Новый тренд, который обязательно получит развитие в 2024 году: китайские компании одна за другой заявляют о планах открыть собственные автозаводы в Европе. Так, Chery намерена запустить фабрику в Испании, а BYD — в Венгрии. Всего о подобных проектах сообщили уже как минимум четыре производителя из Поднебесной.
Зачем китайские компании строят автозаводы в Европе
В 2023 году ряд брендов из Поднебесной стал активно выходить на рынки западных стран. И ценообразование их моделей на чистой электроэнергии заставило напрячься политиков Евросоюза. Они обвинили Китай в субсидировании экспорта в ЕС, из-за которого создаётся неконкурентное ценовое предложение. Пока что европейцы изучают этот вопрос. Но с большой долей вероятности они будут повышать заградительные тарифы на импортные автомобили.
Для того, чтобы снизить эффект от подобных пошлин, китайские автокомпании решили создавать собственные производственные центры в ЕС. Ещё один аргумент в пользу открытия фабрик на западе – патриотичность местных покупателей. Они с большей охотой купят автомобиль, который хотя бы отвёрточным методом собрали на их родине.
При этом сами продажи китайских брендов в странах Европы пока невысокие. Хорошо продаётся здесь только марка MG с британскими корнями. А среди электромобилей неплохо чувствуют себя BYD и GWM (Ora). Тем не менее, объёмы реализации выглядят недостаточными для рентабельности локализации. Судя по всему, на данном этапе Китаю эти проекты нужны больше для престижа, а также укрепления рыночных позиций в долгосрочной перспективе.
Какие бренды открывают производство в Европе
В июле 2023 года о планах по запуску фабрики на территории Европы заявил крупный китайский концерн SAIC. Напомним, что именно ему принадлежит марка MG, которая в 2022-м продала в Европе более 100 тысяч автомобилей. По словам управляющего директора SAIC по развитию международного бизнеса Юй Дэ, открытие фабрики стало новым приоритетом компании. Конкретной информации о заводе нет, но после его запуска компания рассчитывает вывести годовые продажи в Европе на уровень 200 тысяч автомобилей в год.
О проекте в Европе рассказала и компания Great Wall Motor. Напомним, что в западных странах компания под брендом GWM реализует автомобили марок Wey и Ora. По словам представителей компании, рынок Европы – один из целевых, а локализация производства позволит усилить связи с европейскими партнёрами. Отметим, что у GWM уже широкий опыт в открытии зарубежных производственных центров. У этой компании работают фабрики в Южной Америке, Юго-Восточной Азии и России.
В декабре 2023 года Chery заявила о том, что в 2024 году начнёт производство в Испании. Китайская компания собирается заново запустить конвейеры старенького завода Nissan Barcelona с производственной мощностью 50 тысяч автомобилей в год. При этом Chery планирует повысить объём выпуска машин до 250 тысяч. Первой моделью на конвейере станет Chery Omoda 5, известный в России как Omoda C5.
А BYD официально анонсировал строительство фабрики в Венгрии. Её мощность составит 100 тысяч автомобилей в год. С конвейеров фабрики будут сходить полностью электрические и гибридные модели. Отметим, что в Венгрии уже действует фабрика Nio по производству станций о замене тяговых аккумуляторов. Завод здесь хочет открыть и крупнейший китайский производитель тяговых батарей CATL. Кстати, у самой компании BYD уже есть фабрика по производству автобусов в Словакии.
***
Таким образом, всё больше китайских компаний открывают производственные центры в Европе. Что получится их этих проектов и наводнят ли западные страны автомобили из Поднебесной – увидим в ближайшем будущем.
Денис БОБЫЛЕВ (YouTube)