобы обеспечить конкурентоспособность на рынке, а не ограничивать конкуренцию высокими тарифами. В противном случае это приведет к снижению конкурентного давления на европейских производителей и повышению цен для конечных потребителей.
— Только конкуренция обеспечивает низкие цены при максимально возможном качестве, — заявил Виссинг. – Я бы предложил обсудить с нашими торговыми партнерами по всему миру то, что мы считаем целесообразным улучшить, и работать над тем, чтобы рынки оставались открытыми, и чтобы у нас была конкуренция. Германия нуждается в открытых рынках без торговых барьеров.
Volvo EX30: из Китая в Бельгию
Повторимся, что электромобиль Volvo EX30 «зашёл» на норвежский рынок более чем удачно. И покупателей не привело в смятение даже сообщение о том, что компания Volvo вынуждена отозвать с рынка около 72 000 машин для устранения ошибок в настройках электронного спидометра.
Недавно The Times проинформировала о том, что Volvo может перенести производство модели EX30 из Китая в Бельгию к 2025 году. По данным издания, это решение может быть связано как раз таки с возможным повышением пошлин в отношении китайских электромобилей.
— Мы не готовы подтвердить, что причина, по которой мы также собираемся начать производство EX30 в Бельгии, связана именно с этим. Пока слишком рано строить предположения о последствиях возможных мер. Решение о выпуске Volvo EX30 в Генте отражает наше стремление производить автомобили там, где они продаются лучше всего, — заявил британской газете глобальный менеджер по связям с общественностью Volvo Кристин Болдеманн Вестер.
Андрей ИВАНОВ (@chinamashina)
Чтобы кто не говорил и не писал, заградительные пошлины будут введены на китаймобили во всех странах мира.