Кроссовер Exeed TXL – особая модель концерна Chery, заслуживающая знакомства с историей ее появления на свет.
С чего начался кроссовер TX
Весной 2012 года на Пекинском автосалоне корпорация Chery, доселе выпускавшая лишь седаны, представила свое видение будущего – концептуальный полноприводный кроссовер Chery TX. Кредо этой машины – повышенная вместительность и улучшенная обзорность.
Расшифровать дословно, что означают две таинственные буквы, увы, не получилось, поскольку информации об этом найти не удалось. А вот смысл выяснили. «Т» – это тенденция или тренд (в любом случае первая буква совпадает) развития будущего. «Х» — отсылка к кроссоверам (x-over).
Однако до конвейера этот автомобиль добрался несколько лет спустя. При этом, как водится, претерпел изменения во внешности и даже умудрился… раздвоиться.
В 2016 году в продаже появился первый компактный серийный кроссовер, нареченный Chery Tiggo 7.
Годом позже тема TX была продолжена. В виде уже среднеразмерного Chery Exeed TX, мало похожего на вышеупомянутый концепт. Кроме того, эта модель с двигателем объемом 1,6 литра предлагалась еще и в удлиненной версии, которая именовалась… Конечно, TXL!
В 2019 году в Китае было продано 16 тысяч таких машин, но уже в следующем продажи упали примерно в полтора раза. Видимо, это вынудило производителя сделать машине «подтяжку лица», а чуть позже добавить версию с 2-х литровом мотором. Примерно в это же время марка Exeed положила начало существованию отдельного суббренда Chery, избавившись от этого имени в своем названии.
Передок получился весьма удачным, обновление положительно сказалось на продажах. В 2021 году в Поднебесной они подскочили до 25 тысяч авто, а в 2022 и 2023-м установились на уровне 15 тысяч. В России последние показатели составили 6 и 12 тысяч соответственно, хотя у нас продается лишь удлиненная версия – TXL.
А в 2023 году TXL вновь обновили, причем значительно изменился салон, а внешность практически не тронули. Кроме того, в двухлитровой версии «робот» заменили 8-ступенчатым «автоматом» (FA840). Собственной разработки Chery и производства компании Anhui Fuzhen Auto Power System. Потому основной акцент в этом повествовании сделан на новый салон, а также ездовые характеристики.
Впрочем, незаурядная панель приборов со спортивными нотками заставила и на знакомую внешность TXL взглянуть под другим углом. Так сказать, «копнуть» ее поглубже.
Сегодняшний Exeed TXL
Если прищуриться, то в облике Exeed TXL можно найти нотки Porsche Macan. Причем, как в передней, так и в кормовой части. И как я этого не заметил раньше?
Ключевые элементы передка – схожие по стилю прищуренные глазки фар, слегка выползающие на капот. А также фальшрадиаторная решетка во всю ширину автомобиля с горизонтальными элементами, выдающимися вперед в центральной части. Что зрительно расширяет автомобиль при виде в три четверти.
Впрочем, на передке TXL можно найти два необычных элемента. Это вертикальные противотуманные фары и незаметные несведущим аэродинамические каналы в нижних углах бампера, направляющие воздушные потоки в зону передних колес.
Они позволяют снизить коэффициент аэродинамического сопротивления автомобиля и организовать дополнительное охлаждение тормозов набегающим потоком воздуха, активизирующим продувку тормозных механизмов.
В профиль автомобиль выглядит весьма динамично – обтекаемая форма кокпита напоминает силуэт концепта Chery TX. Подоконная линия плавно, но высоко поднимается к кормовой части кузова, доходя до середины заднего стекла, имеющего активный наклон.
Над задним колесом хорошо различима мягкая волна, переходящая в верхнюю кромку заднего фонаря. В то же время крупные колеса и высокая боковина подсказывают, что перед нами не гоночная пузотерка, а кроссовер, способный покорять, как минимум, легкое бездорожье.
Корма TXL, как и передок, напоминает Porsche Macan, правда с чуть измененными пропорциями. Филейная часть Exeed гораздо массивнее. Нижний выступ – намек на высокий бампер, правда, с вылезшим на него проемом багажника. Вертикальные катафоты вторят передним противотуманкам.
Вишенка на торте – форсунка для омыва задней камеры. Увы, это заслуга не производителя, а расторопного дилера, предлагающего нужную опцию. Кстати, он готов поставить омыватель и на фронтальную камеру.
Спорт-салон
Салон здесь теперь практически такой же, что и в Exeed RX, если это вам о чем-то говорит. Здесь он, благодаря легким штрихам, намекающим на спортивность, оказался точно под стать внешности TXL и сделал кроссовер более гармоничным.
На панели приборов возвышается широченный дисплей с мягкими скругленными формами, в который вписаны и комбинация приборов, и мультимедийный экран. Конструкция прогнута дугой в плане, что позволяет минимизировать блики, мешающие водителю в солнечную погоду.
Нижняя часть приборной панели буквально перерастает в центральную консоль, разделяющую переднюю часть салона на два индивидуальных «отсека» – для водителя и переднего пассажира. Почти как в гоночных болидах.
В саму консоль врезана довольно большая «терраса» со скругленными углами. Главенствующее место в ней занимает композиция из трех крупных круглых рукояток – еще один жирный плюс в пользу спортивности интерьера.
Эти крутилки ведают основными функциями двухзонной климатической установки. Под ними разместились две площадки для телефонов (одна с беспроводной зарядкой), а также закрываемые сдвижной шторкой подстаканники и емкость для мелочей.
Впрочем, средний кругляш отвечает за выбор режима движения. Дорожные – «эко», «норма», «спорт». Еще четыре – для особых условий – «снег», «песок», «грязь» и «бездорожье».
Джойстик управления АКП переехал на рулевую колонку. Пожалуй, в этом авторы обновления TXL немного смягчили спортивность кроссовера, отказавшись от традиционного джойстика на консоли, имитирующего рычаг коробки передач.
На широком экране, левее «приборки», можно заметить три сенсорные кнопки управления: ESP, помощником на спуске и камерами кругового обзора. А в правом дальнем углу, ближе к пассажиру, расположены кнопки регулировки громкости, дублирующие водительские, те, что на руле.
Слева, в нижней части парприза, прячется блок настройки наружных зеркал, «шайба» управления наружным освещением и клавиша стояночного тормоза. Не самое удобное расположение, но за физические тумблеры большой респект!
Водительское сиденье имеет все регулировки положения, которые только существуют, даже наклон подушки можно изменять. Кроме того, оно имеет регулировку поясничного подпора по выступанию. Однако по высоте он, к сожалению, не регулируется. Видимо, ориентирован на людей не выше среднего роста, потому высоким упирается в тазовые кости ниже лардоза (поясничный прогиб позвоночника).
Клавиши электропривода сидений вынесены на обивку двери. На левом торце подушки водительского кресла осталась лишь регулировка поясничного подпора. А на торец спинки правого переднего сиденья вынесены дублирующие клавиши регулировки. С их помощью пассажир заднего сиденья либо водитель может сдвинуть сиденье вперед или назад, а также изменить наклон спинки.
Рулевая колонка регулируется по вылету и углу наклона «баранки», но лишь механическим способом. Электропривода здесь не предусмотрено.
Посадка водителя ближе к вертикальной или «автобусной». А еще такая характерна для внедорожников. Высоко сижу – далеко гляжу.
Зона комфорта и багажа
Радуют одинаковые материалы на передней и задней дверных картах. Это хороший ход производителя, позволяющий вывести Exeed из масс-сектора китайских авто, где в обивках задних дверей применяют материалы попроще.
На просторном заднем диване имеется откидной подлокотник с парой подстаканников. Угол наклона спинок можно регулировать (по частям – 60 на 40), в их верхних торцах расположены клавиши замков. Естественно, их можно откинуть в горизонтальное положение, если возникнет необходимость перевезти крупные предметы.
На боковых сиденьях дивана предусмотрены трехступенчатые подогрев и вентиляция. Управление этими опциями доверено самим пассажирам с заднего «пульта». Кроме того, отсюда можно регулировать скорость подачи воздуха, корректируя работу основной климатической установки.
Последнее обновление уютного багажника практически не коснулось, разве что в левой боковине появился сабвуфер, да фонарик подсветки сменил лампу накаливания на светодиодную. Конфигурация отсека осталась нетронутой, сохранились мягкие боковины, пара крючков для пакетов, 12-вольтовая розетка на 120 ватт, да рулонная полка.
Под полом лежит полноценная запаска на штатном легкосплавном диске. Само подполье настолько глубокое, что в него войдет стоя (!) пятилитровая бутыль омывайки. А вокруг колеса более чем достаточно места, чтобы разместить весь водительский скарб.
Едем с «автоматом»
Чтобы оценить работу «автомата», пришлось играть в игру «медленно-быстро». Все команды водителя, касающиеся изменения скорости, автомобиль выполняет мягко, но уверенно, без задержек и раздумий.
«Автомат» работает четко, без ощутимых рывков, о переключении передач «вверх» можно узнать только по снижению оборотов двигателя. Но особенно понравилась новая коробка в режиме кик-даун. На интенсивное прожатие акселератора силовой агрегат реагирует мягким переходом на несколько передач вниз и уверенным разгоном без повышения «голоса».
На высокой скорости коробка «держит» верхнюю (восьмую) передачу. При плавном добавлении газа кроссовер мягко набирает скорость. Но если педаль нажать чуть больше, тут же переходит на седьмую, чтобы обеспечить более интенсивный разгон. Но вся прелесть в том, что этот момент перехода на передачу «вниз» водителю хорошо понятен и легко управляем.
Единственное, что немного раздражает – туговатая педаль акселератора. Полагаю, этот вопрос легко решить ослаблением ее пружины.
Рулевое управление имеет два режима – «спорт» и «комфорт». Разница между ними невелика. «Экономичный» вариант не предусмотрен, да в нем и нет необходимости. На городских скоростях в «комфорте» немного не хватало информативности, но это дело удалось поправить, немного снизив давление в шинах.
Подвеска хорошо сбалансирована между комфортом и управляемостью. Не боится крупных и средних неровностей, но специфично ведет себя на мелких. Легко проглатывает выпуклости, но не очень любит выбоины – больше озвучивает, чем потряхивает.
Зимние низкопрофильные шины Tracmax X-Privilo S 500 размером 245/45R20 при рекомендованном производителем автомобиля комфортном давлении (2,3 бар) оказались жестковаты, не говоря уже об «экономичном» значении (2,6 бар). Зато они стали вполне терпимыми при давлении 2,0-2,1, заодно и информативность на руле улучшилась. Такое можно смело устанавливать – датчики в колесах, согласно информации из руководства по эксплуатации, запаникуют при снижении давления до 1,7 бар.
По мокрой скользкой траве и влажному чернозему машина идет уверенно, как по асфальту. Независимо от того, какой режим включен – «норма», «грязь» или «бездорожье». Полный привод – это вам не одна ведущая ось.
Нюансы – полезные и не очень
Нравится, что торцы салазок передних сидений прикрыты пластиковыми заглушками. И вид опрятный, и обувь сберегут от царапин. Такое, не побоюсь сказать, премиальное решение на китайских авто встречается не часто.
При запуске холодного двигателя на комбинации приборов появляется предупреждение о том, что надо подождать, пока двигатель прогреется. Об окончании прогрева «приходит» соответствующее уведомление. Мелочь, а приятно!
Средний подголовник на заднем сиденье, хоть и «ростом» ниже своих соседей, так и хочется снять – мешает обзору назад через внутреннее зеркало заднего вида.
Впрочем, в Exeed есть «волшебное окошко», которое «открывается» при включении поворотника. И на центральном экране появляется изображение с камеры, жаль, что в стороне, а не в зоне непосредственного обзора. Схожее решение встречал ранее на автомобилях KIA.
Голосовой помощник не только откроет-закроет дверные стекла и люк в крыше, но и включит-выключит подогрев руля и сидений. Правда, массажем управлять пока не умеет, но это, полагаю, вопрос перевода, со временем разрешится.
Карты встроенной навигации TurboDog с центрального экрана можно вывести непосредственно на комбинацию приборов. Есть возможность их периодически обновлять, но лишь у дилера.
Радует наличие беспроводного Android Auto. Свободное гнездо USB можно использовать для флешки с любимой музыкой.
Сигнализация троекратно бибикает если водитель с ключом в кармане выходит из заведенного автомобиля. Например, почистить от снега или протереть стекла. Отключение этой «какофонии» в меню найти не удалось. Единственный способ избавиться от этих звуков – оставлять ключ в машине.
В TXL есть практически все известные электронные помощники – от проекции на лобовое стекло до адаптивного круиз-контроля. Всех не перечесть.
В темную
Оценка за ближний свет – «хорошо с плюсом». На «отлично» не тянет – не хватает равномерности светового пятна. К тому же его хотелось бы чуть ярче и шире.
В «комплексе» с противотуманками оценка возрастает до «отлично с минусом». Ближе к автомобилю хочется большей ширины светового пятна. Тогда в поворотах на тесных и темных перекрестках водитель будет себя чувствовать более уверенно.
Дальний свет – тоже «хорошо с плюсом». Заметна явная теневая граница между пятнами ближнего и дальнего света.
В темноте мешает избыточная яркость дублера поворотника на корпусе наружного зеркала заднего вида. Водителю особенно досаждает ближний, левый повторитель.
Среди своих
Обратите внимание на ценник серьезно начиненного опциями TXL, который компания Exeed (или корпорация Chery?) удерживает в середине ценового поля среднеразмерных полноприводных кроссоверов с учетом конкурентов. Анализ проведен с учетом различных комплектаций на основе «базовых» цен, без учета всевозможных скидок.
Примечательный нюанс – четыре модели из шести в этом сегменте принадлежат корпорации Chery (две модификации TXL с разными двигателями принимаем за одну модель).
В меру спортивный, в меру комфортный
Породистый Exeed TXL с «поршеподобными» элементами во внешности теперь может похвастать соответствующим спортивным интерьером, который позволил кроссоверу стать более гармоничным.
При этом и внешняя, и внутренняя спортивность автомобиля отнюдь не агрессивна, а умеренна, «разбавлена» комфортом. И в этом основная фишка сегодняшнего TXL.
Удачная замена «робота» на более мягкий «автомат» собственного (китайского) производства – еще один небольшой штрих в пользу плавности движения и комфортабельности.
В целом автомобиль приятен и для водителя, и для пассажиров, как в городе, так и на шоссе. Мягко срабатывающий полный привод придаст уверенности на грунтовках и заснеженных дорогах.
Возьму на себя смелость заявить, что от внешнего сходства Exeed TXL с Porsche Macan корпорация Chery в ближайшее время не откажется. Почтет, так сказать, за честь, позволить своему детищу какими-то чертами походить на одну из классических автомобильных икон – в Китае это любят. Да и россиянам нравится.
Текст, фото: Сергей МИШИН (Protector-Team)
Благодарим за техническую поддержку Exeed Центр Вип Авто в г. Самара.
Ранее в этой рубрике:
- Кроссовер Exeed RX – отличный от других. Тест-драйв Сергея Мишина
- Jetour Dashing: Дашин, Машин или Ксюшин? Тест-драйв Сергея Мишина
- Чем впечатляет Chery Tiggo 8 Pro Max. Тест Сергея Мишина