Премиальный бренд электромобилей HiPhi оказался на грани банкротства. Компания закрывает автосалоны, задерживает зарплаты и переводит сотрудников на удалёнку. Почему HiPhi пришёл в упадок и при чём тут Саудовская Аравия?
Начали за здравие
Марка HiPhi была создана с прицелом на сегмент класса люкс в 2019 году компанией Human Horizons. Её основал Дин Лэй, ранее работавший в китайских подразделениях Volkswagen Group и General Motors. Более того, с 2013 по 2015 годы он занимал пост заместителя губернатора одного из районов Шанхая.
Первый автомобиль марки, кроссовер HiPhi X, вышел в продажу в 2021 году. И тут стоит сразу отметить, что его сборка легла на плечи совместного предприятия Kia-Yueda. Представители HiPhi словно стесняются этого факта, ведь в официальных источниках информация о контрактном производителе электромобилей бренда нет ни слова. Между тем, весь модельный ряд марки сходит с конвейера китайско-корейского завода.
Возвращаясь к HiPhi, в 2021 году марке удалось продать 4237 кроссоверов с индексом X. Эта модель смогла привлечь клиентов эпатажной внешностью и мощной силовой установкой. В итоге «Икс» в отдельные месяцы выступал в качестве самого продаваемого на рынке электромобиля по цене выше 500 тысяч юаней (6,4 млн рублей). В 2022 HiPhi вывел на рынок новую модель – седан Z. Но его поставки начались в конце года. Поэтому продажи выросли не сильно, составив 4349 единиц.
Тем не менее, на 2023 год компания планировала старт более доступной модели с индексом Y и укрепление рыночных позиций. Казалось бы, что могло пойти не так?
Переломный 2023 год
Проблемы бренда начались ещё в конце 2022 года, когда коллективную жалобу на компанию подала группа из 50 владельцев кроссоверов HiPhi X. Согласно их показаниям, в комплектации люксового кроссовера была заявлена аудиосистема от британского бренда Meridian. Но после разбора динамиков оказалось, что они были произведены одной из китайских компаний. Была ли удовлетворена жалоба – неизвестно. Но репутация бренда оказалась подпорчена.
Вместе с тем в Сети начали появляться жалобы на недостаточно высокое качество послепродажного обслуживания автомобилей HiPhi, которое не соответствовало ожиданиям покупателей. А ещё одной проблемой стало появление в Китае большого количества электромобилей и гибридов премиального класса. Ужесточение конкуренции HiPhi ощутил буквально сразу же, ведь продажи седана Y не росли, а спрос на кроссовер X обвалился.
Но у марки всё ещё оставалась пара запасных планов. Первый из них – выпуск принадлежащей к более доступному ценовому сегменту модели HiPhi Y. Её вывели на рынок в июле 2023 года с ценником в 339-459 тысяч юаней (4,3-5,9 млн рублей). За месяц до рыночного дебюта HiPhi Y материнская компания бренда, Human Horizons, заключила предварительное инвестиционное соглашение с Государственным инвестиционным фондом Саудовской Аравии на сумму 5,6 млрд долларов. Чуть позже появилась информация, что Human Horizons может получить ещё 250 млн долларов от одного из фондов Эр-Рияда. Приток зарубежных инвестиций стал вторым шансом HiPhi на спасение.
Итоги 2023 года и рухнувшие надежды
Но вот продажи HiPhi Y совершенно не оправдали ожиданий. Дело в том, что в своём ценовом сегменте этот SUV столкнулся с прочно закрепившимися на рынке моделями Nio, Li Auto, Xpeng, Avatr, Denza и Zeekr. Такой конкуренции новинка не выдержала. В итоге с июля по декабрь 2023 года в Китае своих владельцев нашли 4174 автомобиля. Для наглядности: продажи его прямого конкурента Nio ES6 за аналогичный период превысили 46 тысяч.
Общий результат HiPhi составил 4829 автомобилей. И в данном случае количественный рост реализованных машин совершенно не важен, ведь продавала компания по большей части низкомаржинальные кроссоверы Y. А это значит, что и заработала компания за этот год заметно меньше.
Согласно сообщениям китайских СМИ, из-за низких продаж инвесторы из Саудовской Аравии отказались от вложений в HiPhi. Официальных заявлений по этому поводу ни от одной из сторон пока не было. Тем не менее, последовавшие за этим события косвенно подтверждают разрыв инвестиционных соглашений. Таким образом, обе надежды HiPhi на успех рухнули.
В январе в Сети появилась информация о том, что производство и работа исследовательских центров HiPhi в Китае была остановлена. Тем не менее, компания опровергла эту информацию в официальном письме. Но на этом проблемы не кончились. В том же месяце в крупных китайских городах Чэнду и Гуанчжоу закрылись автосалоны марки. А одно из китайских СМИ выяснило, что в дилерских центрах HiPhi в Шанхае массово увольняют старых сотрудников, замещая их новыми кадрами с более низкими требованиями к заработной плате.
В феврале ситуация продолжила эскалацию, и в социальных сетях появилась информация о том, что сотрудникам HiPhi задерживают зарплаты. Руководство компании ответило, что пошло на снижение зарплаты топ-менеджеров, а также на отмену годовых премий. По информации инсайдеров, руководящий состав по этой причине также испытал кадровые перестановки.
А 7 февраля HiPhi объявил о переводе персонала на удалённый режим. Сотрудники рассказали, что их отправили работать из дома, не предоставив необходимого оборудования. Компания в ответ отмахнулась, назвав это временной мерой в честь празднования Китайского Нового года.
***
Все перечисленные факторы не так уж страшны по отдельности. Но совокупность обрушившихся на HiPhi проблем действительно может поставить под вопрос существование этой компании. Уже сейчас заметно, что она испытывает финансовые трудности. А ужесточение конкуренции в премиальном сегменте дополнительно затягивает петлю на шее премиальной марки. Мы будем следить за дальнейшим развитием ситуации.
Денис БОБЫЛЕВ (YouTube)