Рынок электромобилей развивается в соответствии с совсем другими трендами, нежели традиционных транспортных средств. Эксперт JATO Dynamics – мирового лидера обработки данных авторынка и маркетинговых исследований – Фелипе Муньос уверен, что здесь Европе и США уже есть чему поучиться у КНР. «Китайские автомобили» перевели его большое исследование и выбрали из него главное.
Уроки китайского
В гонке за электрификацию автомобилей Китай установил высокую планку. И главным катализатором этого процесса стало понимание того, что именно электромобили открывают Поднебесной прямой путь к тому, чтобы стать крупным игроком на мировом авторынке.
Коронакризис вызвал опасения, что экономические трудности заставят правительства снизить стандарты топливной эффективности либо сократить меры поддержки этого сегмента авторынка. Но пока этого не произошло. Более того, учитывая падение продаж в первом полугодии, Китай объявил, что продлит субсидии на покупку электрокаров, которые первоначально планировали прекратить в этом году, до 2022 года. Пусть и по несколько сниженной ставке.
Нет никаких сомнений в том, что растущий рынок электромобилей находится в сфере интересов крупнейших мировых производителей. Казалось бы, Китай уже захватил лидерство в этом сегменте, но с охлаждением внутреннего рынка в Китае и грядущим отказом местного правительства от субсидий, эта гонка далека от завершения.
Быстро меняющаяся региональная динамика означает, что у других рынков, возглавляемых Европой, теперь есть возможность возглавить глобальный рост продаж электрокаров, поскольку правительства европейских стран предлагают потребителям стимулы для покупки новых автомобилей. Сейчас европейский рынок электромобилей является вторым по величине в мире — далеко позади Китая, но значительно опережая Северную Америку. Но он растет такими темпами, что уже в ближайшем будущем Европа может продавать больше электромобилей, чем Поднебесная.
Почему у них получилось
Стимулирование и активное вмешательство государства сыграли решающую роль в процветании китайского рынка электромобилей. Китайское правительство быстро признало электромобили как прекрасную возможность стать мировым лидером на автомобильной арене. А локальные производители с радостью присоединились к этой гонке, заняв центральное место на рынке электромобилей, задолго до своих конкурентов на Западе. В итоге с 2016 года Китай является самым быстрорастущим и крупнейшим рынком электромобилей в мире.
Однако в связи с ожидаемым прекращением государственных субсидий в 2022 году потребительский спрос на электромобили впервые начал замедляться. И, вероятно, упадет еще сильнее после того, как субсидии будут прекращены. Но все же на данный момент рынок электромобилей в Китае продолжает расти. И поскольку многие китайские производители пытаются нацелиться и на другие регионы, еще предстоит выяснить, зависит ли их успех только от вмешательства государства.
Хотя не только Китай вкладывает деньги в развитие рынка электрокаров, принципиальная разница в том, что здесь импортированные автомобили никогда не имели права на субсидии и облагались пошлинами. Эта непоколебимая приверженность развитию отечественных производителей высокого качества и созданию экосистемы внутренней цепочки поставок привела к тому, что правительство поддержало всё и сразу. От инвестиций в отечественные стартапы электромобилей и производства запчастей до создания надежной сети зарядной инфраструктуры — этот серьезный интервенционистский подход помог завоевать доверие потребителей и бизнеса и ускорил рост продаж электрокаров.
Партия сказала: «Надо»
Есть два определяющих фактора, которые ускорили стремительный подъем Китая к глобальному господству на рынке электромобилей за такой короткий промежуток времени. Первый — это огромные капиталовложения, около 50 миллиардов долларов. Второй — высокоинтервенционистская централизованная стратегия не только для поддержки производства, но и для развертывания общенациональной инфраструктурной программы. В основе этого плана лежало глубоко укоренившееся обязательство — сегодняшнее доминирование на рынке электромобилей приведет к глобальному автомобильному превосходству Китая завтра.
Ясно, что при изучении подхода к стимулированию и регулированию Китай намеревался победить и ни перед чем не остановился бы для достижения своих амбиций. И если сравнить с ЕС или США, то становится понятно: более легкий подход просто не мог быть настолько же успешным. Например, Китай предложил потребителям большие скидки, чем те же США.
Централизованная плановая экономика также была неотъемлемой частью успеха Китая в стимулировании внедрения электромобилей. Она позволила обеспечить эффективную стратегию развития инфраструктуры, имеющей решающее значение для поддержки внедрения. Для сравнения: количество общедоступных мест для медленной и быстрой зарядки достигло 862 118 единиц во всем мире. Доля Китая составляет 60%.
Ряд правительств, в том числе, например, Великобритании, объявили, что новые бензиновые и дизельные автомобили должны прекратить продавать уже к 2030 году. Однако, как правило, там до сих пор нет четкого плана поддержки этих смелых амбиций, что в конечном итоге имеет обратный эффект и сказывается на недоверии потребителей.
Нетрадиционные ценности
Кроме того, ЕС решил продвигать люксовые электромобили, а Китай вместо этого сосредоточился на доступных моделях. И в результате добился успеха в более высоких продажах и активном покупательском спросе, что стимулировало темпы роста всей отрасли. Китай также стал пионером в производстве и продаже электрических внедорожников, в то время как Европа и США сосредоточили усилия на автомобилях среднего размера.
Наконец, китайские производители оборудования быстро поняли, что многие рассматривают автомобили как платформу для мобильных данных. В соответствии с духом китайского «поколения смартфонов» китайские автопроизводители меньше заботятся о наших традиционных автомобильных ценностях и больше ориентированы на данные и технологии. В конечном итоге именно здесь производители автомобилей найдут ценность в автомобилестроении в ближайшие годы.
Как пример: по данным Китайской ассоциации легковых автомобилей, одним из самых продаваемых электромобилей в Китае в данный момент является BYD Qin Pro 3. Модель оснащена интеллектуальной подключенной платформой с передовыми технологиями искусственного интеллекта и платформой для самостоятельного вождения. То есть, создана с учетом предпочтений подрастающего поколения.
Впрочем, кажется, Европа уже «вырвала лист из книги конкурента» и наращивает государственное вмешательство для ускорения в отрасли. Норвегия в настоящее время лидирует на континенте отчасти из-за ее неизменной приверженности электрификации с 1990-х годов. Многие другие страны стремятся наверстать упущенное за счет смелых амбиций и дальнейшего стимулирования. Например, Германия стремится к 2030 году вывести на дороги 10 млн электромобилей и построить 1 млн зарядных станций.
Ну а раз так, то гонка за мировое господство на рынке электромобилей станет еще интереснее.