Иран, как известно, длительное время находится под международными санкциями, но благодаря Китаю в стране не только появляются современные автомобили, но и налаживают производство электрокаров. Так, молодой стартап Paraks и одна из местных строительных компаний пытаются освоить выпуск компактных электромобилей Cheetah YOOZ.
Иранский электромобиль: краткая история
Первые потуги на этом поприще предприняты еще 6 лет назад, когда университет Казвин Азад выделил деньги на постройку национального электрокара. Однако первый блин, что называется, вышел комом, и производство машины, получившей название Cheetah, было отложено до лучших времен.
Особая проблема Ирана заключается в том, что это нефтедобывающее государство, в котором бензин стоит копейки, а развитие зарядной инфраструктуры движется малозаметными темпами. По этим же причинам еще в 2019 году крупная корпорация SAIPA хоть и представила электрический седан Saina EV, но к производству его не планировала изначально. Машина была создана только в качестве демонстрации собственных технологических возможностей.
Что нужно знать о Cheetah YOOZ
Новый Cheetah YOOZ, впрочем, иранской разработкой не является от слова совсем. Перед нами китайский электромобиль Rayttle E28 с другими логотипами. К слову, сам Rayttle E28 внешностью внаглую копирует французский компакт Renault Twizy. Тем не менее, иранский след все же присутствует. В первую очередь стоит отметить, что изменилась передняя облицовка, а задние фонари сменили форму и стали более простыми. Кроме того, Cheetah YOOZ получил более 800 оригинальных иранских деталей, а его локализация может достигать 85%.
Силовая установка состоит из одного электромотора на задней оси, который выдает 20 лошадиных сил. Батарея емкостью в 7,7 кВт⋅ч позволяет проезжать от 80 до 100 километров на одной зарядке. Масса – 480 килограммов.
Планы у компании пока очень скромные. Сегодня на предприятии работает 50 человек, которые готовятся собрать 30 Cheetah YOOZ. Чуть позже последует еще одна небольшая партия на 150 экземпляров. Дальнейшие перспективы пока неясны, однако государство уже выразило готовность поддержать проект.
Андрей ТРУБИН, редактор страницы «Китайских автомобилей» в соцсети «ВКонтакте»