Уходящий год для меня однозначно останется в памяти как китайский. Не только в связи с беспощадной монополизацией российского авторынка. И глобально слишком сильны несколько тенденций, связанных с Китаем. Выделю три, на мой взгляд, самых важных.
Первая: очевидный теперь уже всем рост уровня безопасности китайских автомобилей. Я тоже был среди скептиков, до последнего не доверявших данным национальных краш-тестов. Но именно в 2023-м китайцев стали ежемесячно бить по методике Euro NCAP. И абсолютно все модели, участвовавшие в этих тестах, получили максимально возможные пять звезд. Поводов для сомнений больше не осталось – уровень защиты водителя, пассажиров и пешеходов соответствует современным мировым стандартам.
Вторая: мощная мировая экспансия китайских автокорпораций. Не просто «проба на вкус» новых перспективных рынков. А именно долгосрочная экспансия. И уже фактически начало мирового признания экспертами. Выходит, третья тенденция! Впервые за много лет среди номинантов конкурса Всемирный автомобиль года (в его жюри я представляю Россию) оказалось очень много китайских автомобилей. Не две-три модели, как в прошлом году, а два десятка! Еще три года назад не было ни одной.
Кто-то наверняка скажет: в жюри же тоже полно китайских журналистов. Они и выступают в роли лоббистов. Вот и продвигают «своих». На самом деле, в жюри китайские коллеги были и прежде. И немало. И местные новинки пытались «выставить напоказ». Только остальное жюри не позволяло. А теперь все принципиально изменилось. Не удивлюсь, если несколько китайских номинантов доберутся до финала. А в будущем году их станет еще больше. Процесс, который сложно остановить.
***
Давайте теперь вернемся к монополизации российского авторынка. Фактически обывателю, не желающему связываться с параллельным импортом по разным причинам, не оставили выбора. Либо «Лада», либо что-то из китайцев. Без других вариантов. Монополия позволила китайцам жестко диктовать ценовую политику. Без японцев, корейцев и европейцев они ощутили себя полноправными хозяевами рынка. Потребители дружно возмущаются высокими ценами, а через какое-то время смиряются и покупают. Абсолютно ненормальная, даже аномальная ситуация.
Многим кажется, что китайское ценовое иго будет продолжительным. И в Новом году, и в 2025-м… Но у меня есть сомнения в прочности той самой монополии. Не исключаю вариант, при котором на авторынок все же вернутся если не европейцы, то некоторые азиатские производители. И тогда китайцы не смогут навязывать свои условия, как сейчас.
А если конкуренты не вернутся? Есть еще один фактор, способный реанимировать механизм конкуренции на авторынке. Сейчас европейцы и американцы готовят законы, призванные серьезно ограничить экспансию китайских автокорпораций. Там и пошлины, и ряд других ограничений. В случае реализации подобного сценарии те китайские корпорации, которые пока еще опасаются «заходить» в Россию из-за риска санкций, все-таки пойдут на такой шаг. А значит, случится «вторая китайская волна». И тогда компаний станет настолько много, что играть по единым правилам они перестанут. Начиная жестко, по-китайски, конкурировать между собой. Снижение цен при этом раскладе неизбежно.
Дмитрий БАРИНОВ (@atelega) — специально для «Китайских автомобилей»
Ранее в этом блоге:
- Без разницы что покупать. Электромобили в Китае почти сравнялись по цене с обычными машинами
- Теперь и с господдержкой. Китай анонсировал глобальную экспансию своих автобрендов
- На стиральных машинах далеко не уехать? В китайском автопроме все больше самозванцев
В рубрике «Блоги» мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. По вопросам создания своего блога на сайте «Китайские автомобили» пишите на autochina24@mail.ru. Номер для сообщений в Whatsapp или Telegram: +79009260175.