В России достаточно популярны полноприводные микроавтобусы и фургоны. Речь идет, в первую очередь, о легендарном УАЗ-452, выпускающемся с 1965 года. Однако мало кто знает, что попытка создать свою «буханку» имела место и в Китае.
Как известно, советские полноприводные микроавтобусы и фургоны УАЗ-450 выпускались с 1958 года. При этом в качестве колесной базы использовалось шасси от ГАЗ-69. Столь удачный опыт не могли не заметить в Китае, и уже к 1965 году подготовили собственный вариант на шасси знаменитого армейского внедорожника Beijing BJ212.
Модель получила наименование Beijing BJ213 и отличалась достаточно грубыми формами. Кроме того, у модели отсутствовали двери, крыша и даже стенки кузова. По сути, весь автомобиль накрывался тентом, что и служило основной защитой от непогоды. Особенно интересно, что в таком виде BJ213 скорее напоминал советский опытный сельскохозяйственный автомобиль ИМЗ-НАМИ-А50 «Белка» образца 1955 года с мотоциклетным двигателем, чем УАЗ-450.
По всей видимости, BJ213 так и не поступил в производство, однако в целом концепция была признана успешной, особенно на фоне дебюта в 1965 году модернизированного УАЗ-452, быстро завоевавшего популярность в Советской Армии и многих государственных службах. Кроме того, у модели был высокий экспортный потенциал. В совокупности это давало привлекательный для Китая автомобиль, который мог бы стать «рабочей лошадкой» в сельском хозяйстве и армии.
***
Однако история китайской «буханки» сложилась несколько иначе. В том же 1965 году на свет появился микроавтобус, именующийся в западной журналистике как Beijing 4×4 FC, хотя фактически это развитие BJ213. Смеем предположить, что именно этот индекс и использовался для обозначения модели (впрочем, он мог быть дополнен буквенными аббревиатурами). Экстерьер этой машины, впрочем, напоминал не УАЗ, а скорее латвийский РАФ-977. Судите сами:
***
В 1974 году на Пекинском авторемонтном заводе Dongcheng наладили производство полноприводного микроавтобуса Beijing BJ421. Именно эта машина внешне была наиболее близка к отечественному УАЗ-452. Как можно заметить, модель все равно имела грубоватые рубленные формы, обусловленные слабым развитием китайской автопромышленности. Снаряженная масса – 1950 кг, в то время, как отечественный УАЗ-452 весил 1 760 кг.
***
Как и в случае с Beijing BJ212, у машины появились свои аналоги от других заводов, но на том же шасси. Например, военный Changzheng («Долгий марш»). Не совсем понятно, когда эта машина появилась. Впервые ее запечатлел английский энтузиаст Оливер Барнхэм в январе 1975 года, когда посещал Пекинский автозавод. Тогда же ему сказали, что Changzheng не очень стабилен на дороге, а мощности его мотора недостаточно для преодоления тяжелых препятствий. Обратите внимание на характерные квадратные черты этой машины.
Во время китайско-вьетнамской войны 1979 года на фотографиях военкоров западные журналисты обнаружили военный грузовичок Beilu, выпускавшийся компанией Beilu Automobile Manufacturing Co. В первую очередь бросается в глаза необычное оперение модели с характерной решеткой радиатора, напоминающей таковую у ГАЗ-66.
***
Все вышеперечисленные микроавтобусы так и не обрели должную популярность в Китае, которую получил Beijing BJ212, на чьей ходовой части они базировались. Кроме того, все они имели стандартный 2,5-литровый двигатель BJ492Q с явно недостаточной мощностью в 75 л.с. Мы не знаем до какого времени они производились и в каком количестве, однако косвенные признаки указывают, что собирались они недолго, а их тираж вряд ли превышает несколько тысяч экземпляров.
Впрочем, отсутствие у китайской «буханки» сколь-либо культового статуса ни разу не умаляет достижения китайского автопрома. На данный момент в КНР есть минивэны/микроавтобусы/большие универсалы любых размерностей и с любым типом привода. В России же, неоднократно модернизированные УАЗ-452, выпускаются по сей день. И единственным реальным конкурентом модели выступает ГАЗ «Соболь» 4х4, который, впрочем, сильно дороже легенды отечественного автопрома.
Андрей ТРУБИН, редактор страницы «Китайских автомобилей» в соцсети «ВКонтакте»
Be the first to comment on "История китайских автомобилей. Как в КНР свою военную «буханку» делали"