Благодаря российскому рынку Китай в 2023 году стал крупнейшим экспортером автомобилей в мире, обогнав Японию и Германию. На улицах китайских автомобилей с каждым днем становится все больше, а бренды из Поднебесной уже заняли более 60% доли, которая раньше приходилась на покинувших Россию западных автопроизводителей.
Что же пишут российские интернет-пользователи о китайских автомобилях? Чтобы выяснить это, специалисты компании RQ agency проанализировали поисковую выдачу по топ-15 брендов китайских автомобилей, имеющих представительства в России. Результаты исследования оказались в распоряжении «Китайских автомобилей».
Какие бренды попали в исследование
Специалисты RQ agency просмотрели более 640 ссылок поисковой выдачи по брендовым и репутационным запросам в «Яндекс» и Google. В исследование попали 15 популярных брендов от Chery, Haval и Geely до Kaiyi и Hongqi. Отметим любопытный факт, что в списке оказался и Lynk & Co, который официально на российском рынке не присутствует. Хотя автомобили этой марки можно купить в России.
Преимущественно в поисковой выдаче лидируют автомобильные порталы. В основном это площадки, где можно не только купить автомобиль, но и написать о нем отзыв и поставить оценку. Также в числе популярных по выдаче оказались сайты-отзовики и страницы дилеров.
О чем спрашивают пользователи
Запросы пользователей разделили на так называемые брендовые и репутационные. По результатам исследования специалисты пришли к выводу, что брендовые запросы содержат единичные и некритичные случаи негатива. Например, как у бренда Great Wall: на странице с объявлениями о продаже автомобиля собран перечень статей, часть из которых носит негативных характер.
Репутационные запросы содержат описание негативного опыта автолюбителей. При этом часто этот опыт идет в соотношении с преимуществами автомобиля: например, недорого, но и восторга никакого.
Пользователей традиционно волнует наличие запчастей на китайские автомобили: не у всех дилеров они есть, а логистика достаточно сложная. При поломке автомобиля срок ремонта может затянуться на неопределённое время.
— Большинство дилеров китайских автомобилей продают запчасти на свои машины, тут мы не видим проблем. Однако, у официальных дилеров стоимость запчастей выше, чем на aftermarket на те же самые изделия. Сроки поставки материалов для производства запчастей иногда бывают затянутыми, что может вызвать неудобства для автовладельцев. В случае, если поломка попадает под гарантийное обслуживание, но необходимой запчасти нет в наличии, пользователю придется ждать ее поступления. Если же поломка не попадает под гарантию или нет времени на ожидание, владельцы автомобилей обычно ремонтируют их самостоятельно, приобретая необходимые запчасти в автосервисе или на вторичном рынке, — прокомментировал директор департамента маркетинга производителя автомобильных запчастей Febest Павел Пикин.
Как распределилась доля негатива по брендам
В ходе исследования специалисты посчитали долю негативных отзывов по каждому из брендов, а также их основные причины.
Больше всего страниц, содержащих негативную информацию, оказалось у брендов Great Wall и FAW – по 70%. В категорию, где количество негативных отзывов составляет от 50% и выше, попали еще шесть брендов: это Chery, Dongfeng, Geely, Omoda, JAC и Tank.
По остальным семи брендам доля негативных отзывов составляет менее 50%. При этом в лидерах оказались Lynk & Co и Jetour – 15 и 20% соответственно.
Чем недовольны пользователи
Самыми распространенными причины негатива названы:
- частые поломки;
- высокий расход топлива;
- отсутствие запчастей в наличии или их высокая стоимость;
- плохое качество металла;
- шумная подвеска.
Среди плюсов китайских машин чаще всего отмечают:
- красивый дизайн кузова и салона;
- богатое функциональное оснащение;
- низкая стоимость по сравнению с европейскими производителями в аналогичном сегменте.
— По итогам исследования мы видим, что китайским авто еще далековато до популярности Renault или Ford на общетематических сайтах-отзовиках. Пласт отзывов на европейские бренды накапливался десятилетиями и присутствует практически везде, даже на порталах с невысокой посещаемостью. А вот китайские бренды пока представлены в основном только на otzovik.com и irecommend.ru, – прокомментировала руководитель отдела репутационного маркетинга RQ agency Анна Богуминская
Она отметила, что, судя по отзывам, пользователи разделились на два лагеря.
– Первые уже смирились с новой реальностью и активно изучают все новинки и историю китайского автомобилестроения, чтобы понимать, какие бренды совсем новые, а какие имеют за собой историю производителя. Вторые критикуют стоимость, расход топлива. Многие не верят, что электроника в китайских авто долго проживет, сетуют на хлипкий кузов (быстро пойдут «рыжики» и прочее) и то, что в одной и той же модели авто электроника может быть устроена по-разному, т.е. любая поломка — ехать в ДЦ. Сам ничего не сделаешь», – добавила Анна Богуминская.
Роман ЯРОВОЙ (@rvr50)