Потому что, потому что мы… пикапы. Колонка Андрея Дорофеева

jac t6 пикап в россии сбоку сзади
Китайских пикапов на российском рынке уже много, а будет еще больше / фото Алексея Швайкова

Речь сейчас пойдёт об узком, но крайне важном для нашей страны автомобильном сегменте — пикапах. Триггером для написания этой статьи стала недавняя презентация пикапа Palasso нового для России бренда Oting. Этой акцией китайские маркетологи начали тестировать у нас не просто новый сегмент, а сегмент в сегменте – пикап с жёсткой крышей в грузовом отсеке. И, возможно, они поставили на правильную клетку зелёного сукна автомобильного казино.

баннер Telegram Только новости телеграм саморекламабаннер телеграм Только видео самореклама

Казалось бы, чего писать про пикапы? Пикапы – они и в Африке пикапы. Однако, те кто работают в автомобильной индустрии, знают, что модификаций пикапов бывает туча: двухдверные, двухверные полуторные и четырёхдверные (они же пятиместные, они же – двухрядные), а также задне- и полноприводные, дизельные и бензиновые, а также битопливные, коротко- (или стандартные) и длиннобазные и т.д. Есть даже необычные версии с тремя мостами, которые, правда, уже больше напоминают полноценный грузовик. В ряде стран пикапы в принципе являются основными средствами передвижения: для бизнеса, личного пользования, развлечений, а также, разумеется, проведения силовых операций.

баннер рубрика колонки Андрея Дорофеева

За морем телушка – полушка…

В одной только Северной Америке культовый пикап Ford F-150 десятилетиями является бессменным лидером авторынка. Чтобы не быть голословным, вот вам для справки статистика продаж в США. В топ-3 моделей по итогам 2023 года вошли Ford серии F (более 750 000 шт.), Chevrolet Silverado (почти 550 000 шт.) и пикап RAM со «скромными» 450 000 шт. Все вместе – 1,75 млн единиц. Считай — это рынок всех автомобилей матушки России вместе взятых!

Но в нашей стране почему-то сегмент пикапов не в таком фаворе, как за океаном. Пока не в таком. Хотя у нас с Америкой очень много общего: и бескрайние просторы, и фермерство на подъёме, и строительство, и развитая горнорудная промышленность, где пикапы являются «рабочей лошадкой» №1, но такой популярности и проникновения, как «там», глянцевые пикапы в России пока не достигли. Их лоск на бездорожье нашей страны по-прежнему, видимо, затмевают культовые «Буханки» с «Головастиками», которые умирают, но не сдаются в борьбе за клиента.

Ford F-150 семейство пикапы

Семейство пикапов Ford F-150

Кстати, совсем недавно Джим Фарли, глава Ford, пожаловался на китайцев, что они, дескать, загоняют американские автоконцерны в экзистенциональный кризис. А ведь он, полагаю, имел в виду совсем другие автомобильные сегменты, когда говорил о «китайцах». Представьте себе, как он заговорит, когда GVW, JAC да Foton c DongFeng замахнутся на святая святых в Америке – пикапы!

Великий исход

Если в Штатах, крупный пикап – это больше культ и образ жизни, чем средство передвижения, то в Азии — это исключительно машина для работы. Не случайно, пожалуй, самый широкий ряд пикапов на сегодняшний день производит крупнейшая в мире автомобильная корпорация – Toyota. Кажется, что японцы адаптировали свой хит продаж пикап Hilux, а также более крупный трак Tundra под все возможные требования: от экстремально жаркого климата Ближнего Востока до трескучих морозов Заполярья, от тропического влажного климата Азии до высокогорных районов Анд.

Пикап Toyota Hilux сбоку спереди бездорожье

Пикап Toyota Hilux

И в нашей стране тойотовцы неизменно входили в топ-3 продавцов пикапов с моделью Hilux… до 2022г. Теперь же, когда вслед за Toyota основные маркетмейкеры также покинули российский рынок (и Mitsibishi Motors с пикапом-бестселлером L200, и Isuzu Motors c D-Max, а также Nissan Motor c Navara), для китайских производителей открылась и эта ниша. Ведь ранее, до СВО, по сути никто из «китайцев», кроме GWM, не осмеливался серьёзно щупать почву в столь нишевых сегментах.

А мы пойдём на Север

Теперь же, за два с половиной года бойкота России, кажется, что буквально все китайские автоконцерны хотят постепенно заполонить у нас рынок пикапов. Пионерами в России были фактически только ZX Auto с Admiral да Great Wall Motor. До сих пор на дорогах нашей страны можно встретить много «оленей» (Deer), «крылатых орлов» (Wingle) да «морячков» (Sailor), появившихся у нас ещё в «золотых нулевых». Но всё ли достаётся первым?

ZX Admiral в России

Первая партия пикапов ZX Admiral после разгрузки в Новосибирске / фото Drom

Время показывает, что не всё.  Пикапы ZX отошли пока в историю, а вот GWM всё сильнее нажимает на педаль акселератора продаж. За 10 месяцев 2024 г. Great Wall остается самым популярным брендом в этом сегменте с долей в 25%. Разумеется, лидерство среди моделей за этот период сохраняет пикап Great Wall Poer. PR-активности пресс-службы GWM можно только позавидовать, а активность в отношении пикапов Poer превосходит, пожалуй, и многие другие автомобильные бренды в более массовых сегментах, которые приехали к нам сюда, «на Севера».

В бой идут одни старики

Удивительно, что до сих пор обходят своим вниманием сегмент пикапов на рынке РФ другие два китайских маркетмейкера, также появившиеся тут 20 лет назад: лидер продаж в абсолютном зачёте Chery и ветеран «движения китайских первых» в России — Geely. Ответ лежит на поверхности. Ни корпорация Chery Automobile, ни Geely Automobile откровенно не имели ранее опыта создания рамных машин.

К слову, Chery только-только выкатила на суд избранной публике в КНР (на фактически закрытом мероприятии) свой стильный пикап, в основе которого лежит донор —  ZX Auto Weishi 1986. Да, не удивляйтесь, автомобильное донорство процветает и в КНР. Всё ради маркетинга, всё ради коммерческих побед, как говорится. Уверен, что в 2025 году московский офис Chery привезёт свой пикап в Москву, если и не для продаж, то уж для сертификации и последующего лонча точно. Ждём официальных релизов на эту тему от российского импортёра либо секретных инсайдов от «Китайских автомобилей».

Рамный пикап Chery сбоку спереди

Пикап Chery на мероприятии Chery International User Summit 2024 в Китае / фото Сергея Захарова

А вот коллеги из Geely решили пойти своим уникальным путём и на хайпе электромобильности создали для пикапов в 2022 году даже целый отдельный бренд — Radar (он же Riddara для внешних рынков). Но стратеги Radar Auto сначала вывели версию пикапа RD6 с задним приводом, да спозиционировали его как транспортного средство для рекреации на свежем воздухе, а не «рабочую лошадку». Плюс добавьте сюда ещё и элекропривод, и вы получите полноценный рецепт, как провалиться на рынке (на рынке России, разумеется).

Даже тот факт, что позднее инженеры Radar Auto добавили версию c приводом на все 4 колеса пикапа RD6, не вселяет уверенность автомобильным трейдерам на нашей земле. Да, конечно, параллельным импортом новаторы завозят единично на наш рынок эти экзотические пикапы, но спроса на них среди клиентов откровенно нет, да и вряд ли в ближайшее время будет. Ибо «рабочие лошадки» в своём большинстве по-прежнему предпочитают «есть» солярку, а экономия владения электропикапом никак не выглядит экономной.

электрический пикап Radar RD6 сбоку спереди

Электрический пикап Radar RD6

И это не просто моё оценочное суждение. В прошлом году ваш покорный слуга участвовал в переговорах с офисом Radar Auto в КНР по поводу вывода RD6 на наш рынок. И, как вы догадываетесь, у меня перед глазами были все возможные цифры по себестоимости этого электропикапа. К сожалению, или к счастью, мы с партнёром приняли решение поставить этот проект на паузу, поскольку бизнес-модель с такими ценами, как говорят у нас, «не летает». Как нам показалось, пикап RD6 пока — это игрушка для богатых, а не для того, чтобы делать бизнес. Хотя, по большому счёту, и богатые в России предпочитают игрушки побогаче. Короче, Geely Automobile пока в этой автомобильной лиге не играет.

Из «большой четвёрки» китайских маркетмейкеров Changan пошёл дальше всех и начал поставки сюда целых домов на колёсах, также построенных на пикапе. Это, конечно, скорее уже совсем экзотика для нас, но. Поражает не то, что китайцы и так могут, и эдак, а то, что они не боятся тестировать наш рынок самими разными решениями, включая кэмперы, пусть пока и через параллельный импорт.

автодом Changan

Автодом Changan на базе пикапа Hunter (Kaicene F70)

Кто знает, может и в России этот тип транспортных средств вскоре станет популярным, как в Европе. Ведь российский внутренний туризм сейчас как никогда на подъёме. Для справки: в прошлом июне аналитическое агентство «Автостат» проводило опрос среди 3000 автовладельцев относительно готовности купить автодом, и более 30% респондентов ответили «Да»! Интересно, а «Яндекс.Драйв» и «Делимобиль» уже рассматривают для сдачи в среднесрочную аренду клиентам полноприводные автодома из КНР для путешествий по стране?

Ничего личного, только бизнес

Вообще, если вы заметили, за исключением GWM и Changan, ставку на пикапы в России чаще делают корпорации с сильным бэкграудом коммтранса: DongFeng привёз DF6, Foton уже активно продаёт Tunland G7 и готовит к старту продаж ещё один пикап, JMC собирает на Автоторе Vigus (Work), а на JAC, похоже, трудятся самые хитрые из всех китайцев — и самостоятельно через свою сеть дилеров продают пикапы T9, и машинокомплекты пикапа ST6 отгружают для сети «Соллерса».

JMC Vigus «Автотор» сбоку спереди

Первый пикап JMC Vigus на заводе «Автотор»

В России каждый китайский «комтранс» использует свою, непохожую на других тактику проникновения на рынок. Но у всех этих брендов, за исключением DongFeng, который предпринимает титанические усилия для рывка на рынке легковушек, всё же одно сходство есть – их пикапы продаются исключительно через сети дилеров грузовых машин.

Это и очевидно. Сегмент пикапов для них – это логичное продолжение коммерческого модельного ряда. Т.е. своим клиентам, «грузовые» дилеры предлагают более широкий спектр транспортных решений для бизнеса. Их фокус – это B2B. В этом «красном океане» сделки другие: и требования клиентов отличаются, и маркетинг требуется совсем иной.

Причём заметьте: никто из перечисленных выше автобрендов не может похвастаться успехами в России на поле битвы легковых автомобилей, хотя у них есть и свои «линейки» пассажирских машин, и зачастую не самые плохие. Просто не умеют вести бизнес «на-легке», думаете? Я бы не сказал. Но давайте вернёмся к пикапам.

Кто на новенького?

Кто ещё из китайских производителей может попытаться влезть в калашный ряд со своими пикапными разработками?

Пикап BAIC F40 сзади сбоку

Пикап BAIC F40

Китайский колосс BAIC, не без помощи «Автотора», на мощностях которого сейчас собираются седаны и кроссоверы этого пекинского концерна, теоретически может привезти в Калининград на сборку и свой двухдверный «клон» Jeep Wrangler под кодом F40. Это, конечно же, весьма специфический продукт. Но поскольку сейчас в российском модельном ряду пикапов у BAIC нет, то, думаю, что дилеры будут рады расширению продуктовой линейки и за счёт такого «фан-кара». Особенно, если цена будет привлекательной. Почему бы и нет?

Пикап BYD Shark сбоку сзади

Пикап BYD Shark

BYD уже начала активно выводить на экспортные рынки свой гибридный пикап Shark. И если не официально, то по параллельному импорту уж точно, я уверен, отечественные серые дилеры рискнут завозить к нам и этого красавца от лидера китайских электрокаров. Судя по популярности кроссоверов Lixiang в нашей стране, на «заряженные» пикапные гибриды спрос тоже возможен, хоть BYD Shark и не сможет быть доступным для всех по цене. И, кстати, это тоже ниша в нише – пикап с гибридной системой привода.

Пикап Changan Chana Star Xingka S201 сбоку спереди

Пикап Changan Chana Star Xingka S201 facelift 2022 модельного года / фото WikiMedia

Лёгкие грузовички Chana (компании, входящей в периметр корпорации Changan Automobile) в принципе уже появлялись год назад у дилеров бренда для тестирования рынка РФ. Но пикапов среди них не было, хотя в модельном ряду Chana в КНР их выпускалось аж несколько. А учитывая сильные дилерские позиции Changan в России, у бюджетного дизельного пикапа Chana F70 (который также известен как Kaisheng или Kaicene) есть все шансы отличиться вне зависимости от рекордных продаж бензинового Changan Hunter Plus с претензией на премиальность. Ну а для нового автомобильного суббренда и новую дилерскую сеть опять же незазорно будет отпочковать, как это прекрасно умеют делать китайцы.

***

Пикап FAW Hongta T340 сбоку

Пикап FAW Hongta T340

Бренд FAW очень популярен в нашей стране среди дальнобойщиков и водителей самосвалов. Но мало кому известно, что в обойме Первого Автомобильного Цеха есть и пикапы, которые московский офис может привезти в любой момент. Стоит им только быть чуточку порасторопнее. В предыдущей статье я подробно расписывал, что ещё в принципе могут поставить на наш рынок «Первые». Ведь у корпорации из Чаньчуня есть в кармане достаточно свежая разработка — пикап Hongta T340.

Пикап Foton Tunland V9 Mars 9 сбоку спереди в динамике

Пикап Foton Tunland V9 / Mars 9

Foton уже выкатывал в Москве в прошлом мае на выставке Comvex 2024 свой новейший пикап Tunland V9 на одном стенде с лёгкими коммерческими автомобилями. Но если LCV Foton интересны преимущественно юрлицам, то премиальный «здоровяк» Tunland V9 предназначен главным образом для индивидуальных потребителей, причём не бедных. Полагаю, рынок РФ с нетерпением ждёт появления этого пикапа у официальных дилеров в шоурумах. Осталось лишь дождаться официального старта продаж от московского офиса Foton.

пикап JMC Dadao

Фрагмент презентации пикапов JMC Dadao

Корпорация JMC со своим клоном Ford F-150, причём как с бензиновым, так, возможно, и электрическим силовым агрегатом может вывести новый для России бренд DaDao (либо презентует его под зонтичным брендом Ambertruck). Шансы невелики, но кто знает?! JMC уже сотрудничает с тем же «Автотором», а сборка большого пикапа помимо дизельного Vigus (Ambertruck Work) может дать необходимую фору для завоевания своего кусочка пирожка. По крайней мере, пикапов-переростков типа Dodge Ram в России никогда не собирали, а тут такая уникальная возможность! Только не говорите, что любителей больших пикапов у нас мало. Просто они были недоступны для большинства населения. Не зря ведь Foton уже заготовил старт продаж большого пикапа Tunland V9. Чуют, видимо, что на него будет спрос у любителей комфортной езды по российскому бездорожью.

***

Пикап MG Extender сбоку спереди

Пикап MG Extender

Восставший из небытия MG Motor уже активно продвигает свой «свежий» пикап MG Extender (он же SAIC Maxus T70) на внешних рынках. И, скажу вам по секрету, официальный российский импортёр ООО «Мир-Дистрибьютор» в кулуарах упоминал, что помимо кроссоверов и седанов MG всерьёз рассматривает возможность поставки на наш рынок в том числе и этого пикапа. Интересно, когда ждать премьеру в России рабочей лошадки из «Гаражей Морриса»?

Пикап Sollers ST8 сбоку спереди

Пикап Sollers ST8 на выставке «Иннопром 2024» в Екатеринбурге / фото Дениса Бобылева

Российский автопроизводитель Sollers только что официально объявил, что уже готовит к производству и, соответственно, выходу на рынок пару новинок: пикапы ST8 и ST9! Очевидно, в качестве доноров выступает продукция китайского концерна JAC. Таким образом, в портфеле отечественного автохолдинга будет уже четыре полноценных пикапа, три из которых – это разработки китайского партнёра.

howo s6 ev vgv электромобиль пикап сбоку спереди серый

Пикап Howo S6 EV / VGV S6 EV / фото из базы минпрома КНР

У бренда VGV пока не получается толком закрепиться на нашем рынке. Старт продаж в России откровенно выглядит скомканным блином. Пара представленных годом ранее кроссоверов U75 Plus и U70 Pro, собираемых на заводе «Юнисон» в Беларуси, ещё не стали бестселлерами. Однако ранее местные автомобильные СМИ уже упоминали о планах дистрибьютора VGV добавить в свой скудный модельный ряд сразу две версии пикапа VGV S6 (он же HOWO S6 на домашнем рынке) – с 2-литровым турбодизелем от Weichai и с электрической силовой установкой (в успех которой на рынке РФ лично я не сильно верю). И, если это действительно произойдёт, то VGV S6 станет де-факто третьим (после JAC/Sollers и JMC/Ambertuck) китайским пикапом, собираемым на территории ЕАЭС! Поможет ли этот ход корпорации Sinotruck таки раскрутить у нас свой бренд VGV? Вопрос.

***

ZX Auto в Казахстане пикапы Terralord и Grandlion

Компания ZX Auto представила на выставке в Казахстане две модели пикапов — Terralord и Grandlion / фото Олега Алексеева

И, наконец, возвращение в российские шоурумы уже ветерана «пикапного» движения первых — бренда ZS Auto выглядит более чем реалистично. В прошлом году менеджеры Zhongxing Automobile уже привозили на автошоу в Казахстане очень приличные пикапы Terralord и Grandlion прощупать рынок. И, если верить их заверениям, ОТТС на эти модели должны уже быть на выходе. А это означает, что в 2025 году корпорация ZX Auto будет активно развивать дилерскую сеть для своих пикапов не только в Казахстане, но и в Беларуси, и в России, разумеется. По крайней мере, на официальном сайте корпорации из Баодина наряду с Австралией, Бразилией и Мексикой Россия указана как стратегический для ZX Auto рынок. Так что ждать осталось недолго, полагаю. А вы как считаете, получится у них фееричный come back в этот раз?

Пикапы Kapitan на базе Huanghai N2 Промтех сбоку спереди

Пикапы Kapitan на базе Huanghai N2 / фото «Автостат Инфо»

И ещё. Аналогично тому, как неожиданно заявился у нас в начале ноября ноунейм-бренд Huanghai при поддержке российского «бодибилдера» «Промтех», сюда могут попробовать протиснуться ещё пара-тройка таких же неизвестных широкой публике китайских марок из второй автолиги. Тут можно лишь гадать, кто из отечественных предпринимателей рискнёт выводить сейчас на наш рынок неизвестные пикапы. В любом случае в 2025 году российские шоурумы будут уже переполнены самыми разными пикапами и от лидеров, и от аутсайдеров авторынка. К бабке, как говориться, не ходи.

Всё выше, и выше, и выше…

«Куда нам столько пикапов?» — спросите вы. А вот куда. Как сообщило на днях агентство «Автостат», по итогам 10 месяцев 2024 года в нашей стране продано уже около 24 000 новых пикапов – это на 74% (!) больше, чем в январе – октябре прошлого года. А в октябре 2024-го рынок пикапов взлетел вообще на 111% (продано почти 3 500 шт.) по сравнению с прошлогодним октябрём. Этот сегмент автомобилей растёт сейчас в России стремительнее прочих. И, полагаю, таким темпом (по 3500-3600 шт. в месяц) «рабочие лошадки» смогут играючи перепрыгнуть планку в 40 000 штук уже в 2025 году. Расти и дальше рынок пикапов в нашей стране может по ряду причин.

Во-первых, через три месяца будет уже три (!) года, как нас покинули западные автоконцерны, а у юрлиц заканчиваются трёхлетние лизинговые контракты с поставщиками западных транспортных средств. И корпоративным клиентам будет необходимо массово обновлять свой парк «устаревших» Toyota Hilux, Mitsubishi L200, Isuzu D-Max, VW Amarok и прочих рабочих машин, очевидно, за счёт тех моделей пикапов, что есть на рынке, по большому счёту только китайских.

Андрей Дорофеев

Во-вторых, пикап – это на 50% машина для частных автолюбителей, а на 50% — для корпоративных заказчиков. Не зря ведь завод спецавтомобилей «Промтех» начал игры с пикапами Huanghai. Со своими переделками на шасси китайского пикапа нижегородский «бодибилдер» выходит на тропу коммерческой войны с «ГАЗелями», «Соболями», «Ларгусами» и, разумеется, УАЗами. А сегмент рынка лёгких коммерческих автомобилей в России больше сегмента пикапов в 5-6 раз. Возможно, кроме «Промтеха», вскоре заявятся и другие локальные кузовостроители с китайскими донорами в виде моно- или полноприводных пикапов. Понимаете, куда я клоню, да?

И в-третьих, как вы все прекрасно знаете, внедорожники, аналогично и другим автомобилям, за последние три года драматически выросли в цене в России. И доступных рамных машин с приводом 4х4 практически не осталось. Но вот, например, относительно недорогой пикап с крышей hard top, типа того, что привез в нашу страну Oting, вполне может стать заменителем дорогого внедорожника, если машина нужна автолюбителю исключительно для утилитарных целей. Ведь схожие решения японцы уже предлагали ранее: вспомните Mitsubishi Pajero Sport, построенный на платформе пикапа L200, и Toyota 4 Runner – на платформе Hilux.

Не исключено, что в ближайшее время российские владельцы SUV будут пересаживаться на более доступные по цене китайские пикапы, которые здорово прибавили в качестве и дизайне за последние 20 лет.

…Во дворец, где играют свирели

пикап хардтоп Oting Palasso сбоку презентация

Презентация пикапа Oting Palasso / фото Александра Андреева

И возвращаясь к тому, с чего начал эту статью — к «Дворцу» Oting. Эти смельчаки вышли со своим необычным пикапом на рынок России не просто в период «охлаждения» финасирования, а в сезон сильных «заморозков» кредитов и лизинга, когда почти все корпоративные клиенты стремятся поставить на паузу закупку новых «рабочих лошадок» до лучших времён. И помочь выжить в этот ледниковый период Oting, с моей точки зрения, может исключительно сильное финансовое плечо материнской Sinomach Automobile. Готовы финансисты китайской корпорации предоставлять товарный кредит российскому импортёру на 270-300 дней? Если нет, то шансов удержаться в моменте на нашем рынке у этого новичка немного.

пикап хардтоп Oting Palasso багажное отделение салон интерьер

В багажном отделении маркетологи Oting насчитали 2150 литров объема / фото Александра Андреева

Если вы внимательно следите за деловыми новостями, то наверняка могли прочитать между срок намёки на галопирующую инфляцию, которая сводит на нет все усилия импортёров. Мы-то с вами это цунами роста цен уже проходили в начале 90-х в диких рыночных условиях, а вот Sinomach Automobile со своей «дочурой» будут, видимо, принимать удар инфляционной волны впервые.

P.S.

Пока готовился этот материал, вышла ещё одна заметная новость: на рынок России возвращается старый добрый SsangYong (под новым брендом KGM)! И те, кто внимательно читал в СМИ про этот корейский автобренд, наверняка обратили внимание: помимо внедорожников KGM российский дистрибьютор рассматривает возможность привезти и новейший полноприводный пикап Musso с дизельным и бензиновым ДВС. Не то, чтобы эта активность из Страны Утренней Свежести изменит планы китайских производителей по экспорту на наш рынок, но однозначно добавит этой самой свежести на авторынке РФ в 2025 году. В том числе и в сегменте «рабочих лошадок».

Андрей ДОРОФЕЕВ, автомобильный эксперт, топ-менеджер автоиндустрии

Ранее в этом блоге:

В рубрике «Блоги» мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. По вопросам создания своего блога на сайте «Китайские автомобили» пишите на autochina24@mail.ru. Номер для сообщений в Whatsapp или Telegram+79009260175.

баннер Telegram саморекламабаннер Вконтакте саморекламабаннер Яндекс Дзен саморекламабаннер Ютуб YouTube самореклама

Если вы нашли ошибку или хотите что-то сообщить редакции сайта, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

4 4 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: