Я уже сделал основные прогнозы на 2023 год, но есть еще одна тема — о неприятном, но неизбежном.
Насыщение нашего рынка китайскими автомобилями любыми способами, очевидно, выльется в ряд конфликтов.
1. Конфликт дилеров и покупателей
Отсутствие официальной гарантии со стороны дилеров на машины, завезённые «всерую», т.е. по неофициальным каналам, и практически полный риск проблем с послепродажным обслуживанием гарантирует покупателям головную боль. Владельцы новеньких, но несертифицированных машин тех китайских брендов, что не представлены официально в РФ, в любой момент могут остаться у разбитого корыта. Вернее — у поставленного на прикол «железного коня». Да-да, речь про такие марки как BYD, NIO, Xpeng, Zeekr, HiPhi и прочие.
Собственно, местным автотрейдерам это на руку, ибо они не имеют контрактов с производителями, не подключены к их сервисным программам и не имеют официальных каналов поставок запчастей, а в теории готовы эти самые руки в любой момент умыть. В результате обладатели новых китайских машин будут собираться в ассоциации по борьбе за свои права и умолять китайских автопроизводителей наладить послепродажное обслуживание на просторах нашей Родины.
Кстати, помните недавнюю историю с флэшмобом владельцев электрокаров Tesla? Так вот она ничем не закончилась. «Теславоды» самостоятельно решают свои проблемы. А Илон Макс, думаю, что даже не в курсе этой истории с обращением к нему россиян.
2. Конфликт импортёров и официальных дилеров
Вы заметили, как стремительно выросли дилерские сети официально представленных в России китайских брендов? Так вот, прошлой осенью информационное агентство «Автостат» опубликовало статистику, в соответствии с которой, например, самая крупная сеть на российском рынке у марки Chery — 165 (!) официальных шоурумов плюс альтернативный онлайн-канал DealOn. Допускаю, что и другие китайские бренды будут тестировать прямые онлайн-продажи и тем самым создавать нездоровую конкуренцию между своими дилерами.
Хорошо ли это для производителя — огромная торговая сеть для относительно небольшого объёма продаж (или поставок)? Да, конкуренция среди каналов продаж будет давить на розничную цену и, вероятно, увеличивать продажи, что хорошо и для конечного покупателя, и для дистрибьютора. Но хорошо ли это для самих дилеров? Не уверен. А конкуренция между дилерами в собственной торговой сети — это в конечном итоге может обернуться уже головной болью и для импортёров. Ибо дилеры могут начать задумываться, зачем им такой бизнес, который не совсем бизнес.
3. Конфликт импортёров и производителей
Это чисто китайская «фишка» — вести бизнес, из-за которого возникает конфликт интересов между несколькими импортёрами. Например, у пресловутого JAC Motors я насчитал фактически уже 5 (!) импортёров, которые пытаются развернуться на оперативных просторах нашей страны.
Во-первых, это сама «дочка» производителя — ООО «Джак Автомобиль». Во-вторых, казахстанский автосборочный завод «СарыаркаАвтоПром», что находится в Костанае и поставляет «Джаки» в РФ с 2015 года. В-третьих, это «Соллерс», который в 2022-м начал сборку комтранса JAC под собственным брендом в Елабуге. Наконец, белорусский МАЗ, который также представляет у нас коммерческие JAC, но под своим брендом. Ну, и конечно New Moskvitch, под шильдиком которого сами понимаете какой бренд находится.
Не исключено, что подобную стратегию захода на рынок через разных импортёров будут тестировать и другие китайские бренды. Однако лично я консервативно придерживаюсь политики «одного окна», ибо не уверен в правильности мультиканального подхода.
Андрей ДОРОФЕЕВ, автомобильный эксперт, топ-менеджер автоиндустрии
Ранее в этом блоге:
- Проблема 2022 – возможность 2023: что позитивного принес нам год Тигра. Колонка Андрея Дорофеева
- Какие проблемы до сих пор не решили китайские автокомпании в России. Колонка Андрея Дорофеева
- Китайский план «Б»: чего нам ждать от автокомпаний из КНР. Колонка Андрея Дорофеева
В рубрике «Блоги» мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. По вопросам создания своего блога на сайте «Китайские автомобили» пишите на autochina24@mail.ru. Номер для сообщений в Whatsapp или Telegram: +79009260175.
Теперь понятно по чьей инициативе началась СВО и кто влияет на господина П.