Гибридные Lixiang Li6 от 38 000 $, Nissan X-Trail E-Power от 28 500 $, Voyah Free Pro от 36 040 $ в рублевом эквиваленте. Полностью электрические BYD Yuan Plus с запасом хода в 510 км (СLTC) и BYD Song Plus и вовсе от 20 900 $ и 23 900 $ соответственно. На фоне таких цен увеличение доли преимущественно китайских электрокаров на белорусском рынке, как в секторе дилерских продаж, так и зоне так называемого параллельного импорта, абсолютно не удивляет.
Государственные льготы на электромобили (в первую очередь, нулевые таможенные пошлины и отсутствие НДС), когда речь заходит о смене прежнего транспортного средства на новое авто, уже несколько лет подряд делают китайские электромобили в Беларуси весьма привлекательным товаром как для покупки, так и для перепродажи в рамках страны. По разным оценкам, в данном бизнесе в РБ работает от 150 до 180 продавцов, поставляющих автомобили из Китая. При этом тех, кто привозит подобный транспорт по официальным каналам с полноценной заводской гарантией, можно посчитать по пальцам одной руки.
Судя по экспозициям на недавней минской выставке «Моторшоу», где в нынешнем году присутствовали не только дилеры, места на этом перспективном рынке пока хватает всем.
***
Согласно цифрам, озвученным на пресс-конференции Автомобильной ассоциации БАА, только в дилерских продажах, доля «зеленых» автомобилей всего за год выросла с 2,23% в сентябре 2023-го, до 7,53% в сентябре 2024-го. И это при том, что сам рост рынка новых авто тоже уже превзошел все, даже самые оптимистичные ожидания.
По январским прогнозам «БАА», продажи новых авто участниками ассоциации, а это далеко не все официальные дилеры, в 2024 году должны были оказаться у отметки в 27 000 шт. В реальности же лишь за 9 месяцев 2024-го белорусы только у дилеров, состоящих в данной организации, купили без малого 35 тысяч новых легковых и легких коммерческих авто. В итоге новый прогноз «БАА» на текущий год — 47-49 тысяч новых автомобилей, из которых около 3000 будут электрокарами и последовательными гибридами.
Значительный вклад в этот результат планируют внести дилеры Geely и «БелДжи», в шоурумы которых после 15 октября поступят первые Geely E8, и импортер Voyah и Dongfeng. Первые в 2024 готовые замахнуться на продажу четырех партий, суммарно включающих около 387 электрокаров.
Второй явно делает ставку на популярные у белорусов гибриды Voyah Free Pro, коих в 2024 году уже реализовано около 1300 единиц, и показанные на выставке электрокары eπ («И-пай»), которые к ноябрю-декабрю появятся на рынке и в гибридном исполнении. При стоимости последних, близкой к условным 25 000 у.е. в эквиваленте, шансы такой модификации на успех гарантированы.
***
Сегмент параллельного импорта, свой шанс тоже упускать не собирается. Здесь игроки, хотя и выставили на стендах модные Xiaomi SU7, Zeekr 007, Lixiang Mega, Lotus Eletre, MG Cyberster, Polarstone 01, Yangwang U8 и т.п., прекрасно понимают, что массовый покупатель — в другом ценовом сегменте, где стоимость машин находится в пределах 17-25 тысяч долларов, в рублевом эквиваленте.
Именно поэтому, пока на их стендах стоят дорогостоящие концентраторы внимания публики, которая на выставку приходит поглазеть на машины, в глубине экспозиций предлагаются вполне себе доступные BYD Dolphin с увеличенной до разумных 60 кВт⋅ч АКБ, BYD Yuan Up, BYD Yuan Plus, BYD Song Plus, Honda ENP2, Geely E5, Geely Geometry E.
Общее для всех подобных поставщиков условие – поставка автомобилей под заказ. По предоплате есть варианты. Где-то это 100%, но в белорусских рублях. Где-то 20-40% с возможностью привлечения лизинга. Реальные сроки поставки – 2-3 месяца. Гарантия либо страховая, либо никакой. В общем – вариант для смелых и отчаянных, но недорого.
***
Еще одна новая стезя «серых» продавцов – автомобили с пробегом из Поднебесной. Они на выставке были представлены преимущественно с полуторалитровыми моторами и пробегами в районе 25-30 тысяч километров. Растаможка подобных машин в РБ недорога, и, если сэкономить на доставке, а некоторые из них со слов продавцов приехали в Беларусь из Китая своим ходом, то можно и заработать.
У официалов в данном секторе свои козыри. Так, у импортера JAC это похожий на FIAT 500 электрический E30X с запасом хода 405 или 505 км по CLTC. У Dongfeng – модель BOX. А еще в Беларуси теперь можно приобрести и официальные кроссоверы Seres. Впрочем, они из куда менее доступной ценовой категории.
***
В целом же «Моторшоу 2024» — своего рода лакмусовая бумажка того, что происходит с белорусским рынком новых авто. Машины привычных ранее брендов здесь в меньшинстве, и представлены они в большинстве своем специалистами по параллельному импорту. Балом, как мы уже отмечали, правит китайский автопром.
Ну и просто нельзя не заметить того, что значительная часть экспонатов – «зеленые» авто, демонстрирующие экспоненциальный рост продаж на белорусском рынке новых легковых автомобилей. Более того, китайские электрокары в нынешнем году были замечены и в сегменте коммерческой техники.
Юрий ЛИХУТА (@chinamashina), Минск, фото автора