Нас не убьют ни ключевая ставка, ни утильсбор. В ноябре россияне вновь купили много автомобилей

продажи автомобилей в ноябре
Кроссоверы Haval везут с завода в дилерские центры / фото Романа Ярового

Несмотря на все негативные факторы экономики, продажи новых автомобилей на российском рынке в ноябре 2024 года продолжили свой поступательный рост. При этом вклад китайских автопроизводителей был и остается существенным. Об этом свидетельствуют данные, озвученные на «Оперативке Автостата», которая прошла 9 декабря в рамках мероприятия Analytic Day.

баннер Telegram Только новости телеграм саморекламабаннер телеграм Только видео самореклама

В минувшем месяце мы с вами сообща приобрели 121,9 тыс. новых автомобилей – это +11% к аналогичному показателю 2023-го. При этом, забегая немного вперед, скажем, что урожайной оказалась и первая неделя декабря, чего ранее не бывало – 30,1 тыс. проданных машин.

— Уверен, что финальный месяц года будет лучше ноября, — заявил директора агентства «Автостат» Сергей Целиков. – Наш прогноз по декабрю – 140-145 тыс. автомобилей

Это мы сможем проверить не раньше января 2025-го. А пока интересные цифры за прошлый месяц.

Структура рынка: всюду фигурирует Китай

По версии статистиков, структура российского авторынка на сегодняшний день выглядит следующим образом: российские марки вместе с так называемыми «псевдороссийскими» (по происхождению бренда) составляют 36%. Доля иномарок, собираемых в РФ и дружественной Беларуси (Haval, Belgee и вся продукция «Автотора») – 14%. Официальный импорт (то, что завозят автопроизводители) находится на уровне 41%. В активе альтернативного импорта (юрлица и «физики») – 9%.

Структура российского рынка новых легковых автомобилей в ноябре 2024 года «Автостат»

Структура российского рынка новых легковых автомобилей в ноябре 2024 года / инфографика «Автостат»

В графе «Страна бренда» превалирует Китай — 54%, вклад России меньше — 36%. Прочие – 10%, это вся та продукция, которая еще недавно занимала 75% отечественного автомобильного рынка. По показателю «Страна производства» у нас с Китаем почти что паритет: КНР — 45%, Россия — 47%. Доля прочих стран невелика — 8%.

Немного сдулся сегмент SUV. Если еще недавно на него приходилось по 68 и 70% всех российских продаж, то в ноябре цифра упала до 64%. «А все потому, — прокомментировал Сергей Целиков, — что очень хорошо в ноябре потрудился АвтоВАЗ (37 854 ед.; доля рынка – 34,1%). Плюс китайцы наращивают поставки в РФ седанов». Доля юридических лиц в продажах составила 20%, и это, как отметил руководитель «Автостата», стандартная для рынка цифра.

Подросла в минувшем месяце доля сегмента BEV+HEV (альтернативные источники питания), теперь она достигла уровня 5%. При этом сугубо электрических моделей – не более 1%, погоду здесь делают преимущественно последовательные гибриды типа Lixiang и Aito. «Понять предпочтения пользователей таких машин нетрудно — гибриды предоставляют возможность проехать без дозаправки и подзарядки 1000 км, — отметил Сергей Целиков. — Это лестно. Думаю, у них в нашей стране хорошая перспектива».

Утильсбор повлиял на результат «премиума»

Статистика продаж новых легковых автомобилей в премиум-сегменте в ноябре 2024 года «Автостат»

Продажи новых легковых автомобилей в премиум-сегменте в ноябре 2024 года / инфографика «Автостат»

Оно и верно – тот же Lixiang, например, весь год удивляет экспертов своими объемами продаж. Не стал в этом плане исключением и ноябрь 2024-го. По данным «Автостата», в его пользу сделали выбор 1 850 россиян, таким образом, продажи к АППГ увеличились в 2 раза, что позволило занять 17,1% рынка. Среди машин премиального сегмента у Lixiang почетное 3 место. Впереди только «официалы» — Exeed (2 049 ед.; рыночная доля – 19%) и Tank (2 009 ед.; доля – 18,6%). Что интересно, «Эксиду» лидерство было обеспечено даже несмотря на 50-процентное снижение продаж к АППГ.

«Минус» бренда-фаворита коррелируется с общим показателем продаж в премиальном сегменте, доля которого в России на сегодняшний день составляет 9%. По отношению к аналогичному показателю 2023-го сегмент просел на 3%. Эксперты агентства объясняют это критическим влиянием повышенного в октябре утилизационного сбора.

Вообще, исходя из данных ноябрьской статистки, в сегменте «премиум» царит паритет глобальных и китайских марок. В топ-15 к первым относятся 7 компаний (BMW, Mercedes, Lexus, Audi, Land Rover, Porsche и Jeep). Несмотря на высокие цены, они продолжают представлять интерес для российского покупателя, хотя их поставки также зачастую осуществляются из Китая. Цифры продаж, конечно же, не так впечатляют, как в былые годы (от 47 ед. Jeep до 807 «баварцев»), но факт есть факт. Из «китайцев», помимо упомянутой первой тройки, в число 15 сильнейших попали Hongqi (764 ед.), Voyah (541 ед.) Zeekr (431 ед.) Aito (323 ед.) и Wey (165 ед.). Aito, как отметил Сергей Целиков, вырос в 5,6 раза, и это «преимущественно за счет агрессивной рекламы, которой много на улицах Москвы».

В масс-секторе без изменений

Статистика продаж новых легковых автомобилей в массовом сегменте в ноябре 2024 года «Автостат»

Продажи новых легковых автомобилей в массовом сегменте в ноябре 2024 года / инфографика «Автостат»

Массовый сегмент, понятное дело, продолжает рулить на отечественном авторынке – его актуальная доля составляет 91%. Лидер здесь прежний – АвтоВАЗ. А далее – опять же, хорошо знакомые нам китайские марки: Haval (15 427 ед.. доля рынка – 13,9%), Chery (11 063 ед., доля – 10%), Geely (10 151 ед., доля – 9,1%) и замыкающий пятерку Changan (6 261 ед., доля – 5,6%). Причем трио в исполнении Chery, Geely и Changan показало в минувшем месяце отрицательную динамику рынка.

Чего, например, не скажешь о марке Belgee – в ноябре продажи увеличились в 12,9 раза, до 3 166 ед. (доля рынка – 2,8%). Следом расположились Omoda (2 860 ед.) и «Москвич» (2 620 ед.). Только если Omoda реализовала в последний месяц осени на 30,7% меньше, чем годом ранее, то «Москвич», наоборот, нарастил продажи на 37,2%, и теперь его доля на рынке составляет 2,4%. В топ-15 попали также Jetour (2 598 ед.), Jaecoo (2 144 ед.), GAC (1 817 ед.), BAIC (1 210 ед.) и JAC (1 199 ед.).

Российским рынком LCV китайские автопроизводители, по мнению экспертов, интересуются еще недостаточно – их доля в сегменте составляет всего 3%. Самый лучший результат из них у бренда Dongfeng – 5 место и 181 ед. в ноябре (+36% к АППГ). В топ-10 попал Foton, его рост к АППГ впечатляет, но в штуках ничтожен – всего 97 машин.

Статистика продаж новых грузовых автомобилей в ноябре 2024 года «Автостат»

Продажи новых грузовых автомобилей в ноябре 2024 года / инфографика «Автостат»

Что впереди?

Сергей Целиков сделал прогноз относительно годовых продаж в России. По его мнению, в 2024 году удастся достичь результата 1 590 000 новых машин. Если так оно и будет, то можно будет говорить о 50-процентном росте относительно 2023-го. В следующем году, по словам директора «Автостата», продажи могут упасть на 10%. «Это если ничего не изменится, — уточнил эксперт. — Но я думаю, поменяться может многое. Возможно, даже вверх уйдем, для чего нужны будут политические факторы. Вообще, в 2025-м определится, как будем жить и продавать дальше».

Прогноз продаж новых легковых автомобилей в 2025 году «Автостат»

Прогноз продаж новых легковых автомобилей в 2025 году / инфографика «Автостат»

По его словам, в российскую экономику через ВПК и далее в разные отрасли сегодня вливаются очень большие деньги. Доходы у некоторых слоев населения сильно растут, становится больше людей из числа тех, кто раньше не мог позволить себе покупку нового автомобиля. «Запасы машин на дилерских складах большие, — отметил Сергей Целиков. — Накопления у людей подросли, и сегодня купить машину стало выгодно. Особенно на фоне действующих скидок. «Купите сегодня – завтра будет дороже» – основной лозунг. Этим грех не воспользоваться, тем более что в 2025 году цены на автомобили продолжат свой рост. Примерно к лету следует ожидать 10-процентного удорожания стоимости новых машин».

Андрей ИВАНОВ (@chinamashina)

баннер Telegram саморекламабаннер Вконтакте саморекламабаннер Яндекс Дзен саморекламабаннер Ютуб YouTube самореклама

Если вы нашли ошибку или хотите что-то сообщить редакции сайта, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

1 Comment on "Нас не убьют ни ключевая ставка, ни утильсбор. В ноябре россияне вновь купили много автомобилей"

  1. «Сегодня купить машину стало выгодно» — посмеялся. Высокие ставки по кредитам способствуют этому.

Leave a comment

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: