Кардинальных изменений в структуре продаж на российском рынке минувший месяц не принес. При этом есть весьма значимые моменты, которые отличают октябрь от других временных отрезков 2024-го. И на этом был сделан акцент эфира «Автостат Оперативка», прошедший сегодня в онлайн-формате.
— Прежде всего, следует отметить, что октябрь стал суперуспешным месяцем на отечественном авторынке, — заявил в своем выступлении директор агентства «Автостат» Сергей Целиков. — Суммарно было реализовано 171 179 новых автомобилей, что на 13% превысило показатель прошлого рекордного месяца – сентября (150 879 ед.) и на 52% — результат октября 2023-го. Принимая это во внимание, мы скорректировали наши прежние прогнозы относительно возможных продаж по итогам всего года. По текущему сценарию получим в этом году 1,6 млн новых машин. Рекомендуем своим партнерам и клиентам ориентироваться на этот показатель
Доля китайских компаний, по словам эксперта, сократилась на 4% (с сентябрьских 61,8% до 57,34%), и всё – благодаря успешной работе АвтоВАЗа. Он нарастил в октябре свои продажи до такого уровня, который отразился на рыночной доле отечественных брендов вместе взятых – относительно сентября рост составил 3% (с 27,6% до 30,82%).
Подвели суббренды
Самый успешный китайский бренд – Haval – реализовал в середине осени буквально половину (23 801 ед.) от объема, продемонстрированного маркой Lada (44 812 ед.). Однако этого ему хватило, чтобы возглавить список самых продуктивных «земляков» в обоих сегментах — массовом и премиальном. На втором месте обосновался Geely (17 163 ед.) — и это, пожалуй, главное откровение октября. Марка Chery, которая последнее время неуклонно следовала за «Хавейлом», на сей раз дала осечку – 15 140 машин. Сергей Целиков объяснил сей факт просто, дескать, Chery «рассыпалась» на несколько суббрендов, у холдинга стало много составляющих, в результате чего продажи конкретно этой марки, скорее всего, будут падать. При этом, как он отметил, если брать показатели Группы в целом, «то здесь твёрдое второе место».
Chery, по словам Сергея Целикова, не единственная компания, оказавшаяся в подобной ситуации: «У Geely та же история. Недавно, как все мы знаем, запущен бренд Knewstar, отличные результаты демонстрирует Belgee, который по итогам октября вошел в топ-10 и, уверен, будет подниматься впредь. Вообще это тема следующего года — будут создаваться псевдороссийские бренды, необходимые, чтобы отвести угрозу вторичных санкций от головных марок».
Belgee продал в минувшем месяце 4 346 новых машин (+18,8% к сентябрю) и вполне уютно расположился за маркой Changan (10 973 ед.), которая, в свою очередь, продолжила свой боевой поход, нацеленный на «большую китайскую тройку».
— Уверен, что в 2025-м Changan вплотную приблизится к лидерам, и мы сможем уже говорить о «большой китайской четверке», в рамках которой то и дело будут происходить рокировки, — заявил Сергей Целиков
В шаговой доступности от топ-10 находится марка GAC (2 572 ед., +11,7% к сентябрю), которая, по словам эксперта, постоянно прогрессирует, и появившийся в этом году компакт-кроссовер GS3 ей в этом сильно помогает.
Запаса сил хватит надолго
В «премиуме», что называется, без изменений. Здесь продолжают господствовать «китайцы» (доля оных – 72%). На первом месте стабильно, который раз – Exeed. Запас сил у него такой, что, продав в октябре на 5,1% меньше внедорожников, чем в начале осени (3 424 ед.), бренд имеет хороший отрыв от ближайших конкурентов – Tank (2 770 ед.) и Lixiang (2 381 ед.).
Феномен последнего, по словам Сергея Целикова, до сих пор не разгадан. «Его последовательные гибриды рвут рынок второй год подряд, обходясь без дистрибуции. Ждем, может, в 2025 году что-то официальное и появится»
Позиции Hongqi (860 ед.) и Zeekr (604 ед.) – как и месяцем ранее, а вот Aito Seres продемонстрировал приличный рост (+50,7%, 458 машин). «Бренд вкладывается в рекламу, машины заходят, и потенциал роста есть», — прокомментировал директор «Автостата».
«Бронзовый» прыжок Ora
Zeekr продолжил победоносное шествие на рынке «электричек», хотя и сдал к АППГ целых 17%. По всей видимости, опасаться за свою корону ему рано – разместившийся на второй октябрьской позиции «Москвич» продал всего 196 машин (рост к прошлому году – 68%). А вот «бронза» в коем-то веке досталась марке Ora – 74 электромобиля, и гигантский рост в 6,2 раза. Но это всего лишь разовый всплеск, и он не способен обеспечить компании выдающийся результат ни по итогам 10 месяцев (в топ-5 имя Ora не фигурирует), ни по итогам года.
В общей сложности в минувшем месяце россияне приобрели 1349 электрокаров. Это не самый выдающийся результат, бывало и больше (за 2000 штук). Тем не менее, как отметил Сергей Целиков, «электрический» рынок начал подниматься с нижней планки:
— Падали почти до 1000 ед. в месяц, сейчас видим небольшой рост. Мартовского пика в ближайшее время, скорее всего, не достигнем. И вообще, от ноября не следует ожидать чего-то рекордного. Скорее всего, рухнем, но насколько глубоко?
Андрей ИВАНОВ (@chinamashina)