Epic fail, или кто из «китайцев» провалится в 2024 году. Мнение Андрея Дорофеева

Haima 7X минивэн зеркало заднего вида
Эксперт не увидел широких перспектив в России у автомобилей Haima

Когда я принимался за эту статью, то полагал, что ограничусь всего 5-6 китайскими автобрендами. Но, углубившись в тему и посмотрев на результаты продаж ушедшего года, решил расширить список. Поскольку речь пойдёт не о лидерах рынка, а об аутсайдерах, то мой вариант антирейтинга можно смело назвать DOWN-10 российского автомобильного рынка 2024.

Да, друзья, согласитесь, что китайских автомобильных брендов, моделей и их модификаций стало настолько много на нашем рынке, что все уже просто перестали удивляться появлению новинок. Но самое интересное – что китайский «горшочек» автопрома всё варит и варит и продолжит выплёвывать, сорри, экспортировать к нам и в 2024 году всё новые и новые, доселе неизвестные нам марки.

баннер рубрика колонки Андрея Дорофеева

Сможет ли наш потребительский желудок всё это переварить? Сильно сомневаюсь. Именно сейчас, когда дилерские склады наконец-таки переполнены автомобилями, а покупатели не спешат выкладывать свои кровные за недешевый китайский товар, самое время прикинуть, кто из брендов не переживёт эту «кредитную» зиму, которая, по оценкам некоторых экономистов, может продлиться вплоть до нового 2025 года.

Ваш покорный слуга осмелился составить рейтинг аутсайдеров китайских марок, которые либо приостановят свои продажи, либо вообще покинут наш рынок в 2024 году. Заранее оговорюсь, что в данном рейтинге DOWN-10 мной рассматривались только те марки, которые официально представлены либо совсем скоро выйдут в России, и не учитывались все прочие бренды, которые закупают все кому не лень напрямую у китайских дилеров и самых разных трейдеров, а не производителей.

Итак, в первую очередь не повезёт электрическим брендам.

Коты задорого

Новичок автопрома Skywell стремительно разбегался по взлётной полосе российского авторынка уже в 2022 году, но в небеса продаж так и не взлетел. По итогам 2023-го продажи «электричек» этого бренда едва достигли отметки в 300 штук. Для местного дистрибьютора назвать это достижение удачей сомнительно.

С моей точки зрения, причин незначительных продаж «Небесного колодца» тут несколько. Во-первых, сам бренд слишком неизвестный, и покупатели откровенно осторожничают голосовать своим рублём за кота в мешке, рождённого у производителя телевизоров. Во-вторых, этот четырёхколёсный кот откровенно недешев. Напомню, что дилеры продают всего две модели Skywell на нашем авторынке – полностью электрическую и гибридную – по ценам около 4,5 млн рублей. И в-третьих, наш рынок сам оказался не готов к новым технологиям. Продажи автомобилей NEV (new energy vehicles) по-прежнему скудны в России и не превышают 1,5% общего рынка новых автомобилей. Возможно, Skywell просто поторопился выходить со своими продуктами к нам.

Ora на автосалоне в Шанхае

Павильона бренда Ora на автосалоне в Шанхае

Кстати, о котах. На второе место неудачников я бы поставил оригинальный «мимимобиль» — Ora. Ballet Cat? Нет, Ora 03 и GT. Да назовите эту «электрокошку» на четырёх колёсах хоть Колоссом Родосским. Но электромобиль, сильно напоминающий VW Beetle, спозиционирован китайскими стратегами-маркетологами для совсем узкой аудитории – эпатажных девочек, сторонниц ЗОЖа и ESG – и вряд ли сможет преодолеть планку в 500 машин в год. Всё-таки Россия – это страна кроссоверов, а не smart’ов с электромоторчиками. И наши девочки со мной тоже согласятся, что они увереннее и безопаснее себя чувствуют за рулём Chery Tiggo и Geely Atlas, особенно зимой. Посему Ora – это стратегический просчёт импортёра.

Не то и не тогда

Третий кот, а вернее, отъевшиеся на японских харчах котяры в мешке – это презентованные в прошедшем ноябре внедорожники Oting. Те самые с некачественной кожаной оплёткой руля и невыразительным дизайном, которые входят в концерн строительной техники Sinomach. Видимо, поэтому и дизайн у них такой угловатый.

Изначально планировавшие стартовать с продажами в январе 2024 года, «Отинги» уже сдвинули свой лонч на февраль, а по факту начнут выкатывать стоки к дилерам скорее всего не раньше марта. Ибо автомобильные трейдеры сейчас все стоят под самую завязку и брать готовы что-либо, только если китайцы за свои деньги уговорят поставить свои Paladin на консигнацию. Короче говоря, машины Oting, может, и приемлемого качества, но на рынок РФ их угораздило выходить в период охлаждения во всех смыслах. И найти хотя бы 500 покупателей на «Паладины» в этом году им вряд ли позволят рыночные условия.

Внедорожник Oting Paladin сбоку тесты

«Король вернулся, и слава будет принадлежать Oting», — убеждены в компании / фото Сергея Захарова

Следующим неудачником 2024 года имеет все шансы стать уже известный российским автолюбителям южнокитайский бренд Haima. Несмотря на то, что южане предприняли в прошлом году вторую попытку прорваться на, казалось бы, известный им всеядный рынок России, в результате выяснилось, что не так-то просто завоевать сердца и кошельки этих привередливых русских, которые любят быструю езду и немецко-японский автопром. С моей точки зрения, «хаймовцы» просчитались с модельным рядом, привезя сюда заурядный компактный кроссовер и минивэн.

Во-первых, сегмент минивэнов в РФ ненамного больше легковушек А-класса. Много золота в этом ручье не намоешь априори, каким бы дешевым, высокотехнологичным и стильным не был MPV. А во-вторых, менеджеры Haima не учли тот факт, что своим кроссовером 8S они пытаются войти в «красный океан», где все лужи уже заняты производителями кроссоверов из топ-10 российского авторынка, которые только успевают добавлять ещё и ещё стильных SUVшек к своему модельному ряду. Одна «выскочка» Omoda (более 40 000 шт. продано в 2023 г. в РФ, рост в 34 (!) раза больше по сравнению с 2022-м) чего только стоит. Вот привезли бы сюда китайцы кроссовер-гидрид Haima 6P да электрический минивэн 7Xe, глядишь, и по-другому бы карты легли в русском пасьянсе. А так, с двумя скромными модельками «Хайме» эту партию не выиграть.

Over Luxury за «оверпрайс»

Видите, мы плавно снова вернулись к кроссоверам и внедорожникам. Неужели и среди них ещё есть кандидаты на вылет из высшей российской лиги? Да, друзья мои! Но эти транспортные средства уже скорее роскошь, чем средство передвижения, которые входят в премиальную лигу китайского чемпионата автоиндустрии.

Avatr 11 обзор Иннопром в России сбоку сзади

Электрический кроссовер Avatr 11 на выставке в Екатеринбурге / фото Дениса Бобылева

Во-первых, вы возможно удивитесь, но это суперстильный Avatr. Тот самый, модели которого отрисовывал дизайнер Мэттью Уильямс, креативный директор дома моды Givenchy. Во-вторых, это ультразаряженный Yangwang с внедорожником U8. А в Китае, кстати, у этого бренда уже успел в начале года засветиться и 1000-сильный седан U7 — такой же недешёвый. (Неужели и U7 сюда, на севера, кто-то захочет импортировать на свой риск?!) И звучат-то все названия моделей у Yangwang уже как подводные лодки кригсмарине. И в-третьих, это эпатажный монстр-трак M-Hero. Все эти новейшие суббренды Changan, BYD и DongFeng соответственно, наделали много шума в прошлом году.

Причём, если Avatr официально планировал импортировать в РФ национальный дистрибьютор Changan — ООО «Чанъань Моторс Рус», а ярлык на M-Hero заполучил от китайцев не менее официальный ООО «Моторинвест», то детище BYD – внедорожник U8 – так и попадает в РФ только по параллельным каналам. Да, сейчас можно найти на классифайдах достаточно много объявлений и по «Аватрам», и по «Янгвангу», и даже по «Эм-Хироу» но официально (читай, с заводской гарантией, подготовкой к зиме, русификацией монитора и складом запчастей) их так пока никто и не завозит. Лишь «Моторинвест» гордо заверяет, что целых 100 шт. внедорожных героев на букву «М» вот-вот расставит по дилерским центрам нашей необъятной страны. Видимо следующую партию в 100 шт. ждать придется долго.

внедорожник BYD Yangwang U8 в автосалоне купить новый москва тянья спереди сбоку

Внедорожник BYD Yangwang U8 в России / фото Сергея Захарова

Проблема вовсе не в самих машинах. Все три суббренда и машины ими представленные — шикарные, даже чересчур. Over Luxury, как говорится. Как и розничные цены на них. А посему не стоит ожидать от них и выдающихся продаж в ближайшие месяцы, если не годы. А жаль. 100-200 штук в год – вот предел мечтаний этих брендов. Вряд ли это можно назвать успехом для любого автомобилестроителя, если это только не McLaren или Bugatti.

Пятый снаряд в одну воронку

Отдельно хотелось выразить большое сомнение по поводу возможного успеха очередного cуббренда Chery, который ожидается на полках российских дилеров к лету 2024 году – это, конечно же, Exlantix. «Черийцы» позиционируют этот электрический суббренд как ультрапремиальный, а значит ниже 10 млн рублей ни седан ES, ни кроссовер ET стоить не будут. Ну, и на какие объёмы продаж рассчитывают в таком случае китайцы? Они учитывали тот факт, что поляну премиальных EV в России уже освоили Voyah, Zeekr, Hongqi, Lixiang, да тот же Avatr? Расталкивать локтями этих парней будет ох как не просто российским менеджерам Exlantix.

седан Exeed Exlantix ES сбоку спереди Женевский автосалон

Электрический седан Exeed Exlantix ES на Женевском автосалоне 2023 в Катаре / фото Autohome

Полагаю, что в московском офисе Chery началось головокружение от успехов после стремительных побед с выводом на наш пустующий рынок более доступных брендов: Omoda, Jetour, Jaecoo, Exeed. Но сработает ли такая же стратегия проникновения на рынок в отношении новой электрической роскоши? Откровенно говоря, у Chery такого опыта ещё не было. А о результатах мы узнаем через год.

Если бы не одно «но»

И, наконец, последняя автомобильная марка из моего списка. Прошлой осенью в новостях автомобильных изданий прошла информация о старте продаж ещё одного нового для нас электрического бренда – это Rising Auto. Ох, и умеют же названия китайские маркетологи придумывать! Сплошь и рядом одни поэты. Однако мне так и не удалось выяснить – официальные ли это поставки от производителя или старый добрый параллельный импорт наших дилеров — отношения без обязательств, так сказать. По статистическим данным, в конце 2023 года импортёрам «Поднимающихся» удалось продать аж 5 штук этих электрокаров в РФ. Занавес!

На этом собственно можно было бы и закрыть повествование об этом бренде, всё же ясно – «тачки не зашли» русским покупателям. Что тут ещё писать? Да — машины не самые дешевые, да — уже есть большая конкуренция на рынке «электричек» в РФ, а рынок электрокаров пока маловат, да и бренд малоизвестный у нас, если не сказать больше. Если бы не одно «но».

Rising R7 F7

Премиальные электромобили Rising R7 и F7 стали доступны в России

Rising Auto – это суббренд колосса китайского автопрома – шанхайской корпорации SAIC. С моей, точки зрения, из-за тесного партнёрства с другими глобальными колоссами — VW и GM – шанхайцы до сих пор не сказали своего веского слова на рынке РФ. Но стоит им лишь немного изменить своё отношение к нашему рынку, поверьте, со своими возможностями, бюджетами и модельным рядом SAIC в состоянии подвинуть кого угодно. И Rising Auto также смог бы растолкать Voyah с Hongqi в России, если бы сам производитель разруливал дистрибуцией из своего московского офиса, а не просто посматривал из штаб-квартиры в Шанхае за тем, что там происходит с продажами своих замечательных EV в этой холодной и непредсказуемой стране. Но видимо, не в 2024 году.

***

В данной статье, я намеренно перечислил только 9 автомобильных китайских брендов – потенциальных неудачников 2024 года, оставив возможность вам, мои дорогие читали, дописать, кто может занять «почётное» 10 место в этом антирейтинге. Возможно, у вас будут свои доводы, у кого из китайских брендов не очень получается освоиться на нашем авторынке в 2024 г.

А вот кто станет newcomer’ом, который бросит реальный вызов и отвоюет свою долю российского пирога в наступившем году, несмотря ни на какие осложнения в мире и локальную конкуренцию, предложу вам на суд уже в своей следующей статье.

Андрей ДОРОФЕЕВ, автомобильный эксперт, топ-менеджер автоиндустрии

Андрей Дорофеев

Ранее в этом блоге:

В рубрике «Блоги» мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. По вопросам создания своего блога на сайте «Китайские автомобили» пишите на autochina24@mail.ru. Номер для сообщений в Whatsapp или Telegram+79009260175.

баннер Telegram саморекламабаннер Вконтакте саморекламабаннер Яндекс Дзен саморекламабаннер Ютуб YouTube самореклама

Если вы нашли ошибку или хотите что-то сообщить редакции сайта, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

5 3 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Ахтыжхрен
Ахтыжхрен
8 месяцев назад

Много несостыковок для человека столько лет работающего в атомобильной индустрии и в том числе в маркетинге. Down-10 а марок 9, еще одну сами напишите. Опять же не корректная информация: «мной рассматривались только те марки, которые официально представлены либо совсем скоро выйдут в России» и тут же Yangwang, Avatr, Rising Auto — не представлены в РФ официально. Yangwang — везут обычные серые перепродавцы, как и в целом весь BYD представлен только параллельным импортом. Тоже самое и по AVATR, вот же статья по планам Changan на 2024 https://xn—-7sbbeeptbfadjdvm5ab9bqj.xn--p1ai/2023/11/22/changan-2024/ . Rising Auto — тоже параллельный импорт. M-Hero изначально и заявлено что не более 100 автомобилей, притянуто за уши. Так что не 9 а всего лишь 5.

Так что «ограничусь всего 5-6 китайскими автобрендами», выглядит правдоподобно. но из 46 предсталенных марок на рынке РФ, думаю не велика потеря.

1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: