Новый «Москвич» – пожалуй, самый загадочный на сегодня автомобильный проект в России. Уже в этом году в Москве должно стартовать производство легковых машин, однако время идет, а информации крайне мало. Да и та что есть – противоречива. «Китайские автомобили» собрали все официальные сведения, которые сейчас есть о заводе и его будущей продукции.
1. Кто и зачем решил перезапустить завод «Москвич»?
По всей видимости, идея рестарта легендарного предприятия принадлежит мэру Москвы Сергею Собянину. По крайней мере, он утверждает, что лично «принял решение забрать завод [Renault] на баланс города и возобновить производство легковых автомобилей под историческим брендом «Москвич».
— Иностранный собственник принял решение закрыть московский завод «Рено». Это его право, но мы не можем допустить, чтобы многотысячный трудовой коллектив остался без работы, — пояснил Собянин в своем блоге 16 мая
Этот завод «Москвич» появился в Москве в 1930 году. Изначально он носил название КИМ. Решение о выпуске модели «Москвич» на этом предприятии было принято в победном мае 1945-го. И уже в 1947-м появилась первая машина с этим названием – «Москвич-400». Сам же завод назвали «Москвичом» в 1993-м. В 1998-м он стал «Автофрамосом», а в 2014-м – «Рено Россия». Новый виток история сделала 6 июня, когда предприятие снова стали именовать «Московский автомобильный завод «Москвич».
— «Москвич» имеет большую историю, почти вековую. Это одно из ведущих предприятий Москвы, всегда, во все времена. Конечно, очень жалко, что сегодня завод стоит, не работает. Тем не менее считаю нынешний период новым этапом — это не закрытие завода, это новый этап его дальнейшего развития. Правительство Москвы вернуло себе право собственности на этот завод. Теперь мы собственники, как и было раньше. И вместе с нашим технологическим партнером наметили программу возобновления работы теперь уже завода под названием «Москвич», — говорит Сергей Собянин.
2. Почему партнером мэрии и «Москвича» стал КамАЗ?
КамАЗ известен как крупнейший производитель грузовых автомобилей. Однако и разработками в сфере легковушек компания тоже занималась. Чего стоит только проект электромобиля «Кама 1», который, впрочем, до логического конца довести не удалось. Пока не удалось.
— КамАЗ много лет назад принял решение не заниматься производством легкового автотранспорта, но на всякий случай мы занимались разработками легковых автомобилей — концептуально смотрели тенденции именно в электрическом транспорте, нас не интересовали классические автомобили. И этот «на всякий случай» сегодня получает право на жизнь», — говорит гендиректор КамАЗа Сергей Когогин
Важно, что нижнекамский автогигант и столичная мэрия уже занимались совместными проектами в транспортной сфере. Так, благодаря сотрудничеству с Москвой КамАЗ стал одним из крупнейших в мире производителей электробусов, а столица имеет самый большой их парк среди мировых столиц.
3. Неужели Россия может быстро создать новый «Москвич» своими силами?
Начать выпуск машин с нуля непросто, а ни Renault, ни тем более старый «Москвич» технологиями поделиться с новым не смогут. И это хорошо понимают организаторы производства.
— Сначала потребуется разработать собственную современную универсальную платформу и создать производство ключевых отечественных автокомпонентов, — говорится в пресс-релизе правительства Москвы, который объясняет, почему было заключено так называемое Соглашение в области развития легкового автомобильного транспорта с ПАО «КамАЗ»
Сообщается, что именно КамАЗ поможет организовать производственный процесс на высоком технологическом уровне. При этом уже идет активный подбор отечественных поставщиков для предприятия. Их будет несколько сотен. Отмечается, что это позволит локализовать в России критически важные технологии автопрома и обеспечить работой около 40 тысяч человек.
Одновременно власти Москвы и КамАЗ при поддержке федерального правительства приступают к разработке новой российской универсальной платформы для автомобилей и организации производства ключевых автокомпонентов: электрических двигателей, аккумуляторов, систем управления, безопасности и многого другого.
4. Когда и сколько автомобилей планируется собрать на «Москвиче»?
В вышеназванном документе есть некая дорожная карта для нового предприятия. До конца года завод «Москвич» должен собрать всего 600 машин. Собрать — в буквальном смысле, из машинокомплектов по «отверточной» технологии DKD. При этом около 200 автомобилей будут электрическими.
В течение 2023 года план производства составит не менее 50 тысяч единиц. Из них примерно 10 тысяч – с электродвигателем. В 2024-м объемы вырастут ровно вдвое.
Ну и главное – к мелкоузловой сборке «Москвич» перейдет до 31 декабря 2024 года. Пожалуй, в такие сроки уложиться можно.
5. Какие автомобили будет выпускать завод «Москвич»?
На вопрос, каким будет новый «Москвич», мы уже подробно ответили, ориентируясь на слайды, представленные во время подписания соглашения.
Прототипами автомобиля «Москвич» 2022 модельного года могут стать электромобиль JAC Sehol E40X, кроссоверы с ДВС JAC Sehol X4 / JS4, JAC Sehol X6 и JAC X7/S7, а также лифтбек JAC Sehol Yao. Известны и их примерные параметры.
Однако официально модельный ряд пока не подтвержден.
— Представленные на мероприятии слайды не являются презентацией моделей, которые будут собираться в формате крупноузловой сборки с последующей локализацией. На этих слайдах написано, что это пример автомобиля. Они были выставлены там для понимания, какие ТТХ автомобилей могут быть реализованы на данном сборочном производстве, — сообщили «Китайским автомобилям» 8 июля в пресс-службе КамАЗа
Единственное, о чем доподлинно известно, что «под маркой «Москвич» планируется выпускать пять моделей: четыре кроссовера и один седан». А компоненты для их производства «будут поставляться из дружественных стран от разных производителей».
Таким образом возможность для маневра у завода «Москвич» остается. Но все-таки именно в пользу JAC говорят все факты, кроме одного. У китайской компании есть собственный завод в казахстанском Костанае. И машины оттуда несколько лет ввозили в Россию. Неужели на этом производстве теперь будет поставлен крест?
6. Какой может быть цена нового «Москвича»?
Если версия с пятью моделями JAC все же окажется верной, то эксперты уже предположили их цены.
Партнер агентства «Автостат» Игорь Моржаретто в комментарии для «Известий» предположил, что самый доступный «Москвич» будет стоить от 1,5 до 2 млн рублей. Независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев допускает более широкий диапазон цен — от 1,4 до 4 млн рублей. Руководитель пресс-службы «Автостата» Азат Тимерханов ориентируется на нынешнюю стоимость JAC, а потому «на первом этапе новые «Москвичи» могли быть стоить и чуть дешевле, возможно, от 1,1-1,2 млн рублей».
— Но поскольку их продажи, скорее всего, начнутся ближе к концу года, то очень сложно говорить о цене на тот момент. Непонятно, какие еще события произойдут за эти несколько месяцев, прежде всего, геополитические, от которых зависит, пожалуй, все… Что будет с рублем? Скорректируют ли к тому времени модельный ряд? Поэтому не стоит сейчас гадать, — справедливо отмечает Азат Тимерханов
7. А кому вообще нужен этот «Москвич» в 2022 году?
Примерная аудитория для новых «Москвичей» уже понятна. Во-первых, правительство Москвы уже сформировало рабочую группу вместе с агрегаторами такси и каршеринга, которая разработает технические требования для автомобилей «Москвич» с такой специализацией.
— Завод «Москвич» потенциально может выпускать такие машины, мы разрабатываем технические требования, и уверен, что найдем решение, как этот автомобиль в самое короткое время начать производить здесь, в Москве, на автозаводе «Москвич», — сказал заммэра столицы Максим Ликсутов
Ежегодная потребность в автотранспорте только для такси и каршеринга в Москве и Подмосковье составляет от 40 до 60 тысяч электромобилей, утверждают столичные власти.
Во-вторых, те же JAC активно используются оперативными службами в Казахстане.
Ну и в-третьих, все зависит от конкурентов. Если их по разным известным причинам не станет, то и обычные россияне вспомнят былое, сев за руль «Москвича». Согласно результатам опроса «Авито Авто», 28% автолюбителей готовы рассмотреть такой автомобиль к покупке. Еще 42% будут ориентироваться в этом вопросе на качество товарных машин. И только 16% посчитали это неуместным.
Интересно, что самыми лояльными к новому бренду были две возрастные категории. И кроме 55-64 лет, это группа молодых людей 18-24 лет.
— Любой россиянин хочет иметь хорошую машину «Москвич». Но она для этого должна стать хорошей машиной. Если это получится сделать, то это будет шикарно и, конечно же, все захотят иметь такую машину, в том числе и президент, — заявил пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков
8. Что прямо сейчас происходит на заводе «Москвич»?
Сейчас на заводе «Москвич» уже работают 2 305 человек. Очевидно, это, в основном, сотрудники завода «Рено Россия». Тем более что 42 процента персонала работают на предприятии уже более 10 лет. Основная категория профессий, представленная в компании, — операторы. В общей структуре сотрудников компании 22 процента — женщины.
Ну а лучше всего о текущей ситуации на заводе расскажут фотографии, опубликованные на днях пресс-службой мэрии и правительства Москвы.
Завод «Москвич» сегодня: фоторепортаж с предприятия
Обратим внимание на снимок с тремя закрытыми чехлами кузовами. Изначально мы рискнули предположить, что это первое фото нового «Москвича». А именно — JAC Sehol Yao, за которым стоят JAC X6 и JAC X4. Однако наш читатель Илья Розанов справедливо заметил, что все намного проще.
— Явно видно, что это кузов «Арканы», даже вырез под реношный ромб есть. Сзади неё — «Каптюр» и кузов «Каптюра», — написал он в комментариях
Тем интереснее ожидать новую информацию с завода «Москвич». В этом загадочном проекте все только начинается.
Михаил НАДЕЖДИН (@chinamashina)
В Москве сделали автомобиль Мао-сквич.