На фоне всем известных последних событий в интернете забурлили слухи под общим посылом «Они скоро вернутся». Всё объяснимо: людям хочется верить в грядущие позитивные изменения. И это, я считаю, признак того, что за три года если не большинство, то очень многие, так и не привыкли к «импортозамещенной» реальности и ждут возвращения давно знакомых компаний.
Кто вернется, когда, на каких условиях – об этом гадать сейчас бесполезно. Ничего не ясно. Еще очень далеко до каких-либо решений, за которыми могли бы последовать самые первые шаги по возобновлению работы в России. Но если представить, что процесс пошёл, как в связи с этим изменится наш рынок?
***
Начну с главного: прежних цен уже точно не будет. В представлении большей части россиян машины из Японии, Европы и Кореи лучше «китайцев». Значит, они и стоить будут дороже. Посмотрите на нынешний уровень цен автомобилей из Поднебесной, накиньте минимум процентов 30 и спросите себя: готовы купить за такие деньги? Обычно, когда речь заходит о конкретном решении, тут-то весь энтузиазм и кончается. Вспоминается, как в прежние времена на интернет-форумах и в комментариях было изрядно мечтателей об универсалах, дизелях, механических коробках. Но стоило какой-нибудь марке предложить их в России, как выяснялось, что реальный спрос околонулевой. Плакать в интернете и отдавать деньги – две большие разницы.
Дело не в одной российской «субординации» цен. Инфляция ведь потрепала не только нас. Самый скромный седан Hyundai Elantra стоит в Корее почти 1,3 млн рублей при прямом пересчете по текущему курсу. Volkswagen Tiguan в Германии – от 3,6 млн на наши деньги. Плюс утильсбор, растаможка, доставка, маржа продавца… Считайте сами.

Формирование стоимости седана Jetta VA3 при транспортировке из Китая в Россию / инфографика РОАД
Безусловно, цены можно сделать интересными. Если этого захочет производитель. В прежние времена мировые концерны строили серьезные планы на наш рынок, вкладывались в организацию сборки, бились за долю рынка. Шансы на то, что после рестарта их стратегия будет такой же, мизерные. Что рухнуло один раз, может и второй. А раз так, лучше извлекать максимальную выгоду с минимальными вложениями. Что опять же подразумевает высокие цены с хорошей маржой.
***
Думаете, я сгущаю краски? Ничуть. В Россию уже сумели «просочиться» Citroen, Peugeot, бюджетные Hyundai и Kia под личиной бренда Solaris, корейский KGM (бывший SsangYong). Прайс-листы ни для кого не тайна и гуманными цифрами не отличаются.

Цены на корейские автомобили KGM разочаровали многих / фото Сергея Захарова
Цена – ключевой фактор при выборе автомобиля. Поэтому нечего и мечтать, что наши старые знакомые «уберут» с рынка китайские бренды. Хотя потесниться последним, конечно, придется. Очень многие пока не готовы купить машину из КНР. Например, из всех моих знакомых за три года пересел на нового «китайца» только один человек. Другие тянут со сменой, если состояние автомобиля ещё позволяет, покупают б/у здесь или под заказ. Это очень немаленькая аудитория потенциальных покупателей. И кто-то будет готов переплатить ради того, чтобы иметь машину со знакомой эмблемой и официальной гарантией.
***
Мне тоже хотелось бы, чтобы в России снова продавались автомобили мировых брендов. Большой выбор и конкуренция – это всегда хорошо. Но быстрого и существенного передела рынка точно не случится. Китайские марки (разумеется, ведущие, а не мелочь второго-третьего эшелона) успели завоевать себе поклонников и некоторую репутацию. С достигнутых вершин одним прежним авторитетом их не сдвинешь. Нужно что-то посерьёзнее.
Кирилл МИЛЕШКИН
Ранее в этом блоге:
- Китай почувствовал безальтернативность и способен неприятно удивить. Колонка Кирилла Милешкина
- Это раздражает: еще 8 странностей китайских автомобилей. Колонка Кирилла Милешкина
- Бесконечное множество Китая: хорошо или плохо? Взгляд Кирилла Милешкина
В рубрике «Блоги» мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. По вопросам создания своего блога на сайте «Китайские автомобили» пишите на au*********@ma**.ru. Номер для сообщений в Whatsapp или Telegram: +79009260175.
Разумная, взвешенная точка зрения!