Несмотря на заметный рост продаж новых автомобилей в 2024 году, перспективы на будущее остаются туманными. Предпосылок для дальнейшего роста пока нет, при этом российская дилерская сеть, по мнению экспертов, остается сильно избыточной. Учитывая спад продаж и усиление конкуренции, кажется, что не все китайские бренды смогут выжить в России – в 2024 году уже закрылось в 2,4 раза больше шоурумов, чем в 2023-м.
Число закрытых автосалонов выросло в 2,4 раза
В 2024 году продажи новых автомобилей на российском рынке выросли на 48,4%, до 1,57 млн единиц. Практически две трети из этого объема приходится на бренды из Поднебесной. И несмотря на рост рынка, в 2024 году закрылось 449 шоурумов китайских брендов, что в 2,4 раза превышает показатели 2023 года, подсчитали эксперты «Газпромбанк Автолизинг» и «АвтоБизнесРевю».
При этом они отмечают, что дилерский бизнес был и остается долгосрочной историей, в которой инвесторы продолжают надеяться на лучшее. Возможно именно поэтому дилерские сети по целому ряду марок выросли. Всего же в 2024 году открылось 964 новых салона китайских брендов.
Рост количества шоурумов зафиксирован у таких брендов, как Chery, Geely, Haval, Changan, Omoda, Jaecoo и Jetour. А в топ-10 китайских брендов по размерам сети отрицательную динамику показали Exeed, FAW и JAC. Эксперты отметили, что все эти три бренда не выполнили планов продаж по году, а их импортеры увеличивали давление на дилеров. Последняя марка к тому же решила разделить торговые точки на три категории (в зависимости от размеров салонов и форматов их работы) и сообразно этому выплачивать бонусы. Все это не добавляет стабильности бизнесу в нынешних условиях, указали эксперты.
При этом прогнозы на 2025 год пока что нельзя назвать сильно оптимистичными. После повышения утильсбора, поднятия ключевой ставки и ослабления курса рубля темпы роста рынка снизились, что наглядно показали результаты продаж ноября и декабря. Цены на новые автомобили будут расти и дальше, а конкуренция усилится. Это значит, что не все бренды смогут пережить это непростое время. Часть китайских марок российский рынок может покинуть.
— С учетом нынешних небольших объемов рынка и отсутствия предпосылок к росту российская дилерская сеть остается сильно избыточной. Примерно такой же она была в 2012-2013 годах, когда авторитейлеры еще продолжали строить планы бизнеса в расчете на 3-3,5 миллиона сделок в год. В этом свете сотни салонов в 2025 году ждет новое переформатирование или выход из бизнеса, а общий размер сети по итогам года может вновь сократиться до уровня ниже четырех тысяч точек, – отметил Александр Корнев, руководитель Управления по работе с импортерами «Газпромбанк Автолизинг».
Какие китайские бренды могут покинуть Россию
Логичнее всего предположить, что под ударом окажутся китайские бренды, которые показали небольшие объемы продаж. Однако и тут могут быть исключения. Достаточно вспомнить марку Lifan, которая в России была крайне популярной, но в итоге прекратила свою деятельность.
Показательную статистику на тему будущего автобрендов привел в своем Telegram-канале автоэксперт Олег Мосеев, ранее возглавлявший Российскую ассоциацию автодилеров. Он сравнил планы по продажам, которые китайские марки давали в конце 2023 года, с фактическими результатами продаж 2024 года.
Некоторые бренды даже сумели перевыполнить собственные планы. Среди них Geely, Belgee и Jaecoo. Но многие не смогли реализовать и треть от своих планов. Среди таких марок BAIC, Dongfeng, Kaiyi, Livan, SWM, Forthing, Wey и Ora. Два последних бренда хоть и представлены только гибридами и электромобилями, но находятся под крылом компании Great Wall, так что об их судьбе с высокой долей вероятности можно не беспокоиться.
У компании Dongfeng продажи в процентном отношении выросли, хотя в абсолютных числах они невелики (1 555 шт.). При этом из запланированных на 2024 год восьми новинок вышло только три. Однако компания давно присутствует на российском рынке и в перспективе 2025 года ей вряд ли что-то угрожает. Тем более, что родственный премиальный бренд Voyah добился в России успехов.
А вот про бренд Evolute, также относящийся к «Моторинвесту», ходят разные слухи. Фактические продажи (1586 шт.) также заметно отличаются от ранее озвученных планов, когда предполагалось реализовать порядка 12 тысяч машин. При этом бренд планирует наращивать продажи и в дальнейшем развивать локализацию, в том числе таких компонентов, как электромоторы и тяговые батареи.
— Мы активно занимаемся подготовкой цеха сварки и окраски, что позволит увеличить долю локализованных компонентов в наших автомобилях, – такой комментарий дали представители бренда «Российской газете» в декабре 2024 года.
***
Не лучшим образом обстоят дела и у всех брендов завода «Автотор». Продажи BAIC, Kaiyi и SWM оказались далеки от плановых показателей. Также эксперты компании «Газпром Автолизинг» сообщили, что BAIC и Kaiyi за 2024 год вошли в число марок, у которых состоялось больше закрытий шоурумов, чем открытий. Хотя бренд SWM вошел в топ-10 по числу новых шоурумов, открытых за 2024 год (плюс 42 шт.).
Впрочем, сворачивать свою деятельность в России все эти бренды не собираются. В 2025 году BAIC планирует расширить модельный ряд, и в шоурумах уже начали появляться рамные внедорожники BJ60. Всего в течение года должно выйти три новые модели из внедорожной линейки BJ. Также не исключено появление полноприводной модификации кроссовера BAIC X75.
Kaiyi также готовится обновить модельный ряд в России. На 2025 год запланирован выход полноприводной модификации кроссовера X7, а также обновленного X3.
Компания SWM ранее прямо заявила, что с российского рынка уходить не собирается, а в перспективе объем производства должны нарастить до 40 тысяч штук (в 2024 году продано 1738 шт.). К началу лета компания планирует представить в России компактный кроссовер SWM G03F. Он будет доступен в бензиновом и гибридном исполнениях.
***
Среди брендов, про которые ходят слухи об уходе из России, нередко фигурирует и компания Livan. В 2024 году закрытия шоурумов тут тоже превышали открытия, а продажи составили 3683 шт. Однако руководство бренда опровергает слухи о возможном уходе.
— Что касается комментария о нашем возможном уходе с российского рынка, то мы с уверенностью смотрим в будущее Livan в России. Наша основная цель сейчас — доходность дилеров и наша стратегия на будущий год опирается именно на нее… Да, наши продажи сейчас не велики, но поддержка штаб-квартиры и партнеров, надежность и качество наших автомобилей дают нам возможность уверенно стоять на ногах и стремиться к устойчивому развитию», – сообщил «Российской газете» исполнительный директор ООО «Ливэн Моторс Рус» Кун Шуай.
Напомним, что на данный момент продуктовая линейка Livan в России состоит из трех автомобилей, которые представляют из себя переоформленные модели Geely. В 2025 году компания планирует представить на нашем рынке рестайлинговые кроссоверы X3 Pro и X6 Pro, а также новую гибридную модель.
Российские продажи компании Foton в 2024 году также оказались небольшими — 767 шт. Однако в 2025 году линейку моделей планируется расширить, также не исключена локализация пикапа Tunland. Подробнее обо всех планах «Китайским автомобилям» рассказал бренд-директор Foton в России Александр Паршутин.
А вот компания Skywell из России, возможно, уже ушла. По крайней мере на данный момент все выглядит именно так. Прайс-листов на официальном сайте нет, а последние записи в соцсетях появились в мае прошлого года. Пресс-служба бренда на запросы «Китайских автомобилей» не отвечает. Всего за 2024 год в России было продано 210 автомобилей Skywell.
***
Само собой, озвучиваемые планы китайских брендов еще не гарантируют то, что компаниям удастся добиться успеха, увеличить продажи и закрепиться в России. Ситуация на российском рынке меняется очень динамично, и часть марок в 2025 году его действительно может покинуть. Вместе с этим в России появятся и новые китайские бренды. Первыми ласточками тут станут Exlantix, Rox и Avatr.
Роман ЯРОВОЙ (@rvr50)