Фургоны и минивэны Shineray, которые АвтоВАЗ планирует выпускать под маркой SKM, не новинка не только в Китае, а и в Республике Беларусь. Собкор «Китайских автомобилей» в Минске познакомился с моделью и оценил ее перспективы для рынков РФ и РБ.
Shineray в Беларуси: из пяти моделей осталась одна
Первые сообщения о планах прихода на белорусский рынок нового китайского бренда с его доступными фургонами и минивэнами датируются еще ноябрем 2023 года. Тогда же появилась и новость о том, что Shineray планируют собирать в Беларуси.

Из 5 моделей, планировавшихся к продаже, покупатели рублем проголосовали лишь за Shineray M7 в различных модификациях
Тогда в планах местного импортера были поставки в Беларусь сразу 5-ти моделей Shineray: компактного вэна M3, фургона и минивэна M7, минивэна X30LS, бортового грузовичка T5 и электромобиля X30LS.
Как уже упоминалось выше, речь шла и об организации крупноузловой сборки коммерческих Shineray на площадях предприятия «Юнисон» под Минском. При этом грандиозных планов продаж поставщик малотоннажной коммерческой техники на 2024 год не ставил. В приоритете у него были изучение спроса, что весьма логично, поиск потенциальных партнеров для организации дилерской сети и, собственно, вопросы организации упомянутой выше сборки.

Тестовый Shineray M7 Cargo произведен в Китае. У него на одометре почти 13 000 км пробега
Первыми в Беларусь приехали тестовые автомобили Shineray, задачей которых было знакомство белорусских покупателей с новой, доселе незнакомой им техникой, а продажи товарных машин начались в сентябре 2024-го. К этому моменту дилерская сеть Shineray уже насчитывала 6 автоцентров.
По информации официального представителя и эксклюзивного дистрибьютора Shineray в Беларуси, ООО «Лакшери Моторс групп», к настоящему моменту в стране реализовано более 100 автомобилей Shineray. Со слов представителя компании, наибольшим спросом у белорусских покупателей пользуются фургоны и минивэны Shineray M7. Именно поэтому их крупноузловая SKD (Semi Knocked Down) сборка и была организована на предприятии «Юнисон».

Фургон и минивэн марки SKM, на первый взгляд, отличаются от белорусских SRM шильдиками и подножками / фото АвтоВАЗ
Что нужно знать о Shineray M7
Что примечательно, из 3-х модификаций Shineray M7 (2-местный ЦМТ-фургон, 7-местный минивэн, 9-местный минивэн) белорусские покупатели чаще всего приобретали Shineray M7 c 7-ю посадочными местами (2+2+3).
Габариты такого автомобиля, как и у всех M7 — 4890 x 1700 x 1995 мм. Под капотом у всех версии безальтернативный 2-литровый атмосферный бензиновый двигатель, развивающий 150 л.с. максимальной мощности и 200 Нм максимального крутящего момента.

2-литровый бензиновый атмосферник — одна из сильных сторон Shineray M7 для белорусского рынка
По словам сервисменов, данный двигатель – одна из главных «изюминок» M7, т.к. мотор оборудован цепным приводом ГРМ и очень неприхотлив в эксплуатации. Работает силовой агрегат в тандеме с 5-ступенчатой механической коробкой передач. Привод у всех версий задний, передняя подвеска — независимая, задняя — зависимая, неразрезной задний мост на многолистовых рессорах.
Все версии Shineray M7 для белорусского рынка оборудованы системой кондиционирования воздуха, а у пассажирских модификаций есть еще отдельный кондиционер для охлаждения пространства для пассажиров. Также 7- и 9-местные версии отличает наличие штатной системы курсовой устойчивости, дисковых тормозных механизмов на колесах задней оси, подушек безопасности для водителя и переднего пассажира, «детского» замка на дверях пассажирского салона и системы крепления детских сидений типа Isofix.

Пассажирская версия Shineray M7 – с тремя рядами сидений, самая востребованная у белорусских покупателей
Сдержанный, практичный дизайн Shineray M7 создан под руководством грека Сотириоса Ковоса, известного по работе над Toyota Yaris. Благодаря ему, внешность модели узнаваема на дорогах, и она не кажется инородным телом в городском потоке.
Сколько стоит автомобиль в Беларуси
С ценами ситуация следующая. На сайте официального представителя и эксклюзивного дистрибьютора их найти не удалось. Но ориентиром может служить информация с сайтов дилеров.

У столичного дилера информация о ценах на Shineray M7 оказалась публичной
В версии 7-местного минивэна Shineray M7 обходится белорусским покупателям от 85 400 BYN (около 2,36 млн RUB). С 9-ю местами минивэн явно будет несколько дороже. Версия Shineray M7 Gargo c грузовым отсеком, вмещающим до 5 куб. м. и грузоподъемностью до 830 кг, доступнее – 79 400 BYN (примерно 2,2 млн RUB).
Тест будущего SKM с шильдиком SRM
На тест-драйве у официального представителя и эксклюзивного дистрибьютора Shineray в Беларуси в момент нашего обращения свободным оказался как раз грузовой вариант Shineray M7. Ввиду того, что в идеале такой автомобиль нужно оценивать с максимальной загрузкой, в полной мере машину протестировать не удалось. Но кое-какие заметки на полях мы все же сделали.
Простота конструкции Shineray M7 – одновременно и достоинство, и слабое место автомобиля. Тут, словно как со стаканом воды: для одних он наполовину полон, для других наполовину пуст.

Интерьер версии Cargo не блещет дизайнерскими изысками, но самое необходимое предоставить готов
В центре T-образной панели приборов Shineray M7 расположился 8-дюймовый цветной экран мультимедиа. Изучение его меню показало, что машине есть не только радио и возможность воспроизведения музыки с внешних носителей, а и хорошо работающий Bluetooth. К аналоговому щитку приборов каких-то особых претензий нет. На нем весь минимум, необходимый водителю в дороге: спидометр, тахометр, температура охлаждающей жидкости, уровень топлива в баке, счетчики километража и блок контрольных ламп. Все читаемо, все перед глазами.
А вот за отсутствие какой-бы то ни было регулировки рулевой колонки, равно как и за отсутствие подушек безопасности в версии Cargo, китайского производителя хвалить не будем.

Мультирулем Shineray M7 похвастать не может, но почти все кнопки у него физические, а не сенсорные
Тем не менее, и садиться, и сидеть человеку средней комплекции в Shineray M7 вполне удобно. Два диапазона механических регулировок сиденья, как это не удивительно, позволяют подобрать удобную посадку за рулем. Последний с удобным хватом, но без каких-либо кнопок.
Рычаг переключения передач под рукой. Маховички управления кондиционером доступны, но хочется, чтобы они были чуть повыше – на месте центральных дефлекторов системы вентиляции и отопления. Если на секунду забыть о мультимедийной системе, все остальные кнопки у Shineray M7 физические, никаких сенсоров. Впрочем, функций, которыми они управляют в версии Cargo, тоже по минимуму.
***
В движении порожняя машина приятно радует отменной динамикой. Но руль с электроусилителем пустоват, а если начать маневрировать чуть резче, фургон начинает испытывать довольно серьезные крены.

Скоростное маневрирование не самая сильная сторона грузового фургона
На закруглениях малого радиуса, коими изобилуют парковки у супермаркетов и городские дворы, невольно ловлю себя на мысли, что каждый раз в такие повороты приходится заходить чуть шире, чем на обычном легковом автомобиле. И неудивительно: колесная база у Shineray M7 – 3185 мм.
А еще в тестируемом автомобиле очень к месту камера заднего вида и задние датчики парковки. Маневрировать на ограниченных пространствах с такими помощниками водителю куда удобнее, чем без них. Хотя и к внешним зеркалам особых претензий нет, они довольно информативны.
Бизнес-модель с вопросами

Отделка грузового отсека версии Cargo аккуратна, но не практична
Что до грузового отсека, то он ожидаемо просторен — 2510 x 1475 x 1350 мм. Вот только в узкие боковые двери европоддон точно не войдет. А еще немного удивляет открывающаяся вверх задняя дверь багажного отсека. Обычно в машинах такого класса на ее месте две распашные створки, но не в Shineray M7. Зато потолок пространства для груза имеет почти пассажирскую обшивку. Смотрится все это красиво, но, понимая, что это рабочая лошадка, я бы предпочел внутреннюю отделку кузова фургона побрутальнее. Что-то подсказывает, что и чехлы на колесных нишах, и пол из прорезиненного материала, и накладки на боковины, в реальной жизни проживут недолго. Внизу на полу и на пороге нужен металл, на боковинах – защита из фанеры и т.п.
Осмотр машины на подъемнике показал, что и дополнительная антикоррозийная обработка кузова – действие из разряда «must have». Просто катафорезного грунтования и выборочной заводской защиты кузова с белорусской солью и песком на дорогах в зимнее время явно мало.

Снизу у Shineray M7 все просто и понятно, но дополнительный антикор явно не помешает
В остальном снизу автомобиль выглядит понятным. С точки зрения ремонтопригодности, машина очень простая. Хороший доступ есть ко всем узлам и агрегатам как спереди, так и сзади. Ну и не стоит забывать о гарантии в 3 года или 100 000 км пробега, в зависимости от того, что наступит ранее. Единственное, что здесь смущает – очень скромный по меркам коммерческого автомобиля топливный бак. Его вместимость 45 литров, чего для бизнес-автомобиля с бензиновым мотором явно мало. По китайскому циклу NEDC расход средний топлива у машины с 2-литровым мотором 7,2 л/100 км, вот и считайте.
Перспективы продаж
Тем не менее, с учетом дефицита нового коммерческого транспорта подобного класса на местном рынке и относительно доступных цен, шансы на успех у этого «китайца» есть. Особенно если его сборка в Беларуси по-настоящему будет поставлена на поток. В РФ потенциал наверняка еще выше. Но машине явно потребуется адаптация к местным условиям.

Судя по номеру, это уже 4-й Shineray M7 собранный в Беларуси
Первые машину на «Юнисоне» уже собраны, о чем свидетельствует табличка на стойке одной из складских машин на площадке импортера. У этого экземпляра в 7-местной версии в дополнение к набору китайских опций уже добавились ДХО и обогрев внешних зеркал. Увы, точная цена такого авто пока не известна, но это вопрос времени. Пока же Shineray M7 – одно из наиболее доступных предложений коммерческой техники из Китая на белорусском рынке, и это очень существенный аргумент для покупателей.

На складе у импортера машины не застаиваются. Цена решает
Юрий ЛИХУТА (@chinamashina), Минск, фото автора