Если вбить в поисковой строке слово Jetta, то один из самых популярных запросов будет связан с тем, официально ли этот бренд представлен в России. Эта молодая марка, которая создавалась специально для Китая, только в текущем году справила свое пятилетие. На российском рынке автомобили Jetta можно было купить еще в прошлом году, но только недавно заработал официальный сайт, появились маркетинговые активности и различные программы поддержки продаж.
А для журналистов впервые устроили масштабное мероприятие, на котором презентовали сразу две новинки – обновленные кроссоверы Jetta VS5 и VS7. Насколько эти автомобили близки к своим немецким прародителям и чем они сегодня могут привлечь покупателей, «Китайские автомобили» разбирались на тест-драйве, который проходил в окрестностях Нижнего Новгорода.
Немецкие гены
Очевидно, одна из главных «фишек» автомобилей Jetta – это те самые немецкие технологии и проверенные временем решения, которых сегодня так не хватает некоторым покупателям. Бренд является совместным предприятием компаний FAW и Volkswagen, сборка идет на мощностях китайских заводов «ФАВ». С момента запуска марки в 2019 году и по сегодняшний день в линейку Jetta входят три модели: лифтбек VA3 и кроссоверы VS5 и VS7. Все они теперь официально представлены на российском рынке.
Это означает, что на автомобили распространяется гарантия в 2 года или 100 000 км. При этом на данный момент автомобили завозят по схеме параллельного импорта, в документах они значатся как Volkswagen Jetta VS5. То есть машины завозят с оформлением ЗОЕТС, получение привычного ОТТС требует больше времени и средств. Плюс могут помешать санкции, и, скорее всего, вы помните недавний скандал с появлением официального сайта марки в России. При этом в будущем не исключен и такой вариант: для автомобилей Jetta будет создан отдельный локальный бренд (условно Jetta Plus), а производство наладят на одном из российских автозаводов.
С технической же точки зрения «Джетты» для российских покупателей – это вариант интересный. Кроссоверы VS5 и VS7 построены на хорошо знакомой платформе MQB, под капотом установлен турбомотор серии EA211, в паре с которым идет классический «автомат» Aisin. Кузова всех моделей изготовлены из стали горячей штамповки, большая часть внешних панелей оцинкована.
Меньше хрома, больше спортивности
За пять лет это уже второе обновление для моделей VS5 и VS7. Первый рестайлинг случился два года назад, и такие машины тоже продаются в России с гарантией. В 2024 году кроссоверы получили другие бамперы и решетки радиатора с новым логотипом. С порогов исчез неокрашенный пластик, на крышке багажника появился увеличенный спойлер, а вместо эмблемы расположилась крупная надпись Jetta. Младший VS5 практически полностью лишился хромированной отделки, хотя такие «черные» спецверсии были и раньше.
Новые топ-версии VS5 (с приставкой Brilliant в названии) можно отличить по обильному черному декору (крыша, рейлинги, зеркала заднего вида, колесные диски). При этом у старшего VS7 таких комплектаций нет, зато есть безрамочная решетка радиатора. В целом же оба кроссовера посвежели, пластика кузова и пропорции напоминают хорошо знакомые в России европейские модели. В случае с Jetta VS5 это Skoda Karoq или Volkswagen Taos. С обновлением появились и новые цвета кузова, но в целом палитра довольно скромная (черный, белый, серый и синий).
Почти европейская эргономика
Салоны кроссоверов обновились точечно. Из общего для моделей можно отметить появление мягких накладок на передней панели и верхней части передних дверных карт, обновление мультимедийной системы, а также новый дизайн отделки сидений. Плюс добавлены цвета интерьера (с синими вставками для VS5 и со светло-серыми для VS7).
При этом текущее обновление практически полностью стерло разницу между интерьерами двух кроссоверов. Старшие комплектации Jetta VS5 получили 8-дюймовую цифровую панель приборов и новый блок 2-зонного климат-контроля, который стал полностью сенсорным (раньше были обычные кнопки и крутилки). Так что теперь различия в салонах топ-версий VS5 и VS7 проявляются лишь в небольших деталях.
По виду интерьеры «Джетт» напоминают немецкие модели. Тут фирменный фольксвагеновский руль с красной подсветкой кнопок и хорошо знакомый селектор коробки передач. Посадка за рулем в любом случае высокая, а центральный тоннель, по современным меркам, расположен непривычно низко. Внешне кресла тоже напоминают немецкие, но на поверку все же отличаются. В топ-версиях у водительского сиденья есть электрорегулировки (6 направлений), поясничная поддержка настраивается с помощью механического рычажка. Но за все время теста найти удобное положение для спины так и не получилось. Это подтвердили и некоторые коллеги, при этом к ширине и длине подушки вопросов нет.
Цифровая панель приборов оформлена скорее в китайском стиле, чем в европейском. Есть три темы, которые переключаются кнопкой View на руле. Наиболее информативной видится та, в которой спидометр расположен по центру, а по бокам есть вкладки с дополнительной информацией. Хотя наблюдать за оборотами двигателя в ней не слишком удобно, поскольку эта информация вынесена в узкую полоску наверху. Меню борткомпьютера переведено на русский, причем дилеры могут русифицировать приборку и для уже проданных дорестайлинговых машин. Пункт меню «навигация» тут неактивен, а информацию о давлении в шинах можно посмотреть на центральном экране.
Мультимедийная система тоже получилась европейско-китайской. Язык тут только английский, однако логика управления простая и понятная. Работает 10-дюймовый экранчик шустро, без тормозов. Есть привычный верхний свайп и основное меню с двумя вкладками, но вторая заточена только под китайские приложения и в нашем случае неактивна. Настроек не очень много, но сгруппировано все логично. К примеру, яркость панели приборов и центрального экрана можно подкорректировать в одном месте. А вот назначение некоторых пунктов так и осталось загадкой. Например, во вкладке Drive Assist есть переключатели Eco, Std, Com и Sport. К режимам движения это отношения не имеет (их тут просто нет), а дистанция до впередиидущего автомобиля выставляется кнопками на руле.
***
Изображение со смартфона отзеркалить не удалось, поскольку в пункте Video Mirror требуется установка отдельного китайского приложения. Любопытно, что в двух средних комплектациях заявлено наличие штатного Car Play, поскольку там стоит другая система. Но на тест-драйве были только топ-версии с мультимедийкой J-Connect. Помимо основных настроек в меню есть пункт Car Info, где можно посмотреть разную информацию, например, по пробегу или среднему расходу топлива.
Одним из важных отличий обновленных машин стало заметное улучшение картинки с камер кругового обзора. Изображение качественное и четкое, даже в темноте. Важный плюс по сравнению с большинством китайских машин, это работа климат-контроля. Здесь вы просто выставляете нужную температуру, и забываете о дальнейших регулировках. Градусы завышать не нужно, постоянные вмешательства в работу системы не требуются. Любопытно, что оба центральных дефлектора вынесли справа. Опытным путем выяснилось, что нижний отвечает за водительскую зону, а верхний за пассажирскую.
Визуально центральный тоннель у Jetta VS5 и VS7 одинаков. Подстаканники расположены слишком глубоко, зато у них есть шторка. Селектор «автомата» удобен, радует и наличие физической кнопки AutoHold. Систему Start-Stop нужно отключать после каждого перезапуска двигателя, если она вам не нужна. Но все же более крупная «семерка» получила улучшенный функционал. У нее есть беспроводная зарядка для смартфона, а центральный подлокотник регулируется по длине и углу наклона. Последнего в VS5 не хватает, при удобной посадке локоть едва ли достает до края.
Плюс к этому, VS7 отличает зеркало с автозатемнением и большая панорамная крыша вместо обычного люка у «пятерки». Также только у старшей модели есть задний центральный подлокотник. А вот линии атмосферной подсветки на задних дверях после рестайлинга достались и младшему VS5.
***
Помимо опционального оснащения, разница между VS7 и VS5 сводится к увеличенной длине (4624 мм против 4418) и подросшей колесной базе (2730 мм вместо 2630). Это означает, что в случае с «семеркой» вы получаете больше места для задних пассажиров, а также увеличенный багажник (548 л вместо 482). В реальности эта дельта действительно заметна. Места над головой хватает в обоих кроссоверах, но перед коленями его больше в «семерке». А вот наклон спинки в любом из кроссоверов не регулируется, и посадка на заднем ряду получается излишне вертикальной.
При складывании спинки второго ряда образуется заметная ступенька, ровного пола не будет. Отделка багажника простая: боковины пластиковые, никаких петель, крючков или дополнительных ниш нет. Есть жесткая полка и небольшой желтенький плафончик слева. В подполье докатка и набор инструментов. Электропривода крышки багажника нет ни в одной из комплектаций, но внутренняя ручка для закрывания растянулась почти во всю ширину этой самой крышки, так что браться тут можно с любой стороны.
Включите «аварийку», а затем пять раз нажмите на педаль газа…
По техническим характеристикам «Джетты» практически полностью копируют знакомые кроссоверы от Volkswagen или Skoda. Турбомотор серии EA211 настроен на 150 л.с. и 250 Нм, в паре с ним идет 6-ступенчатый «автомат» Aisin. Привод у двух кроссоверов исключительно передний. Однако сзади, в отличие от моноприводных Taos или Karoq, вместо балки установлена многорычажка. В Китае VS5 и VS7 могут оснащаться еще и 5-ступенчатой «механикой», но к нам такие модификации поставлять не будут.
На бумаге все это выглядит довольно многообещающе. На деле же разница с немецкими кроссоверами заметна. В особенности это касается управляемости. Отдельных режимов работы у электроусилителя нет, и по меркам китайских кроссоверов этого класса рулятся «Джетты» очень даже неплохо. Однако до «Карока» или «Тигуана» им еще далеко, той самой точности и тяжести руля тут не хватает. В обычных режимах это не так заметно, но, если активно заходить в крутой поворот, со скоростью лучше не перебирать. Крены хоть и умеренные, но обратной связи хватает не всегда.
Подвескe настроили скорее в европейском стиле, стараясь соблюдать баланс между комфортом и управляемостью. Основную массу неровностей «Джетты» проглатывают с легкостью, но на лежачих полицейских можно и подскочить, если переборщить со скоростью (до пробоя не доходило ни разу). Само собой, переднеприводные кроссоверы не рассчитаны на покорение бездорожья, дорожный просвет указан при загрузке с двумя пассажирами. Это 170 мм для VS5 и 175 мм для VS7.
Хорошей проходимости не поспособствуют и штатные китайские шины LingLong GreenMax (225/50 R18), которые быстро замыливаются. В одной из ситуаций, когда при пробуксовке передние колеса начала подтормаживать электроника, возник резонный вопрос: как отключить ESP? Никаких физических кнопок в салоне для этого нет, в борткомпьютере и мультимедийке тоже пусто. Не помогла и русскоязычная инструкция по эксплуатации.
Ответ нашелся в Сети, его выложил один из владельцев дорестайлинговой машины. Оказывается, для отключения ESP нужно… включить зажигание, затем активировать «аварийку», после чего пять раз нажать на педаль газа. Когда на панели приборов появится заветный желтый значок, автомобиль можно запускать. Решение, прямо скажем, не самое удобное, особенно если об этом не знать заранее.
***
Сочетание двигателя и коробки передач в целом удачное, но ждать от 6-ступенчатого «автомата» скорострельности современных «роботов» не стоит. Да, реакции при нажатии на газ тут линейные и понятные, но на небольших скоростях коробка может немного «задуматься». При этом «автомат» адаптивный, есть спортивный и ручной режимы, оба работают эффективно. На трассе лучше всего использовать Sport, обгоны в нем даются легко. Данные по расходу топлива разнились от машины к машине, но в среднем вы должны получить 8-9 л/100 км.
Интересно настроен адаптивный круиз-контроль, он работает в диапазоне 15-210 км/ч. То есть на маленькой скорости активировать его нельзя, при нажатии на кнопку появляется надпись «Граничное значение скорости». Зато на трассе такая настройка выигрышна, ведь у большинства китайских машин адаптивный круиз перестает работать после 150 км/ч. Есть четыре уровня регулировки дистанции, но даже на минимальной сохраняется приличный запас до ближайшего автомобиля.
По шумоизоляции оба кроссовера тихонями не назовешь. Причем основной источник шума – вовсе не китайские шины. Больше всего выделяются звуки с улицы, от проезжающих мимо машин. При этом с ростом скорости картина особо не меняется, какого-то дополнительного свиста от зеркал или других элементов нет.
***
На ходу оба кроссовера похожи, разница будет лишь в том, что компактный VS5 ощущается более собранным и плотным. Более крупный VS7 больше раскачивается и распрыгивается на волнах, при этом на отработке неровностей это особо не сказывается, подвеску заметно более мягкой не назовешь. Руль на VS5 ощущается более острым, а вот шумоизоляция у младшего кроссовера не хуже, а скорее даже чуть лучше, чем у «семерки». Возможно, дело в аэродинамике и отсутствии панорамной крыши, либо это просто элемент самовнушения.
Что в итоге
Обновленный кроссовер Jetta VS5 предлагается в четырех комплектациях (в Китае их семь) и стоит от 3 000 000 до 3 350 000 рублей. У флагманского Jetta VS7 после рестайлинга количество комплектаций сократилось с четырех до двух (на родине модели их пять), за него просят от 3 367 000 до 3 529 000 рублей. На сегодня при покупке любой комплектации обновленных кроссоверов дается прямая скидка в 150 тысяч, плюс действует ряд дополнительных программ поддержки.
Китайских конкурентов у «Джетт» в этом ценовом сегменте масса. Одни привлекают модным дизайном, другие оснащением, третьи низкой ценой. Некоторым удается совмещать все это. Например, за 3-3,5 млн можно найти кроссоверы с полным приводом и обширным набором «теплых» опций, тогда как у «Джетт» обогреваются только зеркала и передние кресла (спинки и подушки). Основным преимуществом тут выступают те самые немецкие технологии, проверенная платформа MQB и знакомые агрегаты. Хотя с точки зрения ходовых качеств «Джетты» пока что недотягивают до своих немецких собратьев.
Насколько успешными эти автомобили окажутся в России, покажет время. Но определенный интерес к ним точно есть. «Джетты» уже распробовали не только частники, но и корпоративные парки, например, их можно встретить в каршеринге. В среднем за третий квартал текущего года ежемесячно расходилось чуть более 200 экземпляров Jetta VS5 и VS7. А столь оперативный выход рестайлинговых кроссоверов и более активное продвижение марки должны подстегнуть продажи.
Роман ЯРОВОЙ (@rvr50), фото автора
Была когда-то такая марка, Volkswagen. В автомобилях которой, оснащенных адаптивным круиз-контролем, аналогичным образом в меню выбирался режим работы этого ассистента. В Джеттах то же самое. Режимы Eco, Std, Com и Sport отвечают за характер работы адаптивного круиза, сколь резко он тормозит и ускоряется.