Молодое поколение читателей, возможно, полагает, что китайские автомобили нагрянули в Россию, что называется, вот-вот, в наши дни. И для них, возможно, станет некоторым откровением, что ещё 15-20 лет автомобильная продукция из КНР принимала активное участие в выставочных мероприятиях на территории России.
Разгребал тут свои старые рукописные «талмуды» и наткнулся на, скажем так, «стенограмму» одного автосалона, который прошёл в Петербурге в далёком 2006 году в ВО «Ленэкспо» — на тот момент, крупнейшей выставочной площадке Северной столицы, где порой демонстрировались новинки отечественного масштаба. Вот и на той выставке, если кто помнит, состоялась российская премьера компактвэна Citroen C4 Picasso и нового Honda CR-V. Жаль, не осталось личных фотографий – они, пожалуй, были бы интереснее текстовки. Ну да ладно.
Та выставка называлась «Авто+Автомеханика-2006» и запомнилась обилием китайских экспонатов. Что интересно, предшествующие мероприятию анонсы обходили стороной автопроизводителей из КНР. Людей за 150 рублей (цена билета) зазывали в Гавань чем угодно – «Опелями» и «Фольксвагенами», «Фордами» и «Хондами», и при этом ни слова про «китайцев». Читаю в своём «манускрипте» буквально следующее: «Отличительной особенностью нынешней выставки стало равноправное (если так можно выразиться) участие китайских автопроизводителей. Выстрелила Группа компаний «Ирито», представляющая в России сразу 6 автомобильных брендов из Поднебесной».
Эта компания поразила тогда тем, что смогла оформить выставочный стенд в полном соответствии с лучшими мировыми стандартами, для чего привлекла специалистов одного из местных дилеров. Запись моя констатирует пульс события: «Что самое интересное, посетительский интерес к китайским пикапам и внедорожникам оказался прогнозируемо высоким». При этом хорошо помню, как народ то и дело всхлипывал, обследуя изделия китайского автопрома: «Тут нестыковка кузовных панелей, тут дверь скрипит, а тут пластмассой воняет». Было дело, не отвертеться.
Great Wall и Hover
Сегодня новинки того автосалона кажутся несколько грубоватыми, а, может, наоборот, смешными «мыльницами». Однако не станем придираться – носили же мы когда-то самопальные «варёнки», и ничего, считали себя модниками. Одной из главных премьер выставки в Гавани стал модернизированный Great Wall SUV G5 (Safe). Уже сама характеристика «модернизированный» намекает на то, что автомобиль к тому времени не был для россиян каким-то откровением. Наоборот, его хорошо знали, а потому требовалось подогреть интерес к усовершенствованной версии. Посвежевшая версия получила более мощный (2,4 литра, 130 л.с.) силовой агрегат от Mitsubishi, дисковые задние тормоза и улучшенный салон.
По степени новизны с «Грейтволом» мог поспорить разве что флагманский внедорожник Hover H2. Он наконец обзавёлся автоматической трансмиссией, которую так ждали российские потребители.
Представители «Ирито» провели в рамках выставки пресс-конференцию и поделились некоторой актуальной статисткой. Оказалось, что на тот момент времени Great Wall являлся в России самым продаваемым брендом среди всех «китайцев». С января по октябрь 2006 года россияне приобрели 3627 ед. Great Wall. Подавляющее большинство из них составили полноприводные пикапы Deer (2582 ед.).
На долю «люкс-джипа» Hover (именно так его преподнесла компания-импортёр) пришлось 294 реализованных автомобиля. Остальное поделили между собой Sailor и SUV G5. По информации продавцов, «более чем годовая эксплуатация автомобилей Great Wall в российских условиях показала их надёжность и высокие потребительские качества».
BYD, DongFeng, Hafei
Уже тогда в России была известна марка BYD, которая нынче изумляет искушённых европейцев. Авторская запись конкретизирует: «Уверенный рост демонстрируют продажи китайских автомобилей компакт-класса. Так, микролитражка BYD Flyer, считающаяся самой доступной иномаркой на российском рынке, за 9 месяцев 2006 года разошлась тиражом 1240 ед. Другой «прищуренный» малыш – Hafei Brio, дебютировавший только весной этого года, показал результат в 812 машин».
В линейке машин коммерческого назначения Группа «Ирито» сделала акцент на новый для тогдашнего состояния рынка бренд DongFeng: «Эта китайская компания выпускает целую гамму грузовиков и автобусов». В Гавани марка презентовала 2 грузовых автомобиля – DFA 1045 грузоподъемностью 3 тонны и «пятитонник» DFA 1062. Наряду с этим посетители смогли познакомиться с автобусами DongFeng, которые были готовы обслуживать городские и пригородные маршруты. Вместимость моделей DFA 6600 и DFA 6801 — соответственно 35 и 50 пассажиров.
FAW – ставка на грузовики
Далее в записях значится марка FAW. Причём, как мною отмечено особо, воспринимается она россиянами как «старая знакомая». Оно и понятно: за 9 месяцев 2006-го в стране было продано почти 1 000 машин FAW. «Эти три латинские буквы украшают радиаторную решетку небольших китайских грузовиков, уже бороздящих улицы Северной столицы. На выставку продавец привёз целую линейку новых мини-грузовиков: FAW 1011 с удлиненной кабиной, FAW CA 1020V с 5-ступенчатой КПП и FAW CA 1020 VR с двух рядной четырехместной кабиной».
Пришедшим тогда в Гавань петербуржцам и гостям города приглянулся новый на тот момент компактный минивэн FAW 6371, оснащённый 1,1-литровым 52-сильным движком. Читаю про характеристики автомобиля: «В этой модели сочетаются такие преимущества, как экономичный мотор, цельнометаллический кузов с возможностью погрузки-разгрузки с трёх сторон и, естественно, компактные габаритные размеры, так востребованные в условиях густонаселенного мегаполиса. Выставка китайских грузовиков одновременно стала демонстрацией возможностей по их дополнительному оснащению: все машины укомплектованы как обычными бортовыми кузовами, так и фургонами различного назначения – промтоварным, хлебным, изотермическим и т.д.».
Рука автора финализирует увиденное: «Менеджеры «Ирито» полны решимости и дальше продвигать в России китайские автомобили, считая, что покупательский спрос на них год от года будет лишь расти. Уже сейчас продавцы заявляют, что усилиями 120 салонов в 53 городах страны удастся отгрузить потребителям не менее 10 тыс. «китайцев».
Кто из них жив по сей день?
Мы прошерстили маркетплейсы и обнаружили, что некоторые из названных выше автомобилей можно приобрести и сегодня. Выбор небольшой, и всё же. Так, например. Great Wall Deer образца 2006 г.в. нынче можно приобрести по цене от 270 до 420 тысяч рублей. Как правило, это будут пикапы с двойной кабиной, 2,2-литровым бензиновым двигателем мощностью 105 л.с. Заявленный пробег машин – не более 170 тыс. км. Состояние – можно только гадать.
Great Wall Sailor располагает тем же ДВС и той же трансмиссией, что и Deer. Машин в продаже не суть как много, и пробеги более серьёзные – до 260 тысяч км. Стоимость – от 195 до 550 тысяч рублей.
В случае с субкомпактным хэтчбеком BYD Flyer того же 2006 г.в. приходится констатировать вполне приемлемые пробеги — от 70 до 150 тысяч км. Ценник – 60–100 тысяч рублей, в некоторых исключительных случаях – до 290 тысяч рублей. Двигатель – объёмом 0,8 литра мощностью 40 л.с., коробка передач – механическая.
Сопоставимый по габаритам малыш Hafei Brio 18-летней выдержки предлагается по несколько более высоким ценам – 90-130 тысяч рублей, есть варианты за 180 и 260 тысяч. Средние пробеги – 60-130 тысяч км. Под капотом «пятидверки» 1,1-литровый ДВС мощностью 46 л.с. агрегатированный с МКПП.
Андрей ИВАНОВ (@chinamashina)
Ранее в этой рубрике:
- Китайский автопром: от копий — к стандартам. Колонка Андрея Иванова
- Европа против Китая: крыть нечем, нужна кооперация. Мнение Андрея Иванова
- Чем запомнился уходящий 2023 год: тренды, события, комментарии. Колонка Андрея Иванова