Автомобильный рынок России с известной долей опаски ожидает дату 1 октября 2024 года. В этот день минпромторг может нас «обрадовать» очередным повышением утилизационного сбора. Проект соответствующего постановления, как известно, с 12 июля вывешен для всеобщего обсуждения и в настоящее время находится в стадии подготовки заключения по ОРВ (оценка регулирующего воздействия). Дальше только рассмотрение проекта в правительстве РФ и официальное опубликование акта.
Если документ примут, мало не покажется всем игрокам рынка. Пострадаем, увы, все мы, потребители. Согласно ожиданиям аналитиков, цены на автомобили могут заметно вырасти уже в сентябре. А насколько жестким окажется рост, можно судить по одному из самых востребованных на сегодняшний день автомобилей – среднеразмерному кроссоверу Geely Monjaro. Независимый эксперт Артем Самородов в рамках вебинара «Авито Авто» привел абсолютно конкретные цифры, касающиеся структуры стоимости поставки автомобиля для продавца по линии так называемого параллельного импорта.
Нюансы: для себя или на продажу
В качестве наглядного примера был взят 2-литровый 238-сильный автомобиль 2024 года выпуска. Его закупка (себестоимость), по информации Артема Самородова, составляет плюс-минус 2 млн руб. Доставка в Россию оценивается в 150 000 руб. Таможенное оформление – 8 530 руб. Единая ставка – 1 088 291 руб. Утилизационный сбор – 3400 руб. (если везти автомобиль для себя любимого) и 306 000 рублей (если для продажи). Наценку поставщика (дилера) во внимание не брали. Нехитрая арифметика, и вот какой итог: если сегодня везти автомобиль для личного пользования или, как вариант, если коммерсант везет его под конкретный заказ, то в продаже Geely Monjaro окажется по цене 3 250 221 руб. Если для коммерческих целей, сумма будет заметно выше — 3 552 821 руб.
Если, допустим, 1 октября 2024 года повышение утилизационного сбора все же будет иметь место, цифры изменятся. Естественно, в сторону повышения. При сохранении всех вышеназванных пунктов его драйвером станет злополучный утильсбор. Из-за него кроссовер, ввозимый для коммерческого обращения, примерит на себя ценник в размере 3 803 021 руб. («для себя» цена не изменится). А в 2025 году, опять же, согласно проекту постановления, цены вырастут до 3 914 221 руб.
«Как известно, предусматривается поэтапная индексация утильсбора, вплоть до 2030 года, — отметил Артем Самородов. – Просчитал все этапы, но не стану пугать запредельными цифрами». По его словам, разговоры о возможном повышении утильсбора начали звучать в конце мая — начале лета, в первую очередь, из уст руководителей «АвтоВАЗа»:
— Какое-то время не было определенности, казалось, что это вброс с целью активизировать продажи, привлечь клиентов в автосалоны. Но в середине июля появился проект постановления, и все увидели, что в нем предложены новые коэффициенты и ставки. Процесс в кабинетах правительства, насколько мне известно, идет. Вероятность принятия решения по повышению утильсбора высока.
Утилизационный сбор в перспективе
Что тогда? Артем Самородов вновь приводит конкретные цифры. На сегодняшний день коммерческий утильсбор для новых (до 3 лет) автомобилей с рабочим объемом двигателя до 1 литра составляет 81 200 руб., коэффициент – 4,06. После 1 октября 2024-го (проект) эти цифры могут сильно измениться — соответственно 150 200 руб. (коэффициент — 7,51). В следующем году (проект) — 180 200 рублей (9,01).
Для новых автомобилей с двигателем 1-2 литра сегодня расклад следующий — 300 600 руб. (15,03). После 1 октября 2024 года (проект) — 556 200 руб. (27,81). В 2025-м (проект) — 667 400 руб. (33,37).
Для новых автомобилей с двигателем 2-3 литра на сегодня коммерческий утильсбор стоит 844 800 руб. (42,24). После 1 октября 2024-го (проект) — 1 562 800 руб. (78,14). В следующем году (проект) — 1 875 400 руб. (93,77).
Новые автомобили (3-3,5 литра) сегодня — 970 000 руб. (48,50). После 1 октября (проект) — 1 794 600 руб. (89,73). В 2025-м (проект) — 2 153 400 руб. (107,67).
Новые автомобили с двигателем более 3,5 литра на данный момент — 1 235 200 руб. (61,76). После возможного принятия постановления — 2 284 000 руб. (114,20). В следующем году (проект) — 2 742 200 руб. (137,11).
Пострадают от возможного принятия постановления и потенциальные покупатели электромобилей. Сегодня коммерческий утильсбор на «электрички» не распространяется. Однако после 1 октября ставка и коэффициент, увы, могут появиться: 32 600 руб. (1,63). В 2025 году (проект), соответственно, 667 400 руб. (33,37). В общем, есть, над чем почесать затылок, а то и всплакнуть…
Андрей ИВАНОВ (@chinamashina)
Это ничего. Потребители по-прежнему будут ругать Жадных Дилеров, про утильсбор и таможню они ничего не слыхали.
Интересно. Сейчас цена автомобиля в России по сравнению с его розничной ценой в Китае увеличивается почти вдвое. Чиновники хотят что бы она увеличивалась втрое. То есть другими словами, покупая себе зарубежную машину, ты покупаешь ещё две таких же машины для государства. А не жирно ли будет, господа чинуши!?