Кроссовер Aito M7 — вторая модель в линейке премиального бренда, созданного компаниями Huawei и Seres. В Китае машину представили два года назад, а в 2023-м даже назвали автомобилем года по версии крупной китайской соцсети Weibo. Конечно, к методике определения победителя этого конкурса есть вопросы. Но в итоге Aito M7 обошел множество именитых конкурентов, среди которых были Lixiang L7/L8, Avatr 12, Zeekr 001 FR и YangWang U8.
На российский рынок автомобиль попал в прошлом году, и пока что подобной награды у него нет. На выбор предложено две комплектации, а в спецификации его даже называют внедорожником. Напомним, что Aito продается в России официально, модели M5 и M7 можно найти в салонах Mercedes-Benz, поскольку дистрибьютором является компания «МБ-Рус».
Учитывая результаты китайского рейтинга, а также нашего тест-драйва младшего кроссовера Aito M5, ожидания от более крупной и дорогой модели были высокими. Можно даже сказать, завышенными. Вообще, изначально планировалось сравнить этот кроссовер с популярным в России Lixiang L7. Но не судьба: прямо накануне съемки «Лисян» попал в небольшое ДТП. Поэтому проводить основные параллели будем с младшим Aito М5, который по некоторым параметрам оказался интереснее своего старшего брата.
Никаких экспериментов
Похоже, дизайнеры при создании кроссовера руководствовались принципом «не навреди». Внешность получилась очень спокойной, пожалуй, даже более нейтральной, чем у младшего M5. Но субъективно «пятерка» выглядит эффектнее: у нее более интересные формы и пропорции, хоть задняя часть и напоминает Porsche Macan или Mercedes-Benz EQC. В случае с M7 никаких явных параллелей с немецкими брендами нет.
Диодные полосы спереди и сзади, эмблема с подсветкой, выдвижные ручки, крупные колесные диски в электромобильном стиле — вроде бы современных элементов в облике хватает. Но чего-то запоминающегося тут нет. При этом задняя часть напоминает кроссоверы от бренда DFSK. Все дело в том, что они тоже имеют отношение к компании Dongfeng. Большой Aito M7 построен на модернизированной платформе кроссовера DFSK ix7, который мы тоже недавно тестировали.
В России доступно две комплектации «эм седьмого», которые проще всего отличить по колесным дискам. У младшей версии они поменьше и выглядят проще (255/50 R20). Старшей положены более крупные диски, которые называют аэродинамическими (265/45 R21).
В Китае комплектаций у М7 больше, причем там уже продаются машинами и со слегка обновленной внешностью. У них изменен передний бампер, плюс у продвинутых версий на крыше добавлен лидар, а на передних крыльях видны дополнительные датчики. Однако, в отличие от младшего М5, полностью электрической версии у «семерки» нет.
Главное место и китайские фишки
Сегмент подобных крупных кроссоверов в Китае развивается бурно, в чем можно наглядно убедиться на примере того же Lixiang. Каждый производитель старается чем-то удивить и превзойти конкурентов, будь то дизайн, цена или мультимедийные возможности. В «Аито» решили сделать акцент на фишках для второго ряда сидений, передняя часть салона практически полностью копирует младший М5.
Главной фишкой можно назвать опцию под названием Aito Lounge. Ее можно активировать как с центрального экрана, так и отдельными физическими кнопками. Тут же появляется и предупреждение: мол, обратите внимание на переднее пассажирское кресло, не осталось ли там чего-нибудь важного. Когда вы подтверждаете свой выбор, начинается самое интересное.
Кресло переднего пассажира складывается, а заднее правое сначала сдвигается вбок, а потом откидывается назад. Тут же неспешно выезжает оттоманка. Таким образом, вы получаете ту самую zero gravity («нулевую невесомость»), так подобные кресла часто называют на китайских сайтах.
Как оказалось, это реально это очень удобная функция. Плюс, как и на переднем ряду, сзади есть обогрев, вентиляция и массаж. Можно включить свою любимую музыку и наслаждаться видами через панорамную крышу. Кстати, в отличие от М5, у нее есть привычная физическая шторка. Словом, красота, да и только.
Но и тут нашлась парочка но. В первый же день использования «лаунжа» обнаружилось самое странное — отсутствие подстаканников на втором ряду. Обычно при 6-местной конфигурации их располагают внизу центрального тоннеля (как на Exeed VX), либо в верхней его части (как на Lixiang L9). Здесь же вам нужно либо ставить стаканчик позади себя, на подлокотнике третьего ряда кресел, либо в нижний кармашек дверной карты.
Но, по сравнению с более продвинутыми китайскими версиями, функционал второго ряда получается ограниченным. В Китае для M7 предлагаются самые разные аксессуары и сценарии использования: от караоке и планшетов Huawei на спинках передних кресел до откидного столика. Плюс на домашнем рынке «семерка» предлагается и в 5-местной конфигурации. В таком случае можно докупить надувной матрас, превращающий салон в одно большое спальное место. Есть и совсем специфические вещи, вроде просмотра на центральном экране картинки, которая транслируется с управляемого вами дрона.
Если же отойти от функции «лаунжа», 6-местный салон не кажется таким уж просторным. На втором ряду места перед коленями остается не очень много, диапазон регулировки по спинке тоже не рекордный. Но если устроиться тут более-менее удобно, то на третьем ряду будет откровенно тесно: рослым пассажирам не хватает места перед коленями, отклониться назад и достать до подголовника проблематично.
Третий ряд можно сложить в ровный пол, тогда места для багажа будет много. Есть много приятных мелочей, вроде ярких плафонов, крючка или двух розеток. Но отчего-то в М7 сэкономили на мягкой отделке боковин. В подполье нашлось место для аккумулятора, предохранителей, и небольшого набора инструментов. Но специального отделения для зарядного кабеля нет, а запаска не предусмотрена. При открывании и закрывании двери багажника раздается характерное пищание, так было и на M5, и на том же ix7. Но больше никаких посторонних звуков тут нет.
Догнать младшего
Передняя часть салона практически полностью скопирована с младшего Aito М5, что в целом хорошо. Самое большое отличие — новый центральный тоннель, у которого появился объемный отсек на нижнем этаже. К примеру, на китайском сайте его предлагается использовать для хранения дамских туфель.
На верхнем этаже — две площадки для беспроводной зарядки на 40 Вт (в обновленных китайских машинах мощность повышена до 50 Вт), пара подстаканников под глянцевой складной крышкой и стеклянный селектор. Последний выглядит красиво, в салоне обновленного М5 такой тоже появится. Но в прохладную погоду он заметно холодит руку (хотя настоящих морозов за время теста не было), а внутренняя подсветка логотипа вечером выглядит немного навязчиво, хотелось бы иметь возможность ее отключить.
В остальном, тут уже знакомая и хорошо читаемая панель приборов (10,25 дюйма), информативный проекционный экран, и шикарный центральный дисплей мультимедийной системы на 15,6 дюйма. Его фишки — это прекрасное качество картинки, быстродействие, плавность и фирменная оболочка Harmony OS. На моей памяти это реально лучший экран среди всех, с которыми приходилось взаимодействовать.
Но по мере знакомства с различными функциями, выяснилось, что в некоторых моментах М7 оказался проще, чем М5. Например, музыка Huawei Sound звучит гораздо проще, чем в «пятерке». Частично это обещают исправить с помощью новой прошивки, тогда появятся эквалайзер и дополнительные настройки, которых сейчас нет. А вот функцию массажа обновление не затронет. В «семерке» можно лишь выбрать степень его интенсивности и различные зоны (плечи, нижняя часть спины или все сразу). «Эм пятый» предлагал несколько программ, разница между которыми была хорошо заметна.
Даже картинка с камер кругового показалась проще, чем была на М5. Хотя в целом ее качество на высоком уровне. Все же остальные функции остались на месте, включая встроенный видеорегистратор, развитую атмосферную подсветку и возможность отзеркалить смартфон с помощью программы Projection. Русского языка в меню пока что нет, но в недалеком будущем он обязательно появится.
Хорошо, но жестко
В этот раз Aito я не подзаряжал. Сама гибридная система работает также, как на M5, хотя суммарная отдача электромоторов тут чуть ниже (449 л.с. и 660 Нм против 496 л.с. и 675 Нм). Есть несколько вариантов работы силовой установки, но в любом случае, без розетки вы не сможете полностью зарядить батарею (емкость 40 кВт*ч). По идее, при выборе принудительной зарядки от ДВС уровень заряда должен дойти до 70%. Но это теоретически. А в реальной жизни удавалось подобраться к отметке в 50%, минимально же доходило до 18%. Напомню, что при частично разряженной батарее недоступна часть фишек (вроде Nap mode, то есть «режим сна»), мощность тоже ограничена.
Прошлый опыт зарядки «эм пятого» показал, что на платных станциях делать это невыгодно. По итогам той сессии я потратил 600 рублей, и проехал в чисто электрическом режиме зимой около 40 км. Поэтому гораздо выгоднее заряжаться от домашней станции. Либо можно попробовать найти бесплатные ЭЗС. Хорошо, что у кроссовера есть порты как медленной, так и быстрой зарядки (GB/T).
Тем не менее, расход топлива для такой крупной (2450 кг) и мощной машины оказался приятным: от 7 до 11 л/100 км. Связь по педали газа тут линейная и понятная, как и принято у машин с электрическим приводом. Удивительно, но при схожем уровне заряда батареи, М7 показался даже более «живым», чем М5. Резкие ускорения давались легко, и это несмотря на меньшую мощность и больший вес. Управляемость кроссовера на хорошем уровне: похожа на Lixiang, но проще, чем в Lynk & Co. Разница между настройками электроусилителя, которые жестко привязаны к режимам вождения, едва уловима.
Есть два параметра, которые Aito M7 при очередном рестайлинге следовало бы улучшить. Первое, это шумоизоляция. Когда вы просто сидите в неподвижной машине, улицу слышно больше, чем в М5. Хотя двойные стекла также есть и спереди, и сзади. При этом на скорости ситуация никак не ухудшается, шум от колес не донимает, можно спокойно разговаривать с пассажирами обоих рядов, не повышая голос.
Второй момент, который точно нужно «прокачать», это плавность хода. Переднюю подвеску по сравнению с «эм пятым» упростили: вместо двухрычажки тут стойки Макферсон. Городские неровности и ямки всевозможных размеров М7 проходит жестко. И за время теста к этому так и не удалось привыкнуть. Хотя родственный DFSK ix7 настроен иначе, и сглаживает неровности гораздо более охотно.
Сюда же явно просится пневма: все-таки от крупного кроссовера с семейным уклоном ждешь большей плавности хода. На обновленном М7 в Китае уже появились амортизаторы, меняющую жесткость в зависимости от дорожных условий. Стала ли такая машина действительно мягче, остается вопросом.
Еще один спорный момент, напоминающий М5 — это работа адаптивного круиз-контроля. Настроен он не лучшим образом, даже на минимальном уровне дистанции (первый из четырех) расстояние до впередиидущего автомобиля слишком большое, а ускорения часто проходят с рывками. Удержание в полосе тоже работает не слишком плавно. В Китае продвинутая версия с лидаром на крыше должна ехать интереснее, такой автомобиль даже умеет реагировать на светофоры.
Вечером ездить на М7 комфортно, тут хорошая головная оптика, к обзорности вопросов нет. Салон наполняется красивой подсветкой, есть проекция логотипа из зеркал.
Видео Aito M7: обзор и тест-драйв
Что в итоге
На российском рынке гибридный Aito M7 доступен в двух комплектациях: Luxury и Flagship. Максимальная отличается более крупными колесными дисками, доводчиками дверей и зарядной станцией, которая идет в комплекте. На момент съемки обзора эти версии стоили 6,74 и 7,19 млн рублей соответственно.
Прямых конкурентов у Aito M7 в России просто нет. По крайней мере среди тех машин, которые поставляются официально и имеют гарантию. Можно вспомнить новый Exeed VX (6,5-6,7 млн рублей), который также предлагает 6-местную версию, но не имеет такой мощности и возможности зарядки от розетки. Кроссоверы Lixiang L7 и L8 с точки зрения опций и ходовых качеств выглядят интересно, но с их обслуживанием все-таки есть нюансы.
Поэтому для своего бюджета M7 является уникальным предложением. В идеале стоит улучшить шумоизоляцию, плавность хода и перенастроить адаптивный круиз-контроль. И нет сомнений, что все спорные моменты в Huawei учтут. Компания активно откусывает свой кусок автомобильного пирога, и уже добилась немалого успеха на домашнем рынке.
К примеру, за первые три месяца 2024 года в Китае продано больше Aito M7, чем Lixiang L7 и L8 вместе взятых (69 тысяч штук против 53 тысяч). Как сложится судьба премиального бренда на российском рынке, покажет время. Пока что в этой битве с явным перевесом лидирует неофициальный «Лисян». Помочь «раскачать» российские продажи должен и флагманский Aito M9 — он тоже будет продаваться официально, но дебют состоится не раньше второй половины года.
Роман ЯРОВОЙ (@rvr50), фото и видео автора