Льготное автокредитование в России помогло увеличить продажи машин, но к реализации этой программы у граждан осталось немало вопросов.
Один из читателей «Китайских автомобилей» обратил наше внимание на публикацию на портале «АвтоВзгляд», в которой утверждалось, что с льготными кредитами на автомобили Haval не все так просто. Формально под условия госпрограммы попадали только те комплектации кроссоверов Jolion, которые произведены в России и стоят дешевле 2 млн рублей. То есть всего три — Сomfort на «механике» и «роботе» и Elite с МКП. Именно при их покупке в кредит государство должно было погашать 20% от стоимости. Однако дилеры марки, как утверждают коллеги, активно пользовались некоторыми хитростями. Если не сказать махинациями.
Кручу-верчу, льготу хочу?
Журналисты в январе попытались найти в автосалонах машины в одной из доступных для льготного автокредитования версий. И это им не удалось.
— Однако в двух автосалонах мы получили невероятно интересное предложение, позволяющее пролезть в узкие ворота льготного автокредитования, выгадав на покупке авто более 500 000 «деревянных», — сообщила автор текста
И проиллюстрировала эти слова конкретными расчетами. На цифрах и на бумаге.
— Итак, клиент выбирает, скажем, интересную комплектацию Elite за 2 349 000 рубликов. Автосалон тут же дает ему свой дилерский бонус в 100 000 рублей, а за 250 000 будущий владелец заказывает и оплачивает или премиальное предпродажное обслуживание выбранного «Джолиона», или страховой полис с опцией GAP. Таким образом стоимость самого автомобиля, вписанная в договор купли-продажи, составляет искомые 2 млн. руб. И довольный клиент оформляет льготный автокредит (например, по программе «Первый автомобиль»), получив от государства 400 000 ₽ скидки. То есть новые «китайские колеса» обходятся ему в 1 849 000 «целковых». Радуются все (а дилер помимо прочего еще и поимеет процент и от оформленного кредита, и от страховки), кроме облапошенного государства, — говорится в тексте
Коллеги отметили, что «подобный трюк только на первый взгляд кажется абсолютно невинным». По их мнению, «любой следователь легко может усмотреть в таких коммерческих «игрищах» автоторговца и его клиента признаки деяния, подпадающего под ст. 159.1 УК РФ «Мошенничество в сфере кредитования». Дескать, это «хищение денежных средств заемщиком путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных и (или) недостоверных сведений». Или даже часть 2 той же статьи – «то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору». Наказанием может стать штраф до 300 000 рублей и лишение свободы на срок до 4-х лет.
А что говорят юристы?
Читатель «Китайских автомобилей», не исключено, такой схемой ранее и воспользовался. А теперь, прочитав статью, задался вопросом: неужели за подобные сделки ему грозит уголовная ответственность?
На этот вопрос «Китайским автомобилям» ответил ведущий юрист Европейской Юридической Службы Дмитрий БЕЗДЕЛИН:
— Я бы не был столь голословен – относительно мошенничества, так как информацию, полученную от менеджеров по телефону, как правило «к делу не пришьёшь», к тому же подтянуть потребителя под эту статью — очень сомнительно. По закону о защите прав потребителей – потребитель лицо незащищенное. Иными словами, дилетант в технических и юридических вопросах. И, как правило, какому-либо преследованию из-за каких-либо предложений от продавца не подлежит.
Нужно изучать детали, и я бы подошёл с другой стороны. Есть понятие «свобода договора», если автомобиль продан в районе рыночной стоимости и клиенту предоставлена скидка на автомобиль при соблюдении определённых условий, и он (потребитель) совершил реальную плату, то признать такую сделку притворной или, куда хуже, усмотреть в ней мошеннические действия, считаю неразумным, — констатировал юрист
Соглашаться ли потребителям на подобные схемы?
А вот этот вопрос сейчас просто неактуален. Льготное автокредитование в России, по сути, приостановлено. Еще в феврале банки перестали одобрять льготные автокредиты – по крайней мере на покупку бензиновых автомобилей.
Минпромторг официально ничего не комментировал. Однако, по одной из версий, это связано с перераспределением средств в пользу электромобилей. А по другой – с тем, что средства на программу просто закончились. Когда они появятся вновь – большой вопрос.
Михаил НАДЕЖДИН (@chinamashina)