Используя сервис объявлений «Авито», в 37% случаев покупатели российских автомобилей в качестве альтернативы изучали машины китайских марок. И только 5% из тех, кто приобрел «китайца», рассматривали также российские модели. При этом и те, и другие (24% и 22% соответственно) обращали внимание на бренды из Европы и Кореи.
Таким наблюдением в рамках прошедшей сегодня конференции ADM 2024 поделился Камран Гусейнов, руководитель группы продаж по работе с ключевыми клиентами «Авито Авто».
Как россияне покупают китайские автомобили
Эксперт уточнил также, что 58% пользователей сразу знали, какие марки машин хотели бы приобрести: «Люди проделали определённую работу – посмотрели отзывы, видеообзоры и заранее определились с выбором автомобиля. Они искали максимально подробную информацию о преимуществах того или иного автомобиля, типе привода, мощности двигателя, списке опций и т.п. 42% делали выбор непосредственно в процессе поиска, а 12% из них вообще не имели представления о предпочтениях».
Камран Гусейнов посетовал на то, что отечественные потребители еще недостаточно осведомлены о китайских брендах, представленных на российском рынке.
— Как меняется потребитель и его выбор на площадке «Авито»? – задал вопрос аналитик. — Согласно нашему опросу, при выборе новых автомобилей пользователи не только обращают внимание на прямых конкурентов среди новых моделей, но и обращают внимание на машины с пробегом. При этом 19% людей, купивших в 2023 году подержанные автомобили, обязательно рассматривали к покупке новые автомобили, хоть и остановили свой выбор на «б/у»
«Пользователь, который, например, ищет Omoda C5, преимущественно рассматривает автомобиль с пробегом, — продолжил Камран Гусейнов. — А параллельно заглядывается на новый Jaecoo J7. Если же мы говорим про более дорогой сегмент и его популярных представителей, к примеру, Exeed LX, то здесь наличие альтернативных новых автомобилей более заметно. При этом у потенциального покупателя в списке всё равно находятся несколько машин с пробегом».
«Китайцы» отжали рынок у «глобалистов»
Эксперт отметил безусловное лидерство на рынке России китайских компаний: «Если смотреть на динамику год к году, то усиление произошло на 10 процентных пунктов. Ключевую долю китайские автокомпании «отъели» у европейских, японских и корейских производителей. В секторе автомобилей с пробегом влияние китайских марок не такое значительное – вторичный рынок еще не успел обогатиться китайскими брендами, поэтому исторически 1/4 часть рынка имеют российские бренды и порядка 70% — в арсенале прочих производителей».
Своего коллегу поддержал и Олег Мосеев, генеральный директор Профессионального сообщества «Автомаркетолог»: «По итогам 5 месяцев текущего года доля автопроизводителей из КНР на отечественном рынке новых автомобилей составляет 58%, притом, что год назад она была на уровне 41%. В некоторой степени данное увеличение произошло за счет уменьшения доли российских компаний – их актуальная доля составляет 32%, хотя годом ранее они довольствовались 37%».
На «вторичке» марки из КНР появятся нескоро
Несколько иная картина на «вторичке». По словам Олега Мосеева, «китайцев» в этом секторе минимальное количество, и в ближайшее время ожидать их массового появления не стоит, поскольку их нет в автопарке страны в том количестве, которым могут похвастаться Toyota, Kia, Hyundai, Renault и т.п. «Должно пройти время, когда эти машины увеличат свою долю в автопарке. Вот только, боюсь, люди тогда прослезятся от цен на подержанных «китайцев».
— Почему наш потребитель при выборе нового китайского автомобиля в любом случае смотрит в сторону подержанной модели? Одна из гипотез, которую мы рассматриваем, — слабое знакомство с продукцией автопрома КНР, пусть даже представленной у нас официально, — заметил Камран Гусейнов. — Особенно, по сравнению с глобальными игроками. Как мы это определяем? Всё очень просто — это выдача поисковой строки, условно то, что вбивает пользователь на «Авито», когда ищет тот или иной автомобиль. Здесь мы сравнивали показатели сентября 2023 года и марта 2024-го. Но эта самая узнаваемость отдельных брендов становится всё выше, чему нельзя не радоваться. Люди чаще стали запрашивать конкретные китайские модели – Geely, JAC, Chery Tiggo. При этом «топами» в поисковой строке по-прежнему остаются китайские пикапы и внедорожники.
Предложений больше, спроса меньше
При этом автоэксперт озвучил ключевые цифры и тенденции спроса и предложения, которые он и его коллеги видят на радарах «Авито». Так, в сегменте автомобилей с пробегом общая динамика предложений растёт, а спрос, наоборот, сокращается. «Если сравниваем показатели год к году, то видим отрицательный тренд на 31 процентный пункт, — отметил Камран Гусейнов. – Эта отрицательная динамика началась в августе прошлого года и пока она сохраняется. Отчасти это связано с такими факторами, как высокая ключевая ставка ЦБ, изменения одобрения по автокредитам и т.п. Часть спроса в «пробеге» распределилась на новые автомобили».
По новым автомобилям, как отметил аналитик, падение год к году не такое критичное — всего 3 процентных пункта. Динамика спроса – отрицательная и более критичной она выглядит в разрезе 2023 года. «Сейчас ситуация более-менее стабильная, — обнадёжил Камран Гусейнов. – При этом пользователи на площадке тонко реагируют на внешние обстоятельства. Скажем, на те же изменения правил ввоза и увеличение утильсбора. Будем следить за развитием событий».
Андрей ИВАНОВ (@chinamashina)