Автомобильный завод «Моторинвест» стал первым предприятием в России, которое специализируется на выпуске электромобилей. Производство стартовало в сентябре прошлого года, а планы, озвученные еще весной 2022-го, были крайне оптимистичными. Что происходит на заводе год спустя, как здесь собирают машины сейчас и что планируется в будущем, «Китайские автомобили» узнали в ходе мероприятия, посвященному запуску нового кроссовера Evolute i-Sky.
Планы и реальность
О перезапуске завода «Моторинвест» стало известно в начале прошлого года, а торжественный старт производства был дан уже в сентябре. Тогда сообщалось, что в 2023 году с конвейера должно сойти 10-15 тысяч электромобилей. Что же получилось в реальности?
Очевидно, что количество собранных в текущем году автомобилей будет меньше. Представители завода сообщили, что на данный момент уже собрано около 2300 седанов i-Pro и 840 кроссоверов i-Joy. Кстати, о доминирующем положении седана можно судить и по парковке с готовой продукцией, которая раскинулась вокруг завода. Основную часть составляет именно модель i-Pro, доступная только в белом цвете. Ее основными покупателями выступают корпоративные клиенты, в том числе такси и каршеринг.
До конца года будет собрано еще какое-то количество седанов i-Pro и кроссоверов i-Joy, плюс добавятся две новинки. Это кроссовер Evolute i-Sky, сборка которого стартовала 16 ноября, и минивэн под названием i-Van — он должен встать на конвейер в декабре. До конца года планируют собрать 144 экземпляра i-Sky и 80 i-Van.
Таким образом, общий объем выпуска должен составить около 3,5 тысячи автомобилей. То есть, примерно в три раза меньше запланированного. На объемы производства влияет множество факторов, среди которых было названо и заметное изменение курса рубля. О том, сколько автомобилей планируется собрать в следующем году, пока ничего не сообщается. Точно известно лишь то, что к началу 2024 года на конвейер встанет пятая модель — кроссовер Evolute i-Jet.
Касательно количества сотрудников завода, сначала нам сообщили, что на данный момент оно составляет 60 человек. При этом год назад сообщалось о 150. Чуть позже представители предприятия добавили, что общее количество по сравнению с прошлым годом не изменилось, просто в моменте задействован не весь штат. Средняя зарплата составляет около 40-50 тысяч рублей. В перспективе на заводе могут трудоустроить порядка 2 тысяч человек.
Сборка и перспективы
Сам же процесс сборки по сравнению с прошлым годом не изменился. На завод приходят готовые машинокомплекты из Китая. Кузова уже собраны и окрашены, в одном из цехов находится их склад. На данный момент это пространство заполнено десятками кузовов от моделей i-Sky и i-Van. Они стоят на специальных платформах, которые перемещаются по цеху с помощью погрузчика. При этом кузова кроссовера i-Sky выглядят более «раздетыми», тут нет переднего и заднего бамперов, а также части оптики. А вот в случае с минивэном i-Van не хватает разве что эмблем.
Далее эти самые кузова отправляются на конвейер. Там устанавливаются батарея, электромотор, передняя и задняя подвески, бамперы, навесное оборудование и некоторые элементы салона, необходимые для работы системы ЭРА-ГЛОНАСС.
По поводу текущего уровня локализации конкретных цифр нам не сообщили, но очевидно, что он по-прежнему невелик. Это телематика, аккумуляторы и ряд мелких расходников, вроде скотч-локов или жгутов. Даже не резине Atlas сейчас стоит клеймо Made in China. Скорее всего, дело тут в стоимости комплектующих. Закупить многие элементы по-прежнему дешевле за границей.
***
В будущем завод должен перейти на производство полного цикла, со сваркой и окраской кузовов. Также уже сейчас идет поиск российских тяговых батарей и электромоторов. Ходят разговоры даже о собственной штамповке кузовных панелей. Но когда все это осуществится — пока что неизвестно. Напомним, что к моменту окончания действия СПИКа (специнвестконтракт) уровень локализации электромобилей Evolute должен достичь впечатляющих 5000 баллов. Впрочем, до 2032 года многое еще может поменяться, в том числе сама система подсчета и начисления этих самых баллов.
Некоторые наши коллеги сообщили, что на «Моторинвесте» могут наладить выпуск автомобилей с ДВС. Мы тоже задали вопрос о возможности выпуска гибридов на предприятии, ведь тот же Forthing T5 Evo HEV, который является родственником модели i-Sky, уже продается в России официально. Представители завода дали очень обтекаемый ответ, с таким посылом, что ситуацию меняется быстро и в принципе возможно все. Однако при текущих условиях выпуск автомобилей с ДВС на «Моторинвесте» вряд ли возможен. Тем более что сам СПИК рассчитан на выпуск электромобилей.
Старт производства Evolute i-Sky: первые впечатления
Кроссовер Evolute i-Sky — это третья модель в производственной гамме «Моторинвеста». Выпуск стартовал 16 ноября и на данный момент это самая дорогая машина в гамме. Кроссовер предлагается в единственной богатой комплектации по цене в 4 920 000 рублей (3 995 000 рублей с учетом скидки по госсубсидии).
От моделей i-Pro и i-Joy новинку отличает расширенный набор «теплых» опций. Помимо подогрева передних сидений у i-Sky есть обогревы руля, лобового стекла и форсунок стеклоомывателя. Однако то, как всем этим воспользоваться, пока что осталось загадкой. Отдельных физических кнопок для обогревов в салоне не нашлось, а мультимедийная система была выключена. Разобраться не помогла даже инструкция, которую можно скачать на официальном сайте.
В целом салон кроссовера оставил приятное впечатление. Материалы отделки хороши и приятны на ощупь. Есть несколько выделяющихся элементов, вроде контрастных вставок на дверях и сиденьях, держателя для смартфона на передней панели или хрустального селектора коробки передач. Общий стиль интерьера тут скорее спортивный, о чем говорят те самые контрастные элементы, сиденья со встроенными подголовниками и черный потолок.
Оснащение отличается от машин для внутреннего китайского рынка не только наличием «теплых» опций. По заглушкам на руле видно, что у нашего кроссовера обычный круиз-контроль, а не адаптивный. Также нет функции атмосферной подсветки. К слову, в Китае у исходного Dongfeng Forthing Thunder есть не только более богатые комплектации, но и более простые. В остальном же оснащение i-Sky скорее соответствует максимально возможному в Китае. В перечне оборудования заявлена даже система автоматической парковки. Хотя на месте кнопки ее активации сейчас стоит заглушка.
Поездить и оценить ходовые качества Evolute i-Sky нам пока что не удалось. Первая машина, собранная на конвейере «Моторинвеста», при нас только заправлялась необходимым ПО и была готова еще не на 100%. Зато журналистам предложили прокатиться по территории завода на кроссоверах i-Joy и седанах i-Pro. К слову, это были служебные автомобили, которыми сотрудники завода пользуются ежедневно, летом и зимой. Более подробно о новом Evolute i-Sky мы планируем рассказать отдельно, когда эти автомобили появятся в пресс-парке.
***
И в заключение отметим, что в текущем году спрос на электромобили в России заметно вырос. Согласно данным «Автостата», по итогам 10 месяцев 2023 года он увеличился в 5 раз (до 10 465 электромобилей). Хотя лидирующие места в рейтинге продаж новых электричек по большей части занимают дорогие модели от брендов, которые не представлены официально. Например, в октябре Evolute занял третье место, впереди оказались Zeekr и Volkswagen.
Помочь в продвижении официальных и доступных электромобилей в массы должна в том числе госсубсидия, а также различные скидки от производителя. Например, согласно информации на официальном сайте Evolute, цена седана i-Pro с учетом всех скидок должна опуститься с рекомендованных 3 млн до 1,6 млн рублей. Такое предложение по сегодняшним меркам выглядит очень заманчиво. Насколько такие скидки повлияют на результаты продаж, узнаем по итогам года. В любом случае, заводу «Моторинвест» остается только пожелать успехов в достижении амбициозных целей.
Роман ЯРОВОЙ (@rvr50), фото автора