В Германии покупатели новых автомобилей скептически относятся к моделям китайских производителей. Согласно свежему отчёту DAT (Deutsche Automobil Treuhand GmbH), около 88% таких машин в настоящее время не рассматриваются в качестве покупки. При этом бОльшая часть потенциальных клиентов заметила на рынке ФРГ азиатских конкурентов.
Так, например, 49% респондентов знакомы с китайскими автомобилями по уличному потоку, 51% — по рекламе или публикациям в прессе. Накопленный опыт (дилерский тест-драйв) набрал в ходе опроса 14%.
Несмотря на столь явно выраженный потребительский скепсис, китайские бренды в Германии активно развиваются. В 2023 году они увеличили количество новых регистраций на рекордные 48%. Другими словами, было реализовано порядка 34 000 новых автомобилей, таким образом, доля «китайцев» на самом урожайном рынке Европы составляет 1,2%. Наиболее сильные позиции демонстрирует MG – в прошлом году бренд отчитался о почти 21 200 проданных машинах (доля рынка — 0,7%).
Своё присутствие на немецком рынке усиливают и другие игроки из Поднебесной. Немецкая пресса особо отмечает марки Nio, BYD, Ora и Elaris (под этим брендом продаются разные малоизвестные автомобили). Благодаря широкому ассортименту моделей, они предлагают немецким покупателям интересную альтернативу европейским брендам. Названные имена — из числа тех, кто и продают больше других, и успели обзавестись собственными сетями гарантийного и постгарантийного обслуживания. Об этом разговор во второй части нашего обзора.
Какие китайские автомобили представлены в Германии
MG: смесь китайских традиций и современности
MG — британский автомобильный бренд, который с 2005 года входит в структуру SAIC Motor. В Германии MG предлагает широкий ассортимент автомобилей, которые привлекают внимание немцев с точки зрения дизайна и ценовых характеристик.
Линейка MG выглядит сегодня так: MG4 (34 990 евро), MG5 (35 490 евро), MG ZS (17 990 евро), MG ZS EV (33 990 евро), MG HS (25 990 евро), MG EHS (38 990 евро) и MG Marvel R (46 990 евро).
Nio: электромобили экстра-класса
Nio — относительно новый игрок на немецком рынке, однако уже завоевал популярность за короткое время. Бренд существует с 2015 года и специализируется на разработке электромобилей, отличающихся технологиями и современным дизайном.
В настоящее время Nio представлен в Германии моделями ET7 (81 900 евро), ET5 (59 500 евро), EL6 (65 500 евро) и EL7 (85 900 евро). Продукция ориентирована на требовательную целевую группу, стремящуюся к эксклюзивности и экологичности.
BYD: китайский пионер электрической мобильности
BYD — один из сильнейших автомобильных брендов из Китая, который закрепился в Германии. За последние годы компания добилась значительных успехов и превратилась в одного из крупнейших в мире производителей электромобилей.
Сегодня немцам доступны такие модели, как Atto 3 (39 990 евро), Han (69 615 евро), Dophin (34 990 евро), Seal (50 990 евро), Tang (69 615 евро).
Elaris: эксклюзивный дизайн из Китая
Для нас имя Elaris совершенно незнакомо, чего не скажешь о жителях Германии. Это стартап, основанный в 2020 году и специализирующийся на полностью электрических машинах. Бренд представляет модели, которые оснащены по последнему слову техники и доступны по цене. В настоящее время Elaris сам не производит автомобили, а закупает их у китайских производителей, пока ещё не представленных в Европе. В частности, у Dorcen, Zhidou и Skyworth.
Эксперты говорят, что у компании есть в Германии большой потенциал в будущем – особенно в области городской мобильности и каршеринга. Представленные модели именуются Beo (47 290 евро), Dyo (24 900 евро) и Caro (41 000 евро).
Ora: динамичный, электрический и уникальный
Этот бренд в Германии называют многообещающим, он привлекает всё больше внимания бюргеров. Нам он хорошо известен – это суббренд Great Wall Motor Company. Родословную Ora ведёт с 2018 года.
Сегодня ставка делается на автомобиль Ora 03, который еще недавно носил необычное, как считают в ФРГ, название Funky Cat (26 990 евро). Это компактный малолитражный автомобиль в ретростиле, ориентированный на молодую аудиторию. Благодаря привлекательному дизайну, современным технологиям и неплохим ходовым качествам «Кот» наверняка ещё покорит многие немецкие сердца.
Ставка на существующие дилерские сети и подписка
Интересным представляется вопрос, как обстоят дела с покупкой, ремонтом и техническим обслуживанием китайских автомобилей в Германии? Сравнивая стратегии, можно увидеть, что поставщики из Поднебесной порой сильно отличаются методами работы. В основном, ставка делается, скажем так, на физическую сеть продаж, которая в Германии развита очень хорошо, и любой владелец автомобиля может найти дилера в пределах досягаемости.
«Новый бренд, независимо от того, из какой страны он родом, должен сначала завоевать доверие, — заявляют в штаб-квартире BYD в Германии. — Для немцев важно иметь возможность познакомиться с продуктом и знать людей, которые за ним стоят». Поэтому продажи BYD осуществляются через различные дилерские центры BMW, Mercedes и VW, а в районе «Большого Штутгарта» — через группу Hedin.
***
Great Wall Motors, в которую входят бренды Ora и Wey, также полагается в Германии на сеть независимых дилеров — группу Эмиля Фрея. GWM предлагает широкий выбор вариантов продаж — будь то классическая покупка за наличный расчёт, кредитование, лизинг или онлайн-заказ.
Кстати, аналогичная ситуация и с продажами MG и Maxus. Первый бренд, наряду с BYD, в дополнение к онлайн-продажам охотно практикует подписку. MG фокусируется на сети мультибрендовых автосалонов, в точках продаж которых всегда можно найти эксклюзивного продавца этой марки. Причем, в некоторых случаях на долю MG приходится до 70% сделок «мультибрендового» продавца.
Актуальная дилерская сеть Ora в Германии состоит из более чем 150 ДЦ. «Таким образом, — говорят в представительстве GWM, — достигается ориентированный на клиента и экономически выгодный охват рынка». Много это или мало? Для сравнения приводится торговая сеть Volkswagen — она насчитывает более 180 автосалонов. В компании BYD с завистью смотрят в сторону GWM и грезят аналогичным образом выстроить свою сеть продаж. Производитель присутствует в Германии уже около года, разделил страну на 8 регионов и в настоящее время имеет 14 торговых точек. В ближайшей перспективе их должно быть 100.
***
Elaris ведёт бизнес по-своему — начинает сотрудничество с уже существующими продавцами: с осени 2022 года продажи и сервис работают в более чем 80 магазинах сети Euromaster, с начала 2023-го продукция марки присутствует в автосалонах Autohelden, а это суммарно около 600 шоурумов.
В центре внимания бренда Aiways также находится собственная дилерская сеть. По словам представителя компании, если до июня 2023 года продажи осуществлялись через сеть магазинов электроники Euronics, то в настоящее время идёт процесс реорганизации. «Важно физическое распространение, — говорят в компании. — Клиент хочет, чтобы с ним беседовали, ему советовали, только после этого можно будет оформить онлайн-заказ».
***
Nio и Lynk & Co отходят от привычной схемы и выбирают новое направление, в котором основное внимание уделяется виртуальным продажам. «Lynk & Co сознательно отказывается от дилерских центров», — говорится в сообщении производителя. У компании в приоритете т.н. клубы — места, где можно собраться вместе, обменяться мнениями и выпить кофе. Клубы разбросаны по всей Европе, в Германии таких четыре (в Мюнхене, Гамбурге, Берлине и Дюссельдорфе).
Основной моделью распространения Lynk & Co является ежемесячная подписка на автомобили (600 евро в месяц). Каждый участник программы может поделиться своим автомобилем со своим сообществом и, таким образом, уменьшить ежемесячный взнос. Кроме того, Lynk & Co активно предлагает автомобили в лизинг и каршеринг.
Nio также работает в «клубном» направлении – компания располагает структурой с отдельными выставочными залами, так называемыми Nio Houses, похожими на клубы Lynk & Co. Кроме того, Nio открыла в Мюнхене центр, который является единственным, сравнимым с обычным автосалоном. По всей стране существует 8 так называемых центров обслуживания, где клиенты могут забрать свои автомобили. Подписка или покупка оформляются в Nio онлайн или через приложение, принадлежащее производителю. Лизинг в настоящее время доступен только для коммерческих клиентов, но вскоре следует ожидать лизинг для частных лиц.
Обслуживание проходит в классическом стиле
Китайские автопроизводители единодушны в вопросе технического обслуживания машин: они пользуются услугами дистрибьюторов, у которых есть сопутствующий сервис. В случае GWM техобслуживание и ремонт выполняются авторизованными дилерами в более чем 150 точках – речь идёт о компаниях группы Эмиля Фрея. Aiways, в свою очередь, полностью полагается на мастерские ATU, которыми автопроизводитель, по его собственным словам, очень доволен.
Nio и Lynk & Co также используют проверенные временем методы и направляют своих клиентов на авторизованные СТО. Однако Nio предлагает пользователям так называемый «мобильный сервис», сотрудники которого, в зависимости от местоположения, отправляются непосредственно к клиенту, осматривают автомобиль и производят по возможности ремонт на месте.
В плане гарантии китайские автопроизводители предоставляют условия, аналогичные тем, что практикуют европейские автогиганты. Открытым только остаётся вопрос, смогут ли они предоставить более качественный сервис? Однозначного ответа на него в Германии пока нет.
Владимир ПЕТРОВ (@chinamashina)
Be the first to comment on "«Немцы хотят, чтобы с ними беседовали». Как торгуют китайскими автомобилями в Германии"