Топ-10 китайских автобрендов, которые рванут вперед на российском рынке. Мнение Андрея Дорофеева

GAC Aion S 460

Согласитесь, всегда относительно несложно рассуждать об итогах года, наметившихся трендах и произошедших событиях. И совсем другая история – пробовать составлять прогноз на будущее. Даже если это самое ближайшее будущее – Год Зелёного Деревянного Дракона, который наступает 10 февраля.

Дракон, как известно, персонаж мифический, занимающий особое место в китайском фольклоре, и обещает подкинуть нам немало сюрпризов. Поговорим в этой статье о тех китайских автомобильных брендах, которые способны стать настоящим сюрпризом для всего российского рынка уже в ближайшие месяцы.

баннер рубрика колонки Андрея Дорофеева

В этот раз ваш покорный слуга составил шорт-лист из тех производителей, которые могут серьёзно повлиять на конъюнктуру нашего авторынка, а для кого-то и вовсе стать «чёрным лебедем». Итак, начнём.

Ай, да «Айто»! Ой, «Вэй»!

Прошлой весной мне лично посчастливилось познакомиться с премиальными гибридами Aito в шоуруме, который разместился в аутлете электроники Huawei в крупном торговом центре китайского города Нанчанг. Кроссовер Aito M7 настолько понравился, что самому захотелось владеть таким красавцем. Есть в нём что-то от аристократичного Range Rover. Не даром этот холёный красавец стал автомобилем 2023 года в КНР.

aito m7

Гибридный кроссовер Aito M7

А прошлой осенью четырёхколёсные гаджеты «Хуавея» появились официально и в Москве. Правда пока две модели – M5 и M7. Хотя в Поднебесной уже продаётся и новейший флагман M9 (уверен, и его скоро привезут к нам). И появились красавцы AITO не в магазинах бытовой техники типа «М-Видео» или «Технопарка», а у классического дистрибьютора премиум-машин – АО «МБ Рус», ранее известного как AO «Мерседес-Бенц PУC», со всей прилагающейся инфраструктурой (включая сборочную площадку в подмосковном Есипово – не этих ли «китайцев», кстати, планируют собирать на бывшем заводе MB?) и силой розничных продаж его акционера – ГК «Автодом».

Для Aito, безусловно, это большое преимущество иметь в российских партнёрах такого авторитетного игрока, как бывшие мерседесовцы. И, если китайцы будут оказывать надлежащую поддержку русскому импортёру: переведут панель приборов на русский язык, подключат все цифровые функции автомобиля и для российских пользователей, обучат местных сервисмэнов и продавцов, как это делал офис MB, и будут осуществлять надлежащее гарантийное обслуживание, то на пьедестале премиальных «электричек» и гибридов в РФ неминуемо произойдут перестановки в пользу этого игрока. Ибо и розничные цены кроссоверов Aito вполне конкурентные для этого сегмента (от 5,3 до 7,5 млн рублей), и качество надлежащее, и дизайн симпатичный, и набор опций достойный.

***

В этот же ценовой коридор метит и ещё один премиальный бренд. Ранее я писал о том, что в фарватере материнских брендов на наш рынок начнут приходить их суббренды как с ДВС, так и на электромоторах, и с гибридными силовыми установками. Топ-менеджеры Great Wall Motor, посмотрев на статистику продаж в России (а вернее, на успех «параллельно» ввозимых гибридов Lixiang – в 2023 г. было продано почти 5 000 штук!), решили, что рынок более чем готов для гибридных моделей премиального сегмента, и приняли решение официально выводить на наши просторы свой уже пятый по счёту суббренд (если я правильно сосчитал – после флагманского Haval, вполне яркого старта внедорожников Tank, эксцентричных Orа и пикапов Poer) – премиальные кроссоверы Wey.

А вдруг прокатит? И, в отличие от супернишевых Ora, у Wey больше шансов на успех в РФ, так как рынок премиальных «электричек» и гибридов в России уже вскрыли для них другие китайские «ледоколы» — не только Lixiang, но и Voyah, Hongqi, Zeekr. Ведь следом за пионерами всегда легче идти последователям по протоптанной дорожке.

Wey 05 сбоку спереди

Гибридный кроссовер Wey 05 / Coffee 01

На фоне отсутствия в нашей стране официального представительства Zeekr и Lixiang, а также невнятного продвижения офисом Hongqi своих «премиалок», Voyah, отгрузивший клиентам более 4 тысяч электрокроссоверов Free и электровэнов Dream, выглядит чуть ли не единственным официальным конкурентом Wey в России. Из преимуществ у суббренда Wey перед своими конкурентами – это полноценное представительство производителя, крупнейшая дилерская сеть в РФ, отлаженная на Haval инфраструктура послепродажного обслуживания и.. сборочный заводик в Тульской области, использование которого может позволить «Мотору Великой Стены» поиграть розничными ценами на понижение, чтобы добиться роста продаж уже в текущем году.

Что скажете? Достаточно у Wey аргументов, чтобы растолкать локтями пионеров китайского автопремиума, которые уже освоились в России? А если я добавлю, что на своём родном рынке Wey представлен ещё и компактным кроссовером с чисто бензиновым мотором, а также полноприводным гибридным минивэном, которые московский офис GWM в теории также может привезти для расширения своего присутствия в РФ?! Вот и я о том же. Возможно, у Wey перспектива продаж даже ещё интереснее, чем у Aito.

Как бы то ни было, но оба эти премиум новичка однозначно не останутся незамеченными в сводной статистике регистраций электронных паспортов ТС. По моей оценке, российские дилеры и Aito, и Wey способны будут продать в 2024 г. от 3 до 5 тысяч машин каждого бренда, если в нашей стране не произойдёт никаких форс-мажоров.

«ГАК» сейчас спою

Кстати, о премиальных минивэнах. Первым китайским брендом, который привёз в Россию стильный бизнесвэн был GAC Motor в ковидном 2020-м. А вот спустя 4 года автомобильная корпорация из Гуанчжоу грозится выкатить на суд искушённой российской публики свежайшую вариацию MPV на тему Toyota Alphard – премиальный 7-местный M8.

минивэн GAC GN8 (M8) нового поколения

Минивэн GAC M8 нового поколения / фото из базы минпрома КНР

Однако, ни в 2020-м, ни тем более в 2024-м, когда в России можно купить минивэны и Voyah (Dream), и Zeekr (009), и FAW (Bestune M9), и Hongqi (HQ9), одним минивэном эту войну не выиграть. Тем более, что на весь сегмент в 2023 г. пришлось всего 5400 проданных MPV (чуть более 0,5% рынка). Но вот ранее московский офис GAC Motor пообещал значительно освежить свой модельный ряд и привезти в наши пенаты, помимо своего «Альфарда», стильные кроссоверы Emqoo и GS3 нового поколения. С таким набором уже можно пойти и в атаку – атаку на лидеров российского авторынка.

В продолжение гибридной темы, к этой компании моделей я бы на месте китайских менеджеров рискнул добавить ещё новейший внедорожный подключаемый гидрид GS8 (в КНР его продают как модель ES9), так, чтобы Lixiang, Voyah, Aito и Wey не расслаблялись, а также вывел седан Empow – это отличная замена Toyota Camry и Kia Optima, кстати. Но даже без лифтбека и гибрида ES9 модельный ряд GAC Motor будет достойно выглядеть в 2024 г. на фоне других китайских конкурентов. А если вдруг ещё и начнёт собирать свои бестселлеры на российских автозаводах (ранее наши СМИ сообщали о том, что GAC Motor активно присматривается к сборочным площадкам — под Петербургом и в Калуге), то весь этот комплекс мер позволит этой автомобильной марке зайти в топ-10 брендов на российском рынке.

***

Напомню, что ранее компания «Автомаркетолог» публиковала прогнозы продаж китайских автомобилей на 2024 г, в соответствии с которыми менеджеры GAC Motor запланировали отгрузить клиентам в России целых 20 000 машин. При этом в ушедшем году ГАКи едва дотянули до 3000 штук. Т.е., если верить этому прогнозу, то продажи южан должны будут взлететь примерно в 7 раз. Реально ли это? Более чем. Главное – чтобы китайцы сами не наступили себе на хвост. Посмотрите на успех недешевого Exeed (продано 42 000 шт. в 2023 г.), угловатых «Танков» (продано 13 000 шт. всего двух моделей) или той же дерзкой Omoda, взявшей Россию фактически с одной удачной моделью —  42 000 проданных кроссоверов. А чем GAC хуже?

планы по производству и экспорту китайских автомобилей в России в 2024 году

Планы по производству и экспорту китайских автомобилей в России в 2024 году / презентация компании «Автомаркетолог»

Ведь помимо бензинового модельного ряда у корпорации из Гуанчжоу есть ещё и выделенный в отдельное подразделение электрический суббренд Aion, который пока не касался официально земли русской, но параллельно некоторые модели уже начали появляться у дорожных «бета-тестеров» в наших городах. Для рынка КНР корпорация из Гуанчжоу производит очень приличные кроссоверы Ayon Y и Aion LX, седан Aion S, который является де-факто одним из лидеров продаж в сегменте электротакси, и даже суперкары Hyper (правда, маловероятно, что их будут импортировать по официальным каналам, и, кстати, они выделили Hyper в отдельный суббренд суперкаров).

GAC Aion S 460

На фото: это первый электромобиль GAC, который мы смогли протестировать в России / фото Алексей Швайкова

Если всё-таки топ-менеджмент GAC Motor принял окончательное решение повернуться лицом к российскому рынку, то электрические модели Aion могут приехать в ближайшее время уже в официальном статусе через московского дистрибьютора и немного подвинуть и Evolute, и Moskvitch, а также всех прочих «параллельных электричек». Всё-таки рынок электромобилей в России растёт семимильными шагами, и все китайские автопроизводители внимательно следят за развитием ситуации с электромобильностью у нас, а некоторые не прочь и поучаствовать в этом хайпе на ранней стадии.

А ну-ка, песню нам пропой, «Восточный Ветер»

Если с EV у корпорации DongFeng всё более-менее удачно складывается в РФ – суббренд Voyah (и Evolute иже с ним) в топе российских продаж электрокаров, то вот с продажами ДВСных машин у «Восточного Ветра» ни в прошлой жизни, ни после начала СВО не задавалось. За весь бурный 2023 г. в России было зарегистрировано менее 700 новых легковушек DongFeng, что сложно назвать успехом для массового бренда. Может, дело в его названии? Да вроде нет. Дело в менеджменте. Видимо, китайские менеджеры расписались в своей беспомощности, посмотрели на то, как лихо справляются с выводом на рынок новых марок их русские партнёры, и решили отдать всё на откуп компании «Моторинвест» — официальному дистрибьютору Evolute, Voyah, M-Hero и теперь ещё и DongFeng.

Седан Dongfeng Aeolus Shine Max спереди сбоку зеркало

Седан Dongfeng Aeolus Shine Max

Результатом объявленной в прошлом году помолвки корпорации DongFeng и «Моторинвеста» стало появление на российском рынке приличного модельного ряда, за который не стыдно продавцам: помимо стильного седана Aeolus Shine Max, доступного кроссовера 580 и дизельного пикапа DF, дистрибьютор приступил к продвижению молодёжного кросс-купе DFSK iX5 и 7-местного кроссовера DFSK iX7. При этом сборку последние двух моделей компания запускает не на своём родном сборочном заводе в Липецке, а на конвейере «Автотора» в Калининграде. И это только начало, ибо прошлой осенью DongFeng и «Моторинвест» пообещали стремительно увеличить модельный ряд – привезти восемь новейших моделей.

Фактически русско-китайский дуэт взялся вывести на рынок линейки двух отдельных суббрендов «Восточного Ветра»: Aeolus и DFSK. Так, в семействе Aeolus должны появиться три кроссовера: AX7, Mage и Huge. А у DFSK к имеющимся двум добавятся ещё парочка кроссоверов 500-й и 600-й. «Куда им столько кроссоверов в одном лукошке?» – справедливо спросите вы. «Не знаю, куда», — отвечу вам искренне я. Налицо откровенный потребительский каннибализм в ближайшем будущем. Но не стоит искать логики там, где её не может быть. Таково решение менеджеров DFM и «Моторинвеста», а правильное оно или нет, мы увидим очень скоро. В любом случае с десятком разных моделей им грозит наконец-таки освоится в топ-10 российского рынка. Озвученная цель этого тандема на 2024 г. — 30 000 проданных легковушек всех трёх брендов, DongFeng, DFSK и Aeolus.

Балтийский берег – волны и туман

Возвращаясь к Калиниграду, хотелось бы отметить одну историю. Когда-то, до кризиса 2008 г., в нашу страну поставляли самые разные китайские грузовики, среди которых был и такой бренд – JMC. После введения в нашей стране экологического стандарта «Евро-4» импорт грузовиков корпорации Jiangling Motors остановился, но на дорогах России время от времени и сейчас можно заметить этих «ветеранов». И вот, бренд JMC предпринял вторую попытку войти на наш рынок уже с местным индустриальным партнёром.

JMC Vigus «Автотор» сбоку спереди

Первый пикап JMC Vigus на заводе «Автотор»

Как, возможно, помнят многие читатели, в прошлом августе команда «Автотора» презентовала комтранс из трёх машин JMC, включая дизельный пикап Vigus. Не то, чтобы это прям сильная заявка JMC и «Автотора» на медаль, но помимо пикапа у JMC есть в обойме очень приличные дизельные и бензиновые внедорожники и пикапы JIM (результат кооперации с Ford и Isuzu), а также легковые «электрички» JMEV, созданные в сотрудничестве уже с корпорацией Renault. И если «Автотору» удастся расширить модельный ряд JMC за счёт качественных моделей из обоймы Jiangling Motors Corporation (либо под самим брендом JMC, либо под российским зонтичным брендом Amber, о котором производитель заявил совсем недавно), то результаты продаж по итогам 2024 г. смогут удивить всех. Ну, а как вы прекрасно понимаете, в интересах «Автотора» как производственной компании могут быть только какие-то значимые проекты, продажи которых измеряются тысячами единиц.

Осталось только дождаться, когда рассеется туман вокруг бренда JMC и Amber.

***

Ещё одним таким брендом, собираемым на площадках «Автотора», который может «выстрелить» в 2024 г., является SWM — китайские паркетники с итальянской историей. Собственно, итальянского в них ничего уже не осталось, кроме разве что самого названия. А вот всё остальное — чисто китайский новодел.

Кроссоверы SWM G05 Pro сбоку спереди

Кроссовер SWM G05 Pro / фото Романа Ярового

Изначально продвигать этот бренд в России планировал известный московский дилерский холдинг ГК «Обухов». Но либо обуховцы переоценили свои возможности в качестве дистрибьютора и решили сконцентрироваться исключительно на дилерском бизнесе, либо недооценили сам бренд. И в результате развивать продажи вместе с производством в Калининграде приняли на себя обязательства смелые балтийцы. Не стоит обращать внимание на то, что в 2023 г. было зарегистрировано в ГИБДД всего 35 автомобилей этого бренда. Калининградцы ещё толком не приступали к продвижению этого итало-китайского бренда. Но планы на этот год у «Автотора» большие: и дилерскую сеть развить, и продажи показать – целых 15 000 штук, если верить информации «Автомаркетолога».

Чем же они будут крыть? Модельный ряд у SWM откровенно скудноватый, поэтому в первую очередь крыть, конечно же, будут ценой. Сейчас стоимость двух моделей G01 и G05 колеблются у дилеров в диапазоне 2,1-2,6 млн рублей – это одни из самых доступных китайских кроссоверов в России. И на фоне регулярно дорожающих конкурентов это предложение вполне может сыграть на руку этому новому бренду. А если калининградцы ещё рискнут и привезут гибридную модель Big Tiger Edi, который проезжает 1000 км на одной заправке/зарядке, то вообще смогут «порвать» рынок. Ибо позиционируется это «Большой Тигр» китайцами как самый доступный гибридный кроссовер в КНР. 5-местную версию можно приобрести в Китае всего за 99 900 юаней (примерно 1 300 000 рублей). Цена – просто огонь! Вот бы нам тут такие машины да по таким же ценам…

По меже бежит «эмжэ»

Пришествие другого бренда из КНР с европейскими корнями, который способен стать победителем негласного конкурса – «автомобильный сюрприз-2024» – началось в России несколько месяцев назад. Речь про Morris Garages, известного во всём мире как MG. Я давно ожидал, когда же этот некогда легендарный британский бренд, ставший китайским в 2005 г., наконец-таки заявится в Матушку Россию. И вот, как выяснилось совсем недавно, на Урале появился официальный импортёр MG с уже действующей сетью дилеров – от Петербурга до Красноярска.

Седан MG 5 сбоку

Седан MG5

С моей точки зрения, данный игрок обречён на успех на нашем рынке по нескольким причинам. Несмотря на то, что «Гаражи Морриса» ранее, в прошлой жизни, и не достигали особых успехов в продажах в России, сам по себе бренд известный, с историей, причём глобальной. В этом году британо-китайскому MG исполняется – внимание – 100 лет! Искренние поздравления! Во-вторых, легенду бритавтопрома вовремя спасла от исчезновения с мировой карты автопроизводителей первая корпорация Поднебесной – шанхайская SAIC, которая значительно освежила модельный ряд джентльмена MG. И в-третьих, российский дистрибьютор сразу зашёл с козырей, выложив на столе самый убойный модельный микс для российских потребителей – машин европейского качества исключительно с ДВС: базового седана MG5, «заряженного» лифтбэка MG6 и двух кроссоверов – MG HS и MG ZS. А параллельные импортёры и вовсе предлагают сейчас модельный ряд MG на выбор аж из 12 моделей из Китая, включая электрические и гибридный кроссоверы, пикапы и минивэн Maxus. Посмотрев на эти машинки с картинки, самому захотелось протестировать их в боевом режиме.

Однако, вернёмся к бизнесу MG в РФ. Если трейдерам MG получится в 2024 г. удержать цены на конкурентном уровне, то игроки других китайских брендов из топа российских продаж будут нервно поёживаться (или съёживаться) от напора новичка-старичка MG, ибо атаковать SAIC будет сегмент mass market. В прогнозах продаж на этот год ни у «Автомаркетолога», ни у «Автостата» машин MG не было, но от себя замечу, что официальный дистрибьютор намерен отгрузить на наш рынок около 5 000 штук из 8-9 разных моделей в 2024 г. Совсем неплохо для стартапа, не правда ли?

Эпилог

Ваш покорный слуга перечислил суммарно 9 брендов, которые способны наделать шуму в наступающем году Зелёного Деревянного Дракона. И на этом можно было бы остановиться. Но… есть и десятый сюрприз, способный стать бомбой, и о котором пока молчат все СМИ страны. Видимо режим информационной тишины в компании, о которой пойдёт сейчас речь, успешно сдерживает эту новость.

Вы внимательно следите за тем, как один за другим появляются суббренды у китайских лидеров в России? У рекордсмена — Chery Automobile —  я насчитал уже шесть автомобильных марок: Exeed, Omoda, Jaecoo, Jetour, а также Kaiyi и Exlantix. У Great Wall Motor их ненамного меньше: Haval, Tank, Ora, Wey, Poer — целых пять. И даже Changan пытается тестировать наш рынок разными суббрендами своей «конюшни» – Avatr, Deepal, Uni. И только Geely Auto будто намеренно прячет яркие бренды из своего ожерелья. А там есть чем похвастаться: Zeekr, Lotus, Lynk & Co, Smart, Geometry и пр. До этого года фактически в России были официально представлены только материнский бренд — сам Geely, а также возрождённый Livan (х-Lifan). И вот вам новость.

Proton X50 R3 20th Anniversary Edition спереди спортивный Coolray решетка

Логотип бренда Proton на кроссовере X50 R3 20th Anniversary Edition / фото Paultan

Как мне стало известно из достоверного источника, Geely готовит-таки к официальному выходу на наш рынок некий суббренд. Из всего перечня автомобильных марок, которыми владеет холдинг из Ханчжоу, если я правильно понимаю, им может оказаться наш старый знакомый — национальный малазийский автопроизводитель корпорация Proton, которая также стала китайской в 2017 г., правда только наполовину. Но всё же. Да-да, тот самый Proton, который пытался освоить наш рынок в нулевых со своим седаном со странным для русского уха названием. Вы удивитесь, но этот азиатский производитель жив и здоров, бодр и весел, и штампует около 150 000 машин в год из 8 разных моделей, и некоторые выглядят вполне прилично как для своего внутреннего рынка, так и для десятка экспортных рынков, включая Австралию, ЮАР и Пакистан.

С бюджетными седаном и кроссоверами Proton сможет войти в святую святых российского авторынка – территорию Lada. Вот тогда мы сможем увидеть, что такое настоящий рыночный баттл. Но это, как говорится, не точно… 🙂

Андрей ДОРОФЕЕВ, автомобильный эксперт, топ-менеджер автоиндустрии

Андрей Дорофеев

 

 

Ранее в этом блоге:

В рубрике «Блоги» мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. По вопросам создания своего блога на сайте «Китайские автомобили» пишите на autochina24@mail.ru. Номер для сообщений в Whatsapp или Telegram+79009260175.

баннер Telegram саморекламабаннер Вконтакте саморекламабаннер Яндекс Дзен саморекламабаннер Ютуб YouTube самореклама

Если вы нашли ошибку или хотите что-то сообщить редакции сайта, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

4.4 8 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Aleh
2 месяцев назад

GAC Empow — спортивные седан. Не лифтбек.

кудаш
кудаш
9 дней назад

Китайские автомобили кузова уже через года две начинает ржаветь и гниют быстро…
у них кузова не оцинкованы…
Почему китайцы не оцинкуют кузова автомобилей…

Последний раз редактировалось 9 дней назад кудаш ем
3
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: