Мороз с гололедом все ближе. Встретить их лучше на зимних покрышках, чтобы избежать ерзанья на обледеневшей дороге.
Однако выбор зимней резины осложнен тем, что большинство зарубежных производителей (Bridgestone, Continental, Dunlop, Goodyear, Michelin) ушли с нашего рынка и распродают лишь остатки.
Кто здесь?
Достаточный ассортимент предлагают отечественные «Нижнекамскшина» и холдинг Cordiant, в состав которого вошел бывший завод Continental в Калуге. На его мощностях уже производятся шины Gislaved. Эта марка хорошо знакома возрастным российским автомобилистам своими замечательными зимними шинами еще c… прошлого века.
Недавно российское гражданство принял крупнейший в Европе шинный завод во Всеволожске. Финская Nokian Tyres, уходя из России, продала свое производство. Теперь эта компания называется Ikon Tyres, а популярные у нас продукты Nordman и Hakkapeliitta вскоре будут именоваться Character и Autograph. Но пока то, что было «испечено» до оформления сделки, продается под старыми, хорошо знакомыми именами.
Потихоньку «выпекает» шины компания Pirelli, в том числе под маркой Formula, в свое время созданной для нашего рынка. Ограниченно работает завод Yokohama, но, судя по всему, производит шины не очень больших размеров.
Из чего выбирать?
Поищем, какими зимними кроссоверными шинами самых массовых размеров богат сегодняшний рынок. Сразу предупреждаем – продукты китайского производства в расчет не берем. Если в «лете» из них что-то можно выбрать, то в «зиме» они безнадежно отстают даже от корейских и японских продуктов. Не говоря уже о европейских.
В качестве основного предложения рассмотрим шипованные шины (твердость протектора 55-60 единиц по Шору) – такие отличаются стабильностью сцепных свойств на скользких покрытиях и придают уверенность начинающим водителям. Основные минусы – шум от шипов и не самый хороший зацеп на чистом асфальте.
Однако любителям комфорта и достаточно опытным водителям предлагаем посмотреть на фрикционные шины, которые не будут цокать на асфальте. Их можно поставить пораньше и снять попозже. Расплата за это – снижение сцепных свойств на льду при околонулевых температурах (теплее минус пяти градусов). В таких условиях приходится ездить очень аккуратно.
Самое главное при выборе таких покрышек – ищите мягкие скандинавские (для суровых зим) фрикционки (твердость по Шору – 50-55 единиц) и не обращайте внимания на шины для теплой европейской зимы с более твердым протектором (твердость – 60-65 единиц по Шору). К последним относятся линейки Continental WinterContact TS, Nokian WR и Michelin Alpin, которые не годятся для наших зим с гололедами. Для мокрого асфальта, луж и снежной каши они хороши, но на льду просто никакие. Зиму на них можно пережить разве что в крупном мегаполисе с ежедневно очищаемыми улицами и дорогами, без выезда за его пределы. Потому здесь мы их рассматривать не будем.
Предлагаем вашему вниманию достойные по соотношению цена/качество шины, разделив их на три группы – бюджетные (недорогие, со скромными характеристиками), средние (и по деньгам, и по свойствам) и лучшие по показателям (но дорогие). Ассортимент подобран по результатам наших собственных тестов за последние годы. Цены ориентировочные, наличие в магазинах зависит от расторопности местных дилеров.
Шины 215/60 R17
Chery Tiggo 4 Pro, Geely Coolray и Haval Jolion
Шиповки – от 8 тысяч рублей до 22 с гаком.
Бюджетные – Viatti Bosco Nordico (8 040 рублей), Nordman 5 SUV (8 750 рублей), Cordiant Snow Cross 2 SUV (9 120 рублей), Formula Ice (9 330 рублей), Laufenn I Fit Ice (9 430 рублей), Nordman 7 SUV (10 390 рублей).
Середняки – Gislaved Nord Frost 200 SUV (11 080 рублей), Continental IceContact 2 SUV (12 450 рублей), Yokohama iG65 (12 530 рублей), Hankook Winter i*Pike X (12 870 рублей), Nokian Hakkapeliitta 8 SUV (13 070 рублей).
Топовые продукты – Nokian Hakkapeliitta 9 SUV (16 860 рублей), Michelin X—Ice North 4 (19 190 рублей), Nokian Hakkapeliitta 10P SUV (22 370 рублей).
Ценники фрикционок примерно те же, что и у шиповок – от 7,4 тысяч рублей до 17.
Скомняги – Viatti Bosco S/T (7 430 рублей), Formula Ice FR (7 600 рублей), Gislaved Soft Frost 200 SUV (7 890 рублей), Nordman RS2 SUV (8 550 рублей), Cordiant Winter Drive 2 SUV (8 800 рублей).
Хорошисты – Hankook Winter i*Cept Z2 (9 130 рублей), Yokohama iG60 (10 540 рублей), Nokian Hakkapeliitta R3 SUV (12 190 рублей), Bridgestone Blizzak LM005 (13 070 рублей).
Отличники – Continental VikingContact 7 (14 130 рублей) и Nokian Hakkapeliitta R5 SUV (16 930 рублей).
Размер 225/65 R17
Haval M6 и F7, Changan CS75FL и GAC GS5
Шиповки в этом размере можно купить от 7,4 до почти 27 тысяч рублей.
Бюджетные продукты – Viatti Bosco Nordico (7 420 рублей), Formula Ice (8 260 рублей), Cordiant Snow Cross 2 SUV (8 280 рублей), Nordman 5 SUV (8 390 рублей), Laufenn I Fit Ice (8 800 рублей), Nordman 7 SUV (9 410 рублей).
Середняки – Yokohama iG65 (10 190 рублей), Gislaved Nord Frost 200 SUV (10 820 рублей), Nordman 8 SUV (11 180 рублей), Hankook Winter i*Pike X (11 350 рублей), Pirelli Ice Zero (11 800 рублей), Continental IceContact 2 SUV (12 150 рублей), Bridgestone Blizzak Spike-02 SUV (12 840 рублей).
Топовые продукты – Nokian Hakkapeliitta 9 SUV (13 610 рублей), Continental IceContact 3 SUV (13 710 рублей), Nokian Hakkapeliitta 10P SUV (18 030 рублей), Michelin X—Ice North 4 (26 560 рублей).
Фрикционные шины в этом размере тоже есть в трех ценовых категориях. Цены бюджетных продуктов начинаются практически там же, где и шиповки, от 7,2 тысяч рублей, но верхняя планка ниже – 18 тысяч.
Бюджетные – Viatti Bosco S/T (7 200 рублей), Cordiant Winter Drive 2 SUV (8 010 рублей), Formula Ice FR (8 300 рублей), Gislaved Soft Frost 200 SUV (8 670 рублей), Nordman RS2 SUV (8 970 рублей).
Средние – Yokohama iG60 (10 540 рублей), Nokian Hakkapeliitta R3 SUV (12 030 рублей), Bridgestone Blizzak LM005 (16 080 рублей).
Отличные – Continental VikingContact 7 (15 070 рублей) и Nokian Hakkapeliitta R5 SUV (17 980 рублей).
Шины 215/55 R18
Chery Tiggo 4 Pro, Geely Coolray и Tugella, FAW T77, Omoda C5
В этом размере исконно отечественных продуктов уже нет. Потому в шипах цены начинаются почти от 12 тысяч рублей, а заканчиваются за 30.
Бюджетные – Laufenn I Fit Ice (11 770 рублей), Nordman 7 SUV (13 250 рублей).
Средние – Hankook Winter i*Pike RS2 (13 740 рублей), Yokohama iG65 (14 760 рублей), Pirelli Ice Zero (16 150 рублей), Continental IceContact 2 SUV (16 630 рублей).
Лучшие – Nokian Hakkapeliitta 9 SUV (18 200 рублей), Continental IceContact 3 SUV (19 250 рублей), Nokian Hakkapeliitta 10P SUV (23 210 рублей), Michelin X—Ice North 4 (30 600 рублей).
Фрикционные шины – только импортные, как и шиповки. Бюджетных моделей здесь практически нет, потому начинаются с «хорошистов». Ценники стартуют от той же отметки, что у шипов, и дотягивают до 19,4 тысяч рублей.
Середняки – Yokohama iG60 (12 630 рублей), Hankook Winter i*Cept X (12 600 рублей), Nokian Hakkapeliitta R3 SUV (13 930 рублей).
Лидирующие – Continental VikingContact 7 (15 550 рублей) и Nokian Hakkapeliitta R5 SUV (19 400 рублей).
225/55 R19
Exeed LX и TXL, Haval F7 и FAW T55
Та же история, что и в «восемнадцатых» шинах. «Отечки» нет, недорогих нет. Потому цены шиповок от 16 до 45,7 тысяч.
Средние – Hankook Winter i*Pike X (16 240 рублей), Nordman 8 SUV (17 610 рублей), Continental IceContact 2 SUV (18 090 рублей).
Лучшие – Nokian Hakkapeliitta 9 SUV (21 670 рублей), Michelin X-Ice North 4 (37 230 рублей), Continental IceContact 3 SUV (38 870 рублей), Nokian Hakkapeliitta 10P SUV (45 690 рублей).
Диапазон цен на фрикционные шины 16-33,2 тысяч рублей.
Хорошие — Nokian Hakkapeliitta R3 SUV (16 440 рублей) и Yokohama G075 (17 030 рублей).
Лучшие — Continental VikingContact 7 (17 880 рублей), Goodyear UltraGrip Performance+ SUV (19 720 рублей), Nokian Hakkapeliitta R5 SUV (33 190 рублей).
235/50 R19
Chery Tiggo 8 Pro, Geely Monjaro и Tugella, Jaecoo J7, а также Skywell ET5 и HT-i
Цены на шиповки начинаются с 17 тысяч и добираются до 41.
Хорошисты – Hankook Winter i*Pike X (16 930 рублей), Yokohama iG65 (17 970 рублей), Continental IceContact 2 SUV (21 210 рублей).
Топы – Nokian Hakkapeliitta 9 SUV (20 770 рублей), Continental IceContact 3 SUV (36 930 рублей), Michelin X—Ice North 4 (36 420 рублей), Nokian Hakkapeliitta 10P SUV (41 100 рублей).
Фрикционные, именуемые в народе «липучками», начинаются от 16 тысяч рублей, дотягивают до 38 с хвостиком.
Середняки – Yokohama iG60A (15 730 рублей) и Nokian Hakkapeliitta R3 SUV (16 650 рублей).
Лидирующие – Continental VikingContact 7 (20 240 рублей), Goodyear UltraGrip Performance SUV (22 820 рублей), Nokian Hakkapeliitta R5 SUV (38 180 рублей).
Шины 245/45R20
Exeed VX, Geely Monjaro и Tugella
Чем больше размер, тем круче ценник. Шиповки предлагают от 20 до 51 тысяч рублей. И не факт, что вы их найдете в магазинах – такой размер уже почти раскуплен.
Средние – Dunlop Grandtrek Ice 03 (19 630 рублей) и Continental IceContact 2 SUV (24 020 рублей).
Лучшие – Nokian Hakkapeliitta 9 SUV (24 770 рублей), Michelin X—Ice North 4 (40 150 рублей), Continental IceContact 3 SUV (42 600 рублей), Nokian Hakkapeliitta 10P SUV (51 030 рублей).
Фрикционки немного дешевле шиповок. От 16 до 47 тысяч рублей.
Средние – Hankook Winter i*Cept evo 03 (16 170 рублей) и Nokian Hakkapeliitta R3 SUV (17 540 рублей).
Топы – Goodyear UltraGrip Performance + (25 200 рублей), Continental VikingContact 7 (39 360 рублей), Nokian Hakkapeliitta R5 SUV (47 390 рублей).
Резюме
За последние три года шины подорожали не менее чем на 50 процентов. Но деваться некуда – сейчас самое время купить зимнюю резину (если у вас ее нет) и переобуть своего железного коня. Вынуждены констатировать – чем крупнее размер, тем сложнее покупка. И выбор скуднее, и цены выше. А в диаметре 20 дюймов ассортимент здорово ограничен. Потому шины в этом размере уже почти раскуплены. Торопитесь, дефицит порождает спекулятивное повышение цен.
Да и по погодным условиям близится пора снимать летнюю обувку. Напомним, что критическая температура воздуха, сигнализирующая о необходимости перехода на зимние шины, составляет плюс 5-7 градусов Цельсия.
Сергей МИШИН (Protector-Team)
Ранее в этой рубрике:
- Что за шины стоят на китайских кроссоверах? Изучаем ассортимент
- «Нет такой буквы в этом клоне». Как мы копировали датчики давления для второго комплекта колес