Обычно не самый слабый в плане продаж месяц февраль в 2025 году «отличился» в России минусовыми показателями по отношению к «праздничному» январю. За 28 дней реализовано всего 78 тыс. новых автомобилей – это на 12% меньше результата января 2025-го. Проигрыш к АППГ и того ощутимее – целых 25%. Неизменными остались лишь лидеры рынка, среди которых Lada и сплошь «китайцы».
Отрыв «большой четверки» заметный
Статистической информацией сегодня поделились эксперты агентства «Автостат», которые провели свою ежемесячную «Оперативку». По их данным, продав в феврале 24,6 тыс. новых машин, отечественная Lada продолжает удерживать звание «локомотива» с долей 31%. Сильнейшему из китайских игроков – Haval – пока что трудно конкурировать с российским автоконцерном. Производящий свои кроссоверы на тульском предприятии бренд сумел отгрузить в минувшем месяце 9,6 тыс. ед. Его актуальная доля на рынке – 12%. Замыкает тройку сильнейших марка Chery: 8,4 тыс. проданных автомобилей и 11-процентная доля в России.

Динамика продаж новых легковых автомобилей в России / инфографика «Автостат»
Все три автопроизводителя показали отрицательные результаты относительно февраля 2024-го и января 2025 года. Судите сами: Lada – падение на 14 и 25% соответственно, Haval — 20 и 21%, Chery – 16 и 28%. Впрочем, радоваться их неудачам у преследователей нет ни единого повода, поскольку и они провели февраль 2025-го, скажем так, не в полную силу. Обосновавшийся на 4 месте бренд Geely (5,1 тыс. реализованных машин и доля рынка – 7%) продал на 58% машин меньше, чем год назад, и почти на треть меньше (31%), чем в позапрошлом месяце.
У Changan (5 место; 4,4 тыс. ед. и доля 6%) результаты следующие: -26 и 12%. Единственным утешением для этой компании может стать тот факт, что она стала самой успешной в России по количеству ввезенных в феврале машин. Лидером стала и одна из моделей марки – Changan Uni-S.
Заметны усилия Belgee
Это, что называется, про «большую китайскую четверку», которая, как вы знаете, сформировалась не вчера и продолжает пребывать в роли запевал рынка по сей день. За ее спиной – сплошь соотечественники, если не считать 7 место у белорусского бренда Belgee. Исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов особо отметил успех компании, которая сумела продать в феврале этого года 2 тыс. кроссоверов, заняв 3% российского авторынка. И это, по сути, всего за год (+92% к АППГ). Добрых слов, по словам эксперта, заслуживает и марка Jaecoo, которая также начала активное продвижение в нашей стране в 2024-м. Сегодня у компании 2% рынка РФ, а результат февраля – 1,6 тыс. ед. (+40% к АППГ).

Топ-15 брендов на российском авторынке в феврале 2025 года / инфографика «Автостат»
Из топ-15 еще два китайских бренда смогли прибавить от февраля к февралю. Это Jetour (7 место; 1,8 тыс. ед.; +22% к АППГ и доля 2%) и GAC (14 позиция; 1,1 тыс. ед.; +6% к АППГ и доля 1%).
Из «премиалов» в списке 15 лучших отметились Exeed (10 место) и Tank (11 место). Оба в феврале 2025-го сумели найти покупателей на 1,4 тыс. своих дорогих и богато оснащенных вседорожников. У обоих автопроизводителей актуальная доля в России – 2%. Только Exeed отработал минувший месяц с 58-процентным падением по отношению к февралю прошлого года, а Tank – с 31-процентным. Согласно озвученным данным, доля «премиума» в общих февральских продажах в России составила 9%. Порядка 66% реализованных автомобилей – это представители сегмента SUV.
Откуда привозили машины?
Сильно просела динамика импорта в обозреваемый период времени: по новым машинам -73% к АППГ. То есть в страну было ввезено всего 16,2 тыс. автомобилей, из них около 4 тыс. ед. – по линии параллельного импорта. Впрочем, Сергей Удалов увидел в таком тренде лишь позитивный момент: «Наверное, это хорошо, поскольку ввозимые автомобили оказывают давление на дилерские стоки, а они, как известно, сегодня переполнены».

Динамика импорта новых легковых автомобилей в России / инфографика «Автостат»
На рынке автомобилей с пробегом ситуация несколько иная, отметил эксперт: «Это рынок частников или маленьких компаний. Такого проседания, как в сегменте новых автомобилей, здесь никогда не было, как не было пиков ввоза. Поэтому -20% к АППГ – это относительно неплохой показатель». По его словам, больше всего в феврале было импортировано старых японских машин, прежде всего, марки Toyota, а среди моделей в чемпионы вырвалась Honda Freed.
«Японцы» (53,4%) солировали и по такому показателю, как «доля стран в импорте», правда, в сегменте подержанных автомобилей. На 2 месте – Южная Корея (20%), на 3 месте – Китай (9,6%). По информации Сергея Удалова, ввоз б/у машин из последних двух стран немного вырос.

Из каких стран в Россию импортируют автомобили / инфографика «Автостат»
Зато Китай – безоговорочный лидер среди государств, откуда к нам импортируют новые автомобили. По итогам февраля 2025 года его доля составила 80,9%. Ни Киргизия, ни Беларусь, ни Казахстан даже близко не смогли приблизиться к этой цифре. И то, она несколько упала, потому что, как было сказано выше, упал объем официально ввозимых машин и несколько выросла доля «параллельных» моделей.
Андрей ИВАНОВ (@chinamashina)