И вот подоспел первый в новом году выпуск нашей исторической рубрики. Китайский автопром постоянно преподносит сюрпризы, и этот раз — не исключение. Заканчивая третий выпуск про автомобили «Шанхай», совершенно неожиданно было открыть тот факт, что у них были и свои подражатели от других заводов. Поэтому я представляю вам неожиданный и незапланированный четвертый выпуск про автомобили «Шанхай». Однако речь здесь пойдет о его производных с других, маленьких производств.
Стоит сразу прояснить, что сторонние заводы делали на базе «Шанхаев» исключительно универсалы. Автомобили с таким кузовом сами по себе были весьма редки на территории Китая и не особо котировались среди местного населения, так как при возможности люди старались брать исключительно седаны. Однако это не значит, что универсалов совсем не было. И ранние образцы компаний Haima и Yunbao — тому живое доказательство, но о них в следующий раз. Хоть универсалы создавались многими маленькими компаниями, стоит отметить, что общие тиражи были очень низкими. Мы познакомим вас с некоторыми заводами, которые выпускали эти универсалы.
Shanghai Shenlian Special Purpose Vehicle Co. LTD
Компания «Специальные автомобили Шэньляня» была основана 8 августа 1988 года. В 1991-м она была переименована в «Шанхайская промышленная компания специального назначения в Шэньляне». В 1994 году компания прекратила свое существование. За эти годы Shenlian поглотил многие другие компании, в том числе автобусный завод Huguang в 1988-м и Шанхайский завод автомобильных двигателей в 1992-м.
Универсалы Shenlian производились до 1989 года – сначала на базе SH760B, а затем — SH7231. Как раз в 1989-м в Китае изменился способ индексации автомобилей, в них стало не три цифры, а четыре.
- История китайских автомобилей: от СССР до стран Запада. Как «Варшава» стала «Шанхаем»
- История китайских автомобилей: от СССР до стран Запада. Как «Шанхай» стал «помесью осла с овцой»
Все модели Shenlian были оснащены 2,3-литровым двигателем 682Q с рядной шестеркой от моделей SH760B и SH7231. Задние фонари были позаимствованы у Guangzhou-Peugeot SW8. Стоит особо отметить, что такие фонари были замечены почти на всех универсалах «Шанхай», которые производились разными заводами.
Anting Bus Works
Фирма Anting Bus Works была основана в 1972 году. Изначально она занималась переоборудованием фургонов под своим брендом Jinlu. Позже там сфокусировались в меньшей степени на создании автомобилей и в большей — на выпуске электрических компонентов для них. После некоторых изменений названия, фирма стала известна как «Шанхайский завод автозапчастей «Аньфэн».
Anting Bus Works выпустили две версии шанхайских универсалов — обе на базе SH7231. Первый экземпляр был 5-местным и известен под названием SA5020XJС. Второй обладал большей уникальностью, был 7-местным и обозначался SA5020XGA. Обе версии были также проданы под брендом Jinlu. Однако производственные показатели были очень низки, и было выпущено только порядка 100 экземпляров в 1991 году.
Kunshan Xindong Auto Refit Works
Авторемонтный завод в городе Куньшань был подразделением завода Shenlian. Они производили специальные версии шанхайских универсалов для полиции и грузовых перевозок. Интересный факт — Xindong был ответственным за прототип автомобиля Santana MPV. Этот автомобиль представлял из себя переделанный седан Volkswagen Santana, из которого сделали минивэн.
Как и в случае с автомобилями Shenlian, все Xindong были основаны на SH7232. Производственные показатели были крайне скромны: всего 13 единиц выпущено в 1991 году. Похоже, машины Xindong получили уникальную переднюю часть с отсутствующими приподнятыми «бровями» вокруг фар. Xindong также выпустил грузовую версию SQL5027. Задние фонари здесь стоят уникальные, созданные самим заводом, они не похожи на те, которые устанавливались другими заводами.
Shanghai No. 3 Auto Chassis Works
Shanghai No. 3 Auto Chassis Works был основан в 1977 году в результате слияния нескольких других производителей шасси. Это произошло в попытке оптимизировать автомобильную промышленность Китая. Они также произвели некоторое количество универсалов на базе Шанхая, продавая их под индексами SQL5024X и SQL5029X.
Машины скорой помощи
Как вы уже знаете из материала по пикапам, Шанхайский автозавод поручил компании «Локомоторс» спроектировать пикапы на базе SH760B. Однако британская компания также получила заказ на разработку навеса для пикапа SH760C / SQ110, чтобы превратить его в машину скорой помощи.
В 1989 году компания Shenlian выпустила машину скорой помощи под названием SQL5020XJH. У этого экземпляра крыша была несколько выше, чем у варианта от Locomotors, и выше, чем у других универсалов «Шанхай», а также использовались уникальные задние двери и стекло.
- История китайских автомобилей: от СССР до стран Запада. Как в КНР появилась первая легковушка
- История китайских автомобилей: от СССР до стран Запада. Как в КНР появился первый грузовик
В 1991 году Shenlian снова сделал машину скорой помощи под индексом SQL5020XJH. Это был обычный универсал с высокой крышей, но в нем сохранились двери и окна стандартных автомобилей. Этот экземпляр основан на более позднем SH7221 (SH760B).
***
На этом материал по автомобилям Shanghai, пожалуй, закончен. Впрочем, как показывает практика, лучше не зарекаться, ибо вполне может всплыть новая информация о еще более штучных экземплярах этой культовой модели.
Андрей ТРУБИН (vk.com)