Официально дебютировав на белорусском рынке в октябре 2024 года, стильный электроседан бизнес-класса Geely E8 достаточно громко заявил о себе уже на минском «Моторшоу 2024», завоевав почетное звание самого популярного автомобиля выставки.
Примечателен тот факт, что ближайший преследователь E8, а это созданный на той же платформе SEA (Sustainable Experience Architecture) Zeekr 001, отстал от лидера едва ли не вдвое. Еще одно подтверждение «народной любви» — информация о том, что только за первые две недели продаж новинки официальные дилеры отпустили покупателям более полутора десятков новых E8.
Посему отказаться от возможности протестировать перспективный электрокар было бы как минимум не логично. Автомобиль в максимальной для белорусского рынка комплектации Flagship Sport за 121 900 BYN (3,7 млн RUB) для тест-драйва был предоставлен «Geely Атлант-М», за что дилеру отдельное спасибо, так как желающих опробовать новинку не просто много, а очень много.
В активах у такого автомобиля полный привод, 646 л.с. максимальной мощности и литий-железо-фосфатная силовая батарея от CATL с емкостью 75,6 кВт⋅ч.
Стильно, стремительно и без существенных потерь на сопротивление воздуха
Это все о внешности E8 и его обтекаемых формах. Несмотря на внушительные габариты, электроседан от Geely выглядит изысканно и красиво. Тем, кто работал над его внешностью, удалось обойтись без азиатской вычурности в дизайне. Откуда ни взгляни, этот Geely стилен и привлекателен. А еще у автомобиля отменная аэродинамика, которая очень важна на скоростях от 80 км/ч и выше.
И в фас, и в профиль у Geely E8 есть свое узнаваемое лицо. Электрокар пропорционально сложен и отменно смотрится на колесах, обутых в стильные 20-дюймовые легкосплавные диски. Вносит свою лепту в восприятие внешности и матовая окраска кузова, прекрасно сочетающаяся с черными глянцевыми накладками на порогах и бамперах автомобиля, и отлично скроенная светодиодная оптика спереди и сзади.
Приятно познакомиться
Ключ в кармане, и, едва я приближаюсь к машине, электрокар приветственно выдвигает скрытые рукоятки дверей. Они сделаны под полный хват и удобно ложатся в руку. На этом забота о водителе и переднем пассажире, естественно, не заканчивается. За распахнутыми дверями меня с коллегой ждут отодвинутые в крайнее заднее положение передние сиденья.
Стоит закрыть двери, и кресла начинают движение в хранящиеся в памяти положения. Приятно, но мы в этом электромобиле впервые, поэтому прежние настройки ни к чему. Регулировка под свои параметры сложностей не вызывает. У водителя кресло имеет 6 диапазонов автоматических регулировок в 12 направлениях, а у пассажира – три в шести.
А вот у рулевой колонки – всего два варианта регулировок, по вылету и наклону, и они, увы и ах, механические. В дополнение к этому есть вопросы к диапазону изменения наклона: для человека с ростом от 180 см и выше он явно маловат. Можно, конечно, полностью опустить вниз сиденье, но далеко не всем столь низкая посадка по душе.
Интерьер в Geely E8 под стать внешности, но уже с налетом футуристичности. Экокожа, качественная замшa, мягкий пластик панели приборов и огромный сенсорный экран с диагональю 45 дюймов и разрешением 8К ни на секунду не вызывают сомнений, что E8 – типичный представитель седанов бизнес-класса нового поколения.
Единственное, что вызывает немой вопрос – ярко оранжевые ремни безопасности, довольно странно выглядящие в сдержанных серо-белых цветах интерьера электрокара. Они, к слову, имеют такой цвет только в полноприводных модификациях. У моноприводной версии E8 ремни будут черными. Рискну предположить, что таким образом китайцы решили подчеркнуть, что вы за рулем динамичной полноприводной версии автомобиля, способной «разменять» первую сотню за 3,49 секунды.
Впечатления из-за руля
С запотевшими после мойки стеклами климатическая установка E8 справляется достаточно быстро, после чего можно отправляться в путь. Автомобиль заряжен на 99%, благодаря чему бортовой компьютер обещает запас хода в 527 км даже при движении в режиме Sport.
В плотном городском трафике, к сожалению, уже свойственном улицам и проспектам белорусской столицы, Geely E8, невзирая на солидные габариты, в своей тарелке. Динамики электрокару хватает за глаза. А еще обращает на себя внимание хорошая шумоизоляция. Премиальной ее не назовешь, но с учетом однослойных безрамочных стекол, она очень недурна.
Управлять далеко не маленьким седаном с габаритами 5010 х 1920 х 1465 мм совсем не сложно. Обзор с места водителя очень неплох, вдобавок к этому при маневрировании на ограниченном пространстве очень помогают камеры кругового обзора и оцифрованные расстояния до препятствия. За это автомобилю ставим весомый «+».
Момент, достойный упоминания со знаком «-», – алгоритм включения сигналов поворота. Он явно из прошлого, без фиксации рычага поворотника, как это было в Opel и BMW лет 15 назад. В теории работа его должна выглядеть так: нажал легонько, машина три раза моргнула поворотниками соответствующей стороны, нажал сильно, сигнал поворота начинает работать постоянно. На практике же, даже имея немалый опыт езды на подобных машинах, границу по усилию найти удается не сразу.
А вот проекционный дисплей Geely E8 с диагональю изображения перед глазами водителя 25,6 дюйма – еще один несомненный «+». На экране есть и скорость автомобиля, и действующие на нее ограничения, и количество полос движения с находящимся в них транспортом. В повседневной эксплуатации это очень удобная опция из числа «must have» в любом автомобиле бизнес-класса.
Следующий аргумент за E8 — отлично настроенная подвеска. Лежачих полицейских и трамвайные рельсы на 20-30 км/ч она преодолевает отменно. Говоря откровенно, подобного комфорта от тяжелого, по определению, электрокара без пневмоподвески и на 20-дюймовых легкосплавных дисках с резиной 245/40R20 я не ожидал.
При этом, когда появляется необходимость быстро маневрировать на высоких скоростях, Geely E8 снова на высоте. Крены минимальны. Валкости и срывов с траектории нет. И главное – рулевое управление у машины под стать тому, которым все еще могут похвастать автомобили премиальных марок с обычным гидроусилителем руля.
***
Из трех режимов управления, выбираемых либо кнопкой, либо поворотной шайбой на центральной консоли, самым удачным я бы назвал Comfort, так как поведение автомобиля в нем наиболее точно соответствует ожиданиям в первую очередь от бизнес-седана. Режим Sport, как перчинка, добавляет остроты, но с пассажирами в нем особо не поездишь. Ну а в Eco я бы переходил лишь только в случае явного дефицита энергии в тяговой батарее. Уж очень сильно в нем работает рекуперация, едва убираешь ногу с педали газа. Здесь же стоит упомянуть о возможности езды на Е8 в одну педаль. Такой режим в Geely, как и на Zeekr, тоже предусмотрен. И в нем тоже я бы предпочел Comfort.
Адаптивный круиз-контроль в E8 работает на отлично. И расстояния, и полосы, и скорость машина держит очень уверенно. Отчего возникает соблазн и вовсе отпустить руль, но такой опции, к счастью, нет.
Про динамику Geely E8 все понятно из уже упомянутых выше технических характеристик. Это электрокар из «клуба 3,5 секунд». Комментарии излишни, так как с подобной динамикой за рулем E8 вы стремительнее 98% машин на белорусских дорогах.
При нажатии педали акселератора в пол водителя вжимает в кресло с первых моментов разгона. На мокром осеннем покрытии зимние корейские шины едва справляются со своими задачами, отчего передок E8 даже начинает немного «плыть», но потом все становится на свои места.
Не драйверские ценности
Здесь хочется упомянуть о моментах, которым я бы отдал роли второго плана. Это беспроводная зарядка, удобные подстаканники и отсеки для мелочей на центральной консоли. Сюда же стоит отнести возможность для пассажира поиграть в игры на своей стороне огромного 45-дюймового экрана, хорошую акустику с сабвуфером и очень футуристичным исполнением салонных динамиков, подогревы и вентиляцию передних сидений, многочисленные USB-C порты для зарядки телефона, наличие в электрокаре Apple Car Play и атмосферной подсветки с невероятным количеством комбинаций.
Также нельзя обойти вниманием практичные полупрозрачные солнцезащитные козырьки, огромную панорамную крышу, удобные подлокотники спереди и сзади и корректно работающий климат-контроль. Последний можно упрекнуть лишь за то, что он двухзонный, из-за чего сидящим сзади приходится уповать на тех, кто управляет опцией с передних кресел.
Места много, но мало…
Таковы впечатления с заднего сиденья, пассажиры которого, мягко говоря, обойдены вниманием. Основная проблема в характерной для большинства китайских легковых электрокаров специфике посадки, обусловленной высоким полом, из-за размещенной в нем тяговой батареи, и низким потолком. Подушка заднего сиденья установлена низко, практически на полу. В итоге колени сидящего на ней пассажира оказываются очень высоко.
Опустить их до комфортного положения мешает отсутствие места под передними сиденьями. С опциями сзади тоже все очень по-спартански: подогрева задних сидений нет, управления климатом нет, массажа нет, регулировки по углу наклона тоже нет.
Проще сказать, что есть лишь задний подлокотник с подстаканниками, панорамная крыша над головой, 2 USB-C разъема, два управляемых воздуховода и пара карманов в дверях. Для бизнес-класса, скажем прямо, не густо, особенно с учетом цены…
***
С местами для багажа в Geely E8 все в порядке. Начать стоит с того, что таких мест у электрокара три: сам багажник, объемом 465 литров, его подполье, уже включенное в данный объем, и ниша под капотом.
Вместимость последней в заднеприводной версии автомобиля – 53 литра, в нашем полноприводном варианте – 30 л. Этого вполне достаточно для прописки в нем кабелей и переходников быстрой и медленной зарядок. Тут уместно упомянуть, что несмотря на официальность поставок Geely E8 в Беларусь, зарядные разъемы у машины китайские GB/T, и на возможность зарядиться от мощных станций с ССS2 (от 150 кВт и выше) рассчитывать приходится только в случае наличия дорогостоящего переходника. Во всяком случае пока.
Данный факт вызывает сожаление, так как полноприводная версия способна «питаться» и от зарядок мощностью 350 кВт, что существенно сокращает потери времени на зарядку. Но на таких ЭЗС в большинстве случаев упомянутый разъем ССS2.
Запас хода и расход энергии из реальной жизни
К тому, что китайские производители электромобилей, мягко говоря, сильно лукавят относительно реального запаса хода их машин, все уже давно привыкли. Посему проехать заявленные в технических характеристиках 620 км на одном заряде батареи мы благоразумно не рассчитывали.
За весь тест-драйв машина проехала в абсолютно различных режимах эксплуатации 180,9 реальных километра. На что ушло без малого 4 часа. Щиток приборов по окончанию поездки честно проинформировал, что на финиш, к дилерскому центру, заряженный изначально до 99% Geely E8 доехал с остатком 42%. То есть на 180,9 км ушло 57% емкости батареи (примерно 43,1 кВт⋅ч). Таким образом, реальный средний расход энергии при температуре 3-4 град. Цельсия за бортом составил 23,82 кВт⋅ч/100 км, что очень недурно.
Из сказанного можно сделать вывод, что в реальной эксплуатации 75,6 кВт⋅ч полноприводному Geely E8 при околонулевых температурах хватит на уверенные 285-300 км пробега. Даже с учетом того, что в батарее, по-хорошему, нужно оставить около 10% емкости, чтобы не разряжать ее в ноль. Много это или мало, каждый решит для себя сам.
Автомобиль с приводом только на колеса задней оси и максимальной мощностью в 272 л.с. на своих 76 кВт⋅ч при схожих условиях явно проедет больше. Это серьезный аргумент в его пользу. Добавляем к этому куда более гуманную цену в 106 900 рублей (3,25 млн RUB) и получаем идеальный вариант для покупки.
Вместо эпилога
Станет ли Geely E8 на белорусском рынке массовым электромобилем — вопрос из разряда риторических. Даже с ценой от 106 900 BYN, 3 годами или 100 000 км заводской гарантии это скорее нишевая модель.
Ее наверняка оценят те, кто не приемлет кроссоверы и внедорожники. Она точно станет опорной точкой для формирования цен на схожие по форм-фактору и начинке BYD Han и Zeekr 007, продаваемые без поддержки завода.
Игрокам рынка новых электрокаров с этими фактами явно придется считаться, но на объемы любого другого Geely c ДВС бизнес-седану E8 рассчитывать не стоит. Во всяком случае пока в машине англо-китайский язык, порт GB/T и клавиши с иероглифами.
Появись в авто европейские порты зарядки и русское меню, желающих стало бы больше.
Анатолий ЮРОВ (@chinamashina), Минск, фото автора